{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Развитие и продажа стартапа

В предыдущей статье я рассказал про запуск стартапа. Перейду к продаже и выходу из стартапа – конечной цели, которые преследуют основатели при запуске, а в комментариях было бы интересно услышать от цели от основателей, чтающих статью.

Моя команда занимается аутсорс-разработкой стартапов уже 6 лет. Я часто слышу, что главное – запустить и раскрутить проект, а что с ним делать дальше, можно разобраться и потом. Отсутствие этой цели очень мешает в решении стратегических задач: вроде как хочется сделать всё круто и заработать много денег, но из-за размытости конечной цели непонятно, куда двигаться и какие решения принимать на том или ином этапе развития.

Больше материалов в видео формате на моём YouTube-канале

Я выделил 4 основных цели развития стартапов, надеюсь, эти тезисы помогут вам разобраться с тем, что делать со своим проектом в будущем.

1. Получение прибыли/запуск бизнеса

Яркий пример – проекты наподобие Озона или Вайлдберрис. Цель у них не в том, чтобы свернуть проект и получить максимум денег в финальный момент времени, а в постоянном росте и развитии. Главное отличие стартапа от классического бизнеса в том, что у него ещё не определена бизнес-модель, и он находится в её поисках.

Как только она будет нащупана, стартап превращается в бизнес и начинается рост. Под бизнес-моделью я имею ввиду, в том числе, и сводимость юнит-экономики.

Например, возьмём YouDo. Мы на коробочном решении запускаем сервисы по поиску исполнителей, и очень часто клиенты хотят запустить аналоги фриланса в узкой сфере: для юристов, бытовых услуг, в строительной сфере и пр. Они видят, что в сервис добавляются исполнители, и планируют зарабатывать на комиссии, подписке или оплате за отклик – то есть постоянный поток денег, который при развитии бизнеса будет всё больше и больше. Цель – не закрытие, а максимальное увеличение прибыли.

Важно понимать, что прибыль может быть не с первых месяцев и даже не с первых лет: Озон запустился давно, а на кассовую прибыльность не вышел до сих пор не смотря на огромную выручку. И не потому, что директора у него дураки, что не могут свести дебит с кредитом, а потому что они находятся в стадии активного роста, и вся прибыль и новопривлечённые инвестиции тратятся на всё больший охват аудитории.

Иными словами, Озон вполне мог бы остаться маленьким маркетплейсом, который приносил бы сравнительно небольшие деньги и был прибыльным, но директора приняли решение, что нужно максимально охватить рынок, и только затем менять стратегию на максимилизацию прибыли. Работая несколько лет в минус и живя на инвестиционные деньги, Озон придёт к тому, что с какого-то месяца он начнёт получать прибыль, и владельцы сервиса вместе с иными вошедшими в долю получат первые дивиденды (и доля в количественном выражении так же будет расти) .

Данные с Investing.com

Частично переход к этой стратегии мы видим сейчас в срезании строк расхода маркетплейса — начиная от экономии на картонных коробках, заканчивая более жёсткой политикой к поставщикам.

2. Продажа стратегическому партнёру

Достаточно частый пример, незаслуженно не учитывающийся на старте: при запуске все, как правило, хотят запустить бизнес и пассивно получать прибыль. Пассивностью тут и не пахнет, для заработка придётся попотеть, о чём большинство и не подозревает: проще франшизу купить, чем сделать стартап.

А вот продажа партнёру – достаточно неплохой вариант, который подразумевает движение к заданной цели с самого начала. Классический пример: вы запустили консультацию врачей онлайн, привлекли первых врачей, привлекли пользователей, протестировали рекламную кампанию – и продали его Яндексу, который реализует идею под брендом «Яндекс Здоровье».

Важно: стартапов достаточно много, и условный Яндекс отсматривает их все. Смотрят они, само собой, только то, что может заинтересовать их потенциально: промышленные холдинги изучают всё, что связано с металлургами, СБЕР в основном специализируется на IT (Яндекс и Мэйл – тоже) . Поэтому при разработке важно заранее продумать, под какую отрасль вы делаете, и обозначить несколько парнтёров, которым ваш проект будет потенциально интересен и которые заточены под то направлении, в котором вы двигаетесь.

Когда запускался Яндекс Здоровье, на рынок вышло ещё несколько проектов, связанных с оказанием онлайн-услуг: как раз настала волна коронавируса, пошли слухи о грядущем локдауне, и немного загодя такие вещи стали появляться как грибы. Стратеги начали пылесосить все проекты, связанные с услугами онлайн, при этом у них не было задачи купить кого-то конкретно: они выбирали 10-20 похожих стартапов с небольшим развитием, чтобы посмотреть, как будут эти команды развиваться, и оставляли два-три, у которых получалось лучше всего.

Например, в SBERUNITY 3000+ стартапов, есть из чего выбрать 5-10 подходящих

Часто можно услышать вопросы наподобие: «зачем мне продавать что-то рабочее Яндексу?» Ответ прост: в момент продажи вы получаете столько денег, что сумма перекрывает небольшой рост при возможной прибыли в будущем. Если вы делали проект, и Яндекс купил его у вас за 100 миллионов – это и есть ваша монетизация.

Вы изначально можете не рассматривать его как бизнес, и все деньги, которые платили бы клиенты, уходили бы врачам, а сам сервис не зарабатывал бы никак, существуя только на ваши и привлечённые деньги. Причём по условиям вас даже могут оставить в штате, чтобы вы, как в эксперт в своей области, продолжали развитие продукта и получили бы зарплату и возможные бонусы за успехи.

Ценность продаваемого проекта может быть не в самой технологии, а в базе, которую вы предоставляете. Если вы запустили сервис по врачебным консультациям, и подобных в Интернете пруд пруди, Яндекс может купить именно ваш проект, если у него очень большая клиентура. На этой базе он сможет монетизироваться не только за счёт изначальной услуги по врачам, но и на прочих своих сервисах в формате единой экосистемы, например, добавив подписку «Плюс». Поэтому, возможно, вместо крутой технологии лучше делать упор на крутую юнит-экономику.

3. Партнёрские программы

Этот вариант максимально подходит тем, кого интересуют минимальные трудозатраты со своей стороны на длительном периоде времени. Вы запускаете сервис в бесплатном режиме, аудитория растёт, деньги, затрачиваемые на маркетинг, компенсируются получаемой прибылью, а основная прибыль обеспечивается заработком на партнёрках.

Запустив аналог фриланса, вы можете зарабатывать на баннерной рекламе партнёров (речь не о РСЯ, а о продаже рекламы сторонних агентств) , продажах внутри сервиса, реферальных программах и т. д. При этом у пользователей должен быть потенциальный интерес к каким-либо смежным отраслям, в которых есть партнёрка, чтобы вы свою аудиторию могли перегонять на смежные сервисы и зарабатывали на этом комиссию.

Поэтому если вы ставите перед своим проектом цель именно такого заработка, заранее узнайте, если ли в смежных областях уже раскрученные сервисы с партнёрской программой и сколько они могут заплатить вам за каждого привлечённого клиента. То есть ваш сервис будет работать как CPA-актив.

Мои контакты:

https://brightmobile. ru

d@brightmobile. ru

Телеграм для связи

Канал про разработку сервисов и приложений

Яркий пример – произвольный интернет-магазин, продающий услуги по доставке, страховке груза и кредиту. ИМ – это не стартап, но суть та же: даже работая в ноль, вы зарабатываете на сопутствующих услугах. Часть клиентов оформляет доставку от CDEKа, и вы получаете от него определённую комиссию, часть страхуют товар, и в этом случае вы получаете проценты от страховых компаний, а ещё часть берёт товар в рассрочку, и тогда вы получаете комиссионные от банка.

Точно так же работают автосалоны: за машину они давали существенную скидку, зато зарабатывали на кредите, страховке и собственных допах, которые навешивали на покупателя. Текущая ситуация, конечно, эту схему сломала.

4. Инвестиционная монетизация

Долго думал, включать ли этот пункт или нет, но решил, что стоит писать всё по-честному. Этот метод монетизации – «серый», и сервис при подобном раскладе жив, только когда в него вливают инвестиции. Работает это так: вы запустили проект, начали привлекать инвесторов, продали первому инвестору 10% например, за 2 миллиона для MVP.

Кроме трат на разработку в эти деньги входит ваша «зарплата»: вы говорите инвестору, что пока сервис не приносит прибыли, на что-то жить вам нужно, а потому включаете этот пункт в расходы. Например, 100к в месяц. Практика эта нормальная, инвестиционные фонды относятся к ней хорошо, и никаких дополнительных вопросов не будет.

Вы привлекаете инвестиции от нескольких инвесторов на год, а затем начинаете искать следующие. Само собой, у вас в стартапе должен быть какой-то прогресс и более высокие показатели. Под те же 10% вы привлекаете нового инвестора, но, например, уже 15 миллионов, так как проект уже не на стадии MVP, а на этапе масштабирования. А в качестве своей зарплаты дописываете себе не 100к в месяц, а 200к и т. д.

Суммы я указал произвольные, только для иллюстрации примера.

Так, развивая свой проект и переводя его на всё более высокий уровень, вы всё больше повышаете свою «зарплату». Если в какой-то момент основатель не может найти следующие инвестиции, проводятся переговоры между всеми инвесторами, и происходит «мягкий шантаж». Основатель сообщает, что денег нет: ни на маркетинг, ни на техническую часть, ни на еду. И предлагает варианты: либо проект закрывается, и все расходятся по домам, либо он продаётся, и все получают кэш пропорционально своей доле, либо сейчас инвесторы снова скинутся, и история продолжится дальше.

Такой подход мне не нравится, но он имеет место быть.

Послесловие

Цели, поставленные перед стартапом, могут с течением времени меняться. Приведу пример из нашего любимого Тольятти: лет 20 назад, на заре появления Интернета у нас была основана компания «Аист» — телеком-компания, выросшая из полупрофессиональных сетей.

Сначала в городе были просто локалки, а потом появились первые провайдеры, которые начали продавать этим сетям интернет. Пока интернет ещё не вошёл в жизнь тольяттинцев так активно, как теперь, это был настоящий стартап. Основатели внедряли новую технологию, и до бизнеса, и до обычных абонентов, приходилось доносить идею, зачем это вообще нужно.

«Аист» потихоньку развивался и стал самым успешным среди прочих: кто-то так и остался мелкой фирмой на уровне домового Интернета, кто-то закрылся, а «Аист» завоевал больше половины города.

А несколько лет назад, основатели продали всю свою компанию Ростелекому. Сделка была открытой: два основателя получили за неё 1,5 миллиарда рублей. Если рассмотреть идею стартапа по нашим четырём целям, можно увидеть, что вначале «Аист» отвечал первому варианту – запуску с целью получения прибыли.

Компания развивалась, вкладывалась в маркетинг, привлекала новых клиентов, устраивала акции, скидки, т. е. масштабировала свою аудиторию, чтобы на ней зарабатывать. В момент, когда началась жёсткая конкурентная борьба, «Аист» выдержал и свою абонентскую базу не растерял. Тогда на горизонте Тольятти появился стратег в лице Ростелекома, который мог либо запустить свой продукт, либо купить готовую базу «Аиста».

Ростелеком сделал и то, и другое: сейчас в Тольятти можно напрямую подключиться и к Ростелекому, и «Аисту», хотя его владельцем является тот же Ростелеком. 20 лет основатели развивали «Аист» по первой схеме как бизнес – и затем продали долю стратегу по второй схеме.

Это яркий пример того, какие бывают стартапы в обычной жизни: это необязательно что-то на уровне Илона Маска или Майкрософта, это может быть тихо, спокойно и с хорошими деньгами. Для меня 1,5 миллиарда рублей – это очень большая сумма, ради которой стоит запускать стартап. Конечно, чтобы их получить, основатели немало потрудились: вложили в проект 20 лет, потратив их на развитие, масштабирование, а затем и продажу проекта.

А какой экзит будет успешным для вас?

0
10 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Bright Mobile
Автор

Чем более развит (большая капитализация) тем дороже можно продать

Ответить
Развернуть ветку
Олег Крюков

Как развить свой стартап? Как его продать? Какие секреты успеха стоит знать?

Ответить
Развернуть ветку
Bright Mobile
Автор

У вас какой-то конкретный проект? Боюсь что на общие вопросы будут такие же общие ответы

Ответить
Развернуть ветку
Толя Кличановский

Стартапы - это просто модное словечко в бизнесе!

Ответить
Развернуть ветку
Bright Mobile
Автор

ну обычно стартап и бизнес в классическом понимании разделяют по наличию того или иного "новшества". Оно может быть как интеллектуальное, то есть условное изобретение, так и процессуальное, например, при уберизации 20 лет назад

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Сухарев

Стартапы - это моя вечная любовь и боль!

Ответить
Развернуть ветку
Eugenio F.

Денис, лично вы сколько своих старапов продали? Можно включить и сторонние, если без вас бы не продали

Ответить
Развернуть ветку
Мордолента - знакомства

Интересно, а мой стартап https://dayvinchik.ru может ли быть хоть кому-то интересен, в дальнейшем? И в области знакомств всё глухо с покупателями?))

Ответить
Развернуть ветку
Denkotovskiy

А есть знакомства для несерьезных?

Ответить
Развернуть ветку
Мордолента - знакомства

Конечно! Там же выбирайте в целях знакомства "секс на 1-2 раза", и пускайтесь во все тяжкие.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда