Беспилотное такси – как не стать жертвой скорости прогресса?
18 марта 2018 года в США произошла авария с участием беспилотного такси от Uber. Была сбита женщина, неожиданно появившаяся перед едущим на скорости 60 км/ч автомобилем. Она скончалась в больнице от полученных ран. Uber закрыл тестирование и уволил 300 своих операторов. В конце сентября 2020 года, на предварительном слушании по делу об аварии с беспилотником Uber, оператору, находившемуся внутри беспилотного автомобиля, было предъявлено обвинение в непредумышленном убийстве. Оператор Рафаэла Васкес (при рождении – Рафаэль Васкес, но она идентифицирует себя как женщина) вину не признает и утверждает, что все произошло очень быстро, еще и в темное время суток. Но следствие подтвердило, что у Рафаэлы был шанс успеть перейти на ручное управление, но вместо этого она не следила за дорогой, смотря шоу «Voice» на YouTube.
В отечественной истории тестирования беспилотников тоже был инцидент – в 2019 году беспилотник Яндекса столкнулся с легковым автомобилем. Виновным в инциденте был признан оператор, курирующий беспилотный автомобиль. Адвокаты говорят, что нормативной базы, которая может регулировать подобные ситуации, сейчас не существует. По закону ответственность должен нести «хозяин» источника происшествия, в нашем случае – компания-разработчик «Яндекс».
Не смотря на периодически случающиеся инциденты, два года назад Waymo запустили первое платное беспилотное такси Chrysler Pacicfica, которое курсирует по 4-м городам штата Аризона. Цены на роботакси пока еще кусаются, но в компании обещали сделать их сравнимыми с Uber и Lyft. Летом этого года компания объявила о заключении договора с Volvo - единственной компанией, которая согласилась нести полную ответственность за свои автомобили. Это может помочь Waymo расширить свой автопарк и сделать сервис доступным 24/7. Чтобы не повторять чужие ошибки, Waymo также держат на водительском сидении оператора и дают возможность пассажирам держать связь с другими операторами компании.
Разработчикам беспилотного такси предстоит ответить на многие всплывающие вопросы. Самый щепетильный из них – как роботу действовать в ситуациях, когда авария неизбежна. Кем должен жертвовать беспилотник? Пассажиром, который просто едет из точки «А» в «Б», или случайными прохожими? Если беспилотный автомобиль решит рискнуть жизнью одного пассажира, а не нескольких пешеходов, то кто захочет приобретать машину, которая не заботится о безопасности человека внутри? Вопросов масса, но поиски их решения – вопрос времени. По исследованиям американского Центра проблем транспорта (Eno Centerfor Transportation), даже 10% беспилотных автомобилей от общего числа транспорта, курсирующего по дорогам США, сохранит свыше 1000 жизней в год, сократит количество дорожных заторов, снизит количество вредных выбросов и будет сохранять 355 млрд. долларов в год.
И все же, беспилотные автомобили ближе, чем кажется. Это доказывает Яндекс, который совсем недавно протестировал свое беспилотное такси в Иннополисе.
Редакция компании по разработке программного обеспечения The MASCC.
Дык вот кто у нас с такими мигалками по встречке гоняет и пешеходов сбивает насмерть. И виновных никогда нет. Всё сходится!
Ефремов? Оправдать!
Нет такого вопроса. Есть правила дорожного движения в них нет ни слова про выбор между водителем и пешеходом.
Часто в авариях есть несколько участников. И даже если один из них - на зубок знающий пдд робот, то второй - вряд ли.