Будущее беспилотных грузовиков и дронов
Директор по цифровой трансформации бизнеса ООО «Байкал-Сервис ТК» Сергей Майдебура.
Сегодня автоматизация проникла практически во все сферы транспортной логистики: развиваются клиентские сервисы, мобильные приложения, происходит внедрение информационно-аналитических систем для планирования и прогнозирования, систем мониторинга транспорта. Об этих решениях написано много статей и материалов. Существуют конкретные кейсы внедрения, как среди зарубежных, так и российских компаний, которые дают результат. Но что можно сказать о системах управления транспортом без участия человека?
Непредсказуемый фактор
Говорить о работающих системах, которые полностью управляют транспортом, я бы пока поостерегся, потому что управление транспортным средством на полигоне – это одно, а в реальном мире – совсем другое. Даже автопилот ведет самолет только по заданным координатам по прямой, а за взлет и посадку отвечает человек. И то, что в качестве прорывных технологий появляется в СМИ (то же беспилотное такси), в логистическую сферу придет не скоро. Хотя развитие технологий в этом направлении идёт стремительно.
Проблема состоит в том, что системе необходимы четкие правила, которые соблюдают остальные участники движения. Как только в этой системе появляется один непредвиденный фактор – человек, который управляет встречным автомобилем (или бешеная бабка с клюкой из-за куста), автоматизация летит в тартарары.
Но пройдет еще 10-15 лет и такие первые системы появятся. Тогда под них будет готова необходимая инфраструктура: датчики, диспетчерские службы, которые будут управлять беспилотными потоками, маячки. А пока можно говорить только о перспективных наработках.
Еще в конце 90-х в Австралии, успешно испытали автоматизированные автопоезда, грузовики с 10-15 прицепами. Малое количество людей, малое количество препятствий, большие пустынные местности - все это позволило системе работать стабильно и безотказно.
Что касается беспилотной доставки грузов с помощью квадрокоптера, то проблема заключается в необходимости проработки законодательной базы в этой сфере. К примеру, в Москве запрещены полеты квадрокоптеров (приказом Минтранса России № 48 от 9 марта 2016 года), исходя из безопасности страны и граждан. А на полеты БПЛА за пределами МКАД нужно получать разрешение.
Даже международное право не дает четкой формулировки, является ли дрон ракетой, в виду того, что там нет пилота. Пилот – это человек, это одна правовая база, а если пилота нет, то это уже другая правовая база, и в России дрон считают ракетой. Когда явление начнет развиваться, под него будут делать правовую базу, но выдумывать законы из пустого места, как показывает практика, никто не станет. Пока нет проблемы – нет законов.
Экономия — двигатель прогресса
Как показывает практика, роботизированный завод гораздо эффективнее, чем завод с использованием ручного труда. Но, чтобы запустить роботизированный завод, необходима дорогостоящая, высококвалифицированная инженерная поддержка. И эта поддержка, и внедрение стоят гораздо дороже, чем затраты на работу завода, где большинство операций выполняется людьми.
Аналогичная ситуация и в логистике: внедрение технологии должно быть экономически оправдано. Использование дронов в доставке повлечет за собой высокие затраты на обслуживание, риски порчи оборудования. Появятся сотрудники, которые будут заниматься ТО этих дронов, их маршрутизацией. И это должно дать качественный и количественный результат, несравнимо больший, чем результат использования традиционных технологий.
Чтобы эти технологии получили широкое применение, требуются инфраструктурные решения, удешевление производства и эксплуатации и проч. Сейчас подобные проекты существуют в качестве эксперимента, это не промышленное использование, которое приносит прибыль. Никакого коммерческого результата, кроме как имиджевой составляющей, там нет вообще.
Лучший робот — это человек
Современные системы автоматизации заточены на то, чтобы давать выгоду тому, кто их эксплуатирует. В конце этой системы стоит либо робот-манипулятор, либо человек, который выполняет определенную функцию. На текущем этапе развития технологий низкоквалифицированный ручной труд легко справляется с этой задачей. Прямой пример – Макдоналдс. Человек ходит и выполняет четко регламентированные операции: вот это взять, положить, принести заказ, нажать кнопку. Это по сути, яркий пример роботизации человека. Человек является исполнительным механизмом у системы, которая им управляет. Дешево и сердито.
Что касается логистики, то сложная, мультимодальная логистика или логистика сборных перевозок пока не может быть полностью автоматизирована, происходить без участия человека. Современные вариации искусственного интеллекта с легкостью решают стандартизированные задачи и действуют по строгим алгоритмам, но человека отличает возможность адаптивного мышления, многофункциональность и поиск нестандартных решений при изменениях внешней среды.