Где в России ночевать хорошо: анализ рынка краткосрочной аренды жилья за 2023 и прогнозы на 2024-2025 годы
Всем привет! Это АО «Тоннэкс груп». Наша команда строит в Московской области доходные гостевые дома в коттеджных поселках.
Собрали самые интересные результаты из нескольких исследований рынка загородной недвижимости и краткосрочной аренды, чтобы оценить текущее состояние и перспективы развития индустрии в ближайшие годы.
В материале: какие регионы посещает больше всего туристов (Алтая и Камчатки там нет), к чему привел уход международных сервисов онлайн-бронирования, сколько стоит снять дачу на выходные в Подмосковье и все такое прочее.
Драйверы развития рынка краткосрочной аренды жилья в России
Для роста нужны условия. И эти условия есть.
Главные предпосылки к росту рынка:
- Уход международных классифайдов и сервисов онлайн-бронирования
- Рост мобильности граждан и развитие внутреннего туризма — увеличение турпотока и развитие туризма выходного дня
- Рост инвестиций граждан в жилье для сдачи в краткосрочную аренду
- Рост разнообразия вариантов размещения и широкий ценовой диапазон
На первый взгляд утверждение, что уход международных классифайдов и сервисов онлайн-бронирования является драйвером рынка — контринтуитивно. Кажется, что арендодателям стало сложнее размещаться, а арендаторам — сложнее заселяться.
Если же посмотреть на комиссии, все становится ясно:
Раньше «Букинг» был практически монополистом и потому позволял себе брать с отелей до 25% комиссии. С его уходом монополия исчезла, и на рынке появилось множество игроков поменьше. Отечественные сервисы в борьбе за долю на осиротевшем рынке берут с арендодателей по 10-15%.
Именно то, что теперь отели и частные арендодатели экономят на комиссии, и является драйвером рынка. Высвободившиеся из-под издержек средства можно направлять на пополнение номерного фонда.
Барьеры для развития рынка
Будущее рынка определяется не только его драйверами, но и тем, какие у него перспективы в преодолении барьеров.
Главные барьеры на пути роста рынка:
- Недостаточный учет особенностей рынка краткосрочной аренды в законодательной политике
- Возможная бюрократизация процедуры регистрации жилья для сдачи в аренду
- Недоверие со стороны потребителей и опасения по поводу мошенничества: особенно актуально в свете того, что «Букинг» ушел, а на самые популярные площадки — Авито и Циан, активно приходят мошенники
Проблема наплыва мошенников активно решается классифайдами и сервисами онлайн-бронирования. Этот барьер однозначно будет преодолен рынком.
Проблемы законодательства и бюрократизации действительно нависали над рынком в 2023 году. Однако в тексте закона о краткосрочной аренде, который действует с 1 января 2024 года, нет никаких новых положений, которые бы грозили участникам рынка серьезными проблемами. Все обошлось.
Оценка состояния рынка краткосрочной аренды в России и прогноз на 2 года
У рынка краткосрочной аренды довольно высокая база. Однако у сегмента загородной гостиничной недвижимости она низкая — в Московской области не хватает от 300 до 500 тысяч юнитов.
Есть менее оптимистичные оценки рынка, но даже по самым консервативным прогнозам рынок краткосрочной аренды будет расти минимум на 18% в год ближайшие 5 лет.
Сервисы онлайн-бронирования и классифайды
Конкуренция — двигатель индустрии. Отечественные классифайды и сервисы онлайн-бронирования активно развиваются и наращивают аудиторию.
Любая монополия бьет по кошельку клиентов, так что уход оздоровил рынок в каком-то смысле, хоть сперва и усложнил жизнь как гостям, так и объектам размещения.
Топ-7 регионов по количеству объектов недвижимости для краткосрочной аренды в 2023 году
Мы строим гостевые дома в Московской области, и это самый перспективный регион в отношении туризма выходного дня.
Да, у Москвы и Краснодарского края одинаковая доля на рынке туризма выходного дня, но надо учитывать вот что: курорты Краснодарского края переполнены и их так много, что конкуренция там дикая. В Москве же с номерным фондом дефицит, так что за счет низкой базы этот фрагмент рынка будет расти крайне стремительно.
Сезонность спроса на жилые объекты для сдачи в краткосрочную аренду
Типы объектов из исследования:
- Комнаты в квартирах/апартаментах
- Квартиры
- Апартаменты
- Гостевые дома
- Комнаты в гостевых домах
Средняя доля объектов с повышенным спросом: 66%.
Среднее количество месяцев в году с повышенным спросом: 3,3.
Спрос на гостевые дома в среднем больше, чем на объекты других типов: среди гостевых домов доля объектов с повышенным спросом выше — 79%, а продолжительность повышенного спроса больше — 4,4 месяца в году.
Для комнат в гостевых домах эти показатели чуть ниже, а вот для всех остальных объектов они даже ниже среднего. Так что гостевые дома сдаются заметно лучше, чем квартиры, апартаменты и комнаты в них.
Спрос на посуточную аренду увеличился в 2022 году на 64%.
Средняя стоимость жилых объектов для сдачи в краткосрочную аренду
В таблице ниже средние цены для российского рынка:
В Москве и области цены заметно выше: квартиры посуточно сдаются в среднем по 3509 ₽. Усреднить цены на дома в Москве и области сложно, потому что здесь слишком большое разнообразие предложений, но вот для ориентира: дачи сдаются в среднем по 10 200 ₽, а гостевые дома в загородных отелях по 12-15 тысяч за сутки.
Направления поездок в 2023 году
Куда едут Россияне в рамках внутреннего туризма:
Города Золотого кольца не так далеки от Москвы, а с находящегося в Московской области Сергиева Посада маршрут по Золотому кольцу вообще начинается. Учитывая это, можно предположить, что часть 8% этого направления перетекает и в объекты размещения внутри Московской области.
Значимость характеристик при выборе жилья для краткосрочной аренды
Рассмотрим еще одну причину роста сегмента рынка гостевых домов относительно гостиничных номеров и апартаментов — лояльность аудитории.
Из исследования мнений туристов следует, что по множеству параметров из требования к гостевым домам куда ниже, чем к гостиничным номерам, апартаментам и квартирам. Так что для коттедж-отелей это преимущество: гораздо проще создать для клиента условия, в которых он будет доволен.
Уровень важности: 0 — низкий, 1 — высокий.
Выводы
Коротко главные тезисы материала:
- По множеству параметров требования к гостевым домам у постояльцев куда менее высокие, чем к гостиничным номерам, апартаментам и квартирам. Например, люди, отдыхающие в домах, гораздо меньше заморачиваются по поводу расположения отеля.
- Уход международных сервисов онлайн-бронирования разрушил монополию «Букинга» и создал конкуренцию среди отечественных классифайдов, что привело к снижению комиссии для отелей.
- Спрос на посуточную аренду увеличился в 2022 году на 64%.
- 26% туристов внутри России посещают Москву и Московскую область.
- Спрос на гостевые дома в среднем больше, чем на объекты других типов: среди гостевых домов доля объектов с повышенным спросом выше — 79%, а продолжительность повышенного спроса больше — 4,4 месяца в году.
АО «Тоннэкс груп» строит и продает гостевые дома в клубных коттедж-отелях в Московской области. Инвестиции в такие доходные дома — это возможность получать ренту. Не такую большую, как от самотлорской нефти, но зато без головной боли.
Подписывайтесь на телеграм-канал TON-NEX, чтобы оставаться в курсе наших проектов и узнавать много полезного про строительство, инвестиции и загородную недвижимость.
Спасибо, что дочитали!
Расскажите в комментариях, что вы думаете о перспективах рынка загородных домов и краткосрочной аренды?
Познавательно, интересно 🧐