{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как Яндекс захватил сферу такси

Всем привет, это Автодок! Когда кто-то говорит о чипсах, все вспоминают Лэйс, о газировке — колу. А когда речь заходит о такси перед глазами всплывает логотип Яндекса. Доля рынка этой компании настолько велика, что в феврале ситуацией заинтересовалась ФАС. Но так было далеко не всегда. Давайте вместе разберемся, как это произошло.

А начиналось так красиво

В 2011 году Яндекс запустил сервис, позволяющий найти ближайшего водителя и напрямую передать ему заказ. К нему было подключено 11 таксопарков и около 1000 водителей. Услуга была доступна исключительно в Москве, однако компания сразу заявила о своем намерении расширяться. Что примечательно, на тот момент приложение Яндекс.Такси не монетизировалось, ни о какой комиссии с заказов речи еще не шло.
Сервис быстро приобрел популярность, он позволил оптимизировать взаимодействие пассажиров и водителей, экономил время и банально делал жизнь проще. В январе 2012 года через него было оформлено около 20 000 заказов, в августе их число утроилось. Яндекс решил, что время зарабатывать пришло. Принято решение возложить оплату комиссии на плечи таксомоторных компаний. Условия на тот момент были довольно выгодными. В среднем 5% от стоимости поездки. Для сравнения, Gettaxi — новичок на российском рынке за те же услуги взимал 15%. Одним из аргументов в пользу монетизации было ужесточение контроля за качеством услуг.
В 2013 году Яндекс.Такси совершил еще один прорыв. Летом в приложении для Андроид появилась возможность безналичной оплаты. В феврале эта опция стала доступна для владельцев яблочной техники. По данным компании, именно от владельцев iPhone сервис на тот момент получал около 70% ежедневных заказов. К этому моменту география Яндекс.Такси включала в себя Санкт-Петербург, Воронеж, Вологду, Казань, Нижний Новгород и Красноярск.

Левиафан раскрывает пасть

В 2015 году Яндекс совершил стратегическую покупку, приобретя «Рос.Такси» у «РосИнфоТех». Программное обеспечение, которое помогало таксопаркам обрабатывать заказы, управлять водителями и вести отчетность включало также мобильное приложение «Таксометр». Оно рассчитывало стоимость поездок и обеспечивало связь водителей с диспетчерами. На тот момент программу использовали более 350 диспетчерских в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России, обрабатывая более миллиона заказов ежемесячно. К концу II квартала 2015 года, по данным Bloomberg, Яндекс располагал в Москве 15 000 машин.

В 2016 компания вышла на рынок корпоративного такси. Для бизнеса это стало возможностью отказаться от служебных автомобилей и получить более подробную информацию о поездках сотрудников.

В 2017 начинаются переговоры о слиянии Яндекс и Uber. На тот момент водители Яндекс.Такси совершали более 16 миллионов поездок в месяц, более 500 тысяч поездок в день. У их оппонентов ежемесячно насчитывалось 4,8 миллиона поездок, или 160 тысяч в день, а у замыкающего тройку лидеров Gett — 4,3 миллиона поездок в месяц, или 143 тысячи в день. Объединение двух сервисов в итоге приводит к повышению цен на такси, росту конкуренции среди водителей и возникновению зон повышенного спроса.

И вот мы здесь

После слияния с Uber Яндекс переходит к планомерному поглощению конкурентов. Одной из громких покупок стал бизнес по заказу грузоперевозок группы компаний «Везёт». Он позволил нашему «не монополисту, но почти» плотно обосноваться в нише доставки. Среди таксомоторных компаний, поглощенных сервисом: Такси-Ритм, Формула такси, 2412. Без захвата ПО тоже не обошлось. Самые известные «пострадавшие» — СОЛТ и Сити-Мобил.

Сложно дать этическую оценку действиям компании. На наш взгляд, монополия всегда создает некоторый дисбаланс и приводит к понижению качества. А что об этом думаете вы?

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда