Как коронавирус повлиял на рынок бизнес-джетов?
Коммерческие авиаперевозки в условиях пандемии стали одной из самых пострадавших отраслей экономики. Прекращение полетов поставило под угрозу существование многих авиакомпаний, в том числе довольно известных и крупных.
Однако на перевозках частными самолетами новые условия отразились совершенно по иному, считает Юлий Грингуз, основатель компании Novans Jets. Интерес к подобным перелетам возрос существенно, особенно среди людей, которые раньше не пользовались такими услугами.
До 2020 года основными потребителями услуг частных авиаперелетов были состоятельные люди, в том числе – руководители крупных компаний, готовые платить большие суммы за конфиденциальность. Теперь же появились и новые пользователи. И, несмотря на падение в некоторых регионов в апреле-мае количества рейсов, даже там наблюдается возврат к уровню аналогичного периода прошлого года. По утверждению менеджмента крупных компаний, количество новых клиентов возросло на 70-80%.
Увеличение спроса на частные авиаперелеты можно наблюдать также по значительному росту заправок в промежуточных аэропортах.
Небольшие бизнес-джеты редко могут совершить рейсы на большое расстояние без дозаправок или даже нескольких. Одна из самых популярных точек – Анкоридж, остановка для рейсов из США в Азию. По данным управления аэропорта, количество таких дозаправок выросло на 250%.
Частные самолеты очень удобны тем, что предлагают прямые рейсы без пересадок в любой аэропорт за максимально короткое время. И теперь такое удобство оценили не только постоянные клиенты таких компаний, как Novans Jet LLP. Новых пассажиров можно условно разделить на две категории:
- Бизнесмены. Если раньше они пользовались регулярными рейсами, то их отсутствие в условиях пандемии поставило под угрозу заключение контрактов и проведение встреч. И зачастую стоимость аренды частного самолета значительно экономнее потерь от сорванной сделки или незаключенного договора. Так что в случаях, когда лететь нужно, а регулярных рейсов нет – частный самолет будет лучшим выходом из ситуации.
- Пассажиры из групп риска, в первую очередь – пожилые. Показатели заболеваемости КОВИД-19 по-прежнему критические. И многие состоятельные пассажиры, оценивая риски, отказываются от услуг коммерческих авиакомпаний в пользу небольших бизнес-джетов. И это довольно оправданно во многих случаях. Такой перелет не предполагает большого количества пассажиров в ограниченном пространстве салона самолета. К тому же, обеспечить дезинфекцию небольшого самолета значительно легче, чем двухпалубного гиганта, к примеру. Да и прохождение регистрации в большинстве аэропортов проходит значительно быстрее и безопаснее с точки зрения здоровья. Поэтому, если перелет отложить до окончания карантинных мероприятий невозможно, то воспользоваться услугами небольшой частной авиакомпании – значительно безопаснее.
Такой скачок спроса стал даже несколько неожиданным даже для владельцев подобных частных авиакомпаний. Ведь в период предыдущего кризиса, в 2008 году, эта отрасль подверглась значительному сокращению.
Частные авиакомпании также приняли посильное участие в эвакуационных мероприятиях, вызванных ограничениями, а иногда и паникой.
Что же ожидает частные авиакомпании в будущем – после окончания всех карантинных мероприятий. Юлий Грингуз настроен оптимистично, ведь многие из тех клиентов, которые только открыли для себя бизнес-авиацию, вероятнее всего, останутся постоянными клиентами. Вопрос о безопасности больших самолетов и крупных аэропортов для здоровья ещё долгое время будет оставаться открытым – и такие небольшие самолеты будут отличной альтернативой для тех, кто беспокоится об этом.
Помимо удобства при регистрации и во время перелета, стоит отметить значительное сокращение всего времени перелета, если вы решите воспользоваться услугами бизнес-авиации. Ведь это точное время вылета, не требующее прибытия в аэропорт за несколько часов, более высокая скорость самого перелета, отсутствие пересадок и времени ожидания в транзитных аэропортах, ускоренное прохождение формальностей в аэропортах вылета и прилета. Все это позволяет экономить, в зависимости от дальности перелёта, не менее трех-четырех часов.
Будут ли расти спрос и предложение на рынке частных авиаперелетов?
Безусловно. Даже после восстановления коммерческих авиаперевозок, ниша частных останется нетронутой. Ожидается и большое количество других изменений, что повлечет за собой ограничения по сравнению с привычными условиями перелетов. Поэтому есть вероятность привлечения новых пассажиров и после окончания карантина.