Минтранс предложил обязать перевозчиков передавать номера, IP-адреса, данные банковских карт и пароли пассажиров — «Ъ» Статьи редакции

Требования затронут все виды перевозок, а сведения будут храниться семь лет.

Обновлено в 20:35 мск. Приказ о новом порядке формирования автоматизированных баз персональных данных о пассажирах и персонале не обязывает перевозчиков собирать дополнительную информацию, помимо той, которая указывается пассажиром при покупке билета, сообщил РБК замглавы Минтранса Дмитрий Баканов. «Данный перечень информации предоставляется только в случае её фактической фиксации в информационной системе авиакомпании».
  • Минтранс подготовил проект приказа о новом порядке формирования автоматизированных баз персональных данных пассажиров и персонала, который должен вступить в силу 1 сентября 2024 года. С документом ознакомился «Ъ».
  • Он расширяет перечень сведений, которые перевозчики должны передавать в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), доступ к которой есть у Росавиации, Ространснадзора, МВД и ФСБ.
  • Помимо данных паспорта и билета, перевозчиков обяжут передавать в базу IP-адреса, телефоны, адреса электронной почты и пароли учётных записей пассажиров на сайтах компаний. При безналичной оплате также четыре последние цифры карты и название банка. Исполнять требования должны будут компании воздушного, водного и железнодорожного транспорта, а также автомобильного — при междугородном и международном сообщении (кроме рейсов между Москвой и Подмосковьем, Петербургом и Ленобластью). Данные будут храниться семь лет.
  • В Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) в отзыве на проект документа указали, что логин и пароль учётной записи — «сведения конфиденциального характера», которые не подлежат раскрытию без согласия пользователя. Кроме того, сбор и передача данных в таком объёме несёт риски утечек.
  • В Smartavia добавили, что авиакомпания не хранит IP-адрес и порт, с которого осуществлена закупка или бронирование билета: «Человек может дойти до стадии бронирования на одном устройстве, продолжить покупку с другого, а осуществлять все эти действия с использованием VPN». Собеседник «Ъ» в одном из авиаперевозчиков заявил, что не понимает, насколько возможна автоматическая передача такого количества данных и зачем это нужно.
  • В автобусных и рейсовых перевозках через интернет оформляется только 10-15% билетов, отмечает директор «Объединения автопассажирских перевозчиков» Татьяна Ракулова. Верификация банковских карт пассажиров на кассе создаст дополнительные сложности для перевозчиков.
  • В Минтрансе не ответили на запрос «Ъ». Близкий к ведомству источник сообщил, что дорабатываться документ уже не будет. Опасения перевозчиков он счёл преувеличенными: «С учётом развития хакерских возможностей ничего нельзя исключать, но системы ЕГИС ОТБ защищены лучше, чем системы бронирований перевозчиков». По его словам, анализ этих данных позволит оперативно выявлять «поведенческие аномалии» и вычислять злоумышленников — «от контрабандистов до террористов».
  • Собеседник в одной из отечественных систем бронирования пояснил, что у них хранится «минимальный» набор данных о пассажирах и билете. После вступления в силу новых правил компаниям придётся пересматривать соглашения с перевозчиками. Для последних перестройка работы будет «дорогим и долгим процессом», заключил он.
0
432 комментария
Написать комментарий...
Случай

Ща расскажут, почему это хорошая новость
@Алеоп, але оп!

Ответить
Развернуть ветку
Алеоп

С фига ли мне должно всё нравится?
Конкретно мое мнение, пофиг, что Миниранс будет иметь доступ в мой кабинет какой-то авиакомпании. Если там итак сотрудники авиакомпании имеют доступ, которые могут слить данные оттуда. Да и к тому же, кабинетов там у меня нет. Если более чувствительные сервисы (почта, госуслуги и т.п.) уже под колпаком, че мне расстраиваться еще и из-за авиакомпаний. Я живу по принципу, что все системы дырявые и везде есть чмошники, которые могут слить мои данные.

Ответить
Развернуть ветку
Leo Uvarov

чем больше лиц, имеющих доступ, тем больше вероятность слива.

Ответить
Развернуть ветку
Борис

Мои данные давно уже слиты не один десяток раз, но я не переживаю особо, мошенников просто посылаю, банкиров и страховщиков тоже.

Ответить
Развернуть ветку
Leo Uvarov

приставов тоже пошлете?

Ответить
Развернуть ветку
Борис

У меня нет долгов и поэтому приставы меня не беспокоят. И приставы имеют прямой доступ ко всем вашим данным по закону и они могут делать запросы в другие государственные структуры и банки и я не понимаю почему мои данные должны быть слиты приставам если у них итак есть доступ к ним без всяких сливов. Это все равно что написать, что мои данные слили полицейским.

Ответить
Развернуть ветку
Leo Uvarov

я про ситуацию, когда мошенники оформят на вас кредит, например.

Ответить
Развернуть ветку
Борис

Я регулярно проверяю кредитную историю и всем советую чтобы вовремя обнаружить подобное.

Ответить
Развернуть ветку
429 комментариев
Раскрывать всегда