«Труд не из легких»: как я месяц работал водителем Uber в Казахстане
Обозреватель vc.ru в Казахстане Марат Шакен написал колонку о том, как целый месяц работал водителем Uber в Алматы сразу после запуска сервиса в стране. Автор рассказал об особенностях работы компании и принципах отбора партнёров, типичных пассажирах, а также о среднем заработке водителей Uber.
Прошло два месяца с тех пор, как Uber запустился в Казахстане. Ровно один месяц назад я начал эксперимент в роли партнера-водителя Uber.
Изначально сервис запустился в Астане, столице Казахстана, а через месяц и в Алматы (южная столица, крупнейший город в стране). В Казахстане самая дорогая частная компания мира открывала представительство, пользуясь широкой информационной поддержкой. Популярные блогеры вели прямую трансляцию в своих социальных сетях с пресс-конференции по случаю запуска.
Центр Развития Алматы при акимате (мэрии) города подписал меморандум о сотрудничестве и поддержал компанию административным ресурсом. Более того, в первые выходные после запуска сервиса каждый клиент получал пять бесплатных поездок.
Все водители в системе обозначены как «партнеры». На линию я вышел сразу, предварительно заехав в центр по работе с партнерами и активировав свой аккаунт.
Компания активно набирала водителей за месяц до официального старта. На регистрации постоянно стояли очереди. Недавно я посещал центр поддержки, чтобы помочь другу зарегистрироваться в Uber в качестве водителя, и заметил, что очередь из желающих стать водителями в Алматы как была большой в первые дни, такой и осталась.
Простояв очередь, я попал к менеджеру, который предложил посмотреть два десятиминутных видео: первое было про работу системы в целом, второе про работу с мобильным приложением.
Пока я смотрел видео, менеджер зарегистрировал меня в системе и внёс туда фото моих документов. Мне повезло, что я зарегистрировался и ввел свой пароль сам, но многим водителям до меня и после меня давали очень простые данные: логином был электронный адрес водителя, паролем — его номер телефона. Все вокруг это слышали, но, видимо, обращали мало внимания.
Так как в Казахстан Uber заходил с эконом-классом UberX, требования к автомобилям были не столь строгие. Главное, чтобы год выпуска автомобиля был не ранее 2001 года, также в систему не принимались автомобили марки ВАЗ и Daewoo Nexia.
Но я наблюдал, как в систему принимались автомобили и старше. Менеджеры их осматривали, и, если их устраивал внешний вид и салон, допускали к работе, прописывая в системе 2001 год выпуска, тем самым обходя ограничение. Скорее всего, это делалось для того, чтобы получить на первых порах как можно больше автомобилей. В первые недели наблюдался высокий спрос среди пассажиров, и машин все время не хватало.
Так как я подключался к системе с автомобилем 2014 года выпуска, менеджер не осматривал мой автомобиль, а ограничился приемом документов: удостоверение личности, водительские права, техпаспорт, полис обязательного страхования, справка об отсутствии судимости.
Обязательным требованием было и наличие юридического статуса ИП у водителя. При отсутствии статуса представители компании предлагали возможность подписаться под ИП другого партнера, которые сидели в том же центре поддержки водителей.
Законодательство Казахстана подразумевает двухпроцентный налог при упрощенном режиме работы ИП. Плюс еще от 3% необходимо отдавать партнеру, под ИП которого ты подписался в сервисе. И 25% от всех заказов берет себе Uber. Итого партнер-водитель получает на руки до 70% от заработанных денег.
После активации своего аккаунта, я начал свой эксперимент длиною в месяц. Ездил я преимущественно по ночам в будни и в выходные дни, потому что у меня была основная работа.
Некоторые сложности в работе возникли практически сразу. Все дело в том, что качество карт от Google в Казахстане низкое. Некоторые адреса неверно отображались на карте в приложении. Ты мог проехать полгорода, а клиент, как оказалось, ждал тебя в другом месте. И таких случаев на моей практике было много, особенно в первую неделю работы.
От этого и недовольство клиентов, жалобы на качество карт, на нехватку машин и так далее. Со временем ситуация стала улучшаться, так как карты Google начали прорисовываться более тщательно благодаря совместным усилиям команд Uber и Google Maps.
Следующей проблемой было покрытие мобильного интернета. Несколько раз в городе я попадал в такие дворы, где наглухо отсутствовал мобильный интернет, и приходилось выезжать за пределы двора на 100–150 метров, чтобы начать поездку с клиентом, и понять, в какую сторону он направляется. Этот фактор также мешал завершать некоторые поездки вовремя, у клиентов иногда списывались деньги за дополнительное время, пока смартфон искал связь.
Пользовался я одним из флагманов, поэтому на технику не грешу. Всё дело в проблемных зонах моего оператора, который был, к слову, не из дешевых. Поэтому партнерам рекомендую брать смартфон с поддержкой двух SIM-карт, чтобы не зависеть от одного мобильного оператора.
Отдельно отмечу отсутствие общественных уборных. Каждому городу необходимо задумываться о том, что это важная вещь для людей, которые работают в сфере перевозок.
О пассажирах
Во время поездок я часто встречал своих знакомых, которые удивленно смотрели на меня и не могли понять, зачем мне это нужно. Многие поддерживали, рассказывали свои истории и в целом относились к моему выбору положительно. В большинстве случаев, так как я работал только ночью и только на выходных, пассажиры перемещались из дома в развлекательные заведения, либо уже собирались обратно.
Около четверти пассажиров были иностранцами, работающими в местных компаниях. Uber рассылал всем своим клиентам из других стран SMS с информацией о запуске в Казахстане. Так, к примеру, у меня и появился мой частый пассажир, один из шеф-поваров родом из Индии. 50% пассажиров была молодежь, которая училась за рубежом и знала о сервисе не понаслышке. Оставшиеся 25% были люди, которые ехали всегда в самые дальние районы Алматы, так как поездки на Uber им всегда обходились дешевле, чем в сервисах такси.
Мне понравилось то, насколько уважительно относятся пассажиры Uber к водителям. Практически все здоровались, вели себя более чем адекватно, не хамили и были интересны в общении. Хоть в Казахстане частенько отзываются не так лестно о так называемой «золотой молодежи», мне повезло, и мне попадалась та ее часть, которая отучилась за рубежом, имеют хорошее воспитание и ведёт себя деликатно с обслуживающим персоналом, к которому я отношу и партнеров-водителей Uber.
Хотя встречались и проблемные клиенты. Один, например, опаздывая на просмотр футбольного матча, то и дело просил меня прибавить газу, тем самым нарушив правила дорожного движения. В таких случаях я обычно говорю, что система не дает нам превышать скорость, и клиент успокаивается. Многие клиенты спрашивают о работе, нравится ли, почему стал таксистом и так далее. Каждому приходилось рассказывать одну и ту же историю по нескольку раз, что иногда утомляло.
Со своей стороны я старался предоставлять максимальный уровень сервиса для моих клиентов: держал автомобиль в чистоте, в салоне всегда были сухие и влажные салфетки, санитайзер, вода, конфеты, жевательная резинка, Wi-Fi, зарядка для сотовых телефонов.
За время эксперимента я совершил около 250 поездок, не всегда мне ставили оценки, но среди оценивших меня — 210 поставили пять звёзд, и, скорее всего, около четырёх-пяти раз поставили четыре звезды, отсюда и относительно высокий рейтинг для такого количества поездок — 4,98. Благодаря этому я попал в топ-10 водителей по городу Алматы с высоким рейтингом.
В первые недели мотивационная система для водителей была очень щедрой. Было несколько типов бонусов.
Почасовая гарантированная оплата давалась при выполнении минимального количества поездок в час (trips per hour — tph). Стоимость и необходимое количество поездок можно посмотреть в таблице текущей мотивационной программы.
Бонус за общее количество поездок в неделю и в часы пик выдавался за выполненный план поездок в соответствующее время. Сумма бонуса варьировалось от 5 тысяч тенге до 40 тысяч тенге (1000–8000 рублей — прим. редакции). Все эти премии складывались, и в неделю партнер-водитель, работающий по 8–10 часов в день, мог получать до 150 тысяч тенге (30 тысяч рублей — прим. ред.).
В последнюю же неделю, когда я работал партнером-водителем, бонусы были небольшими, но все же оплата для такого рода деятельности была достойной. В то время как водители традиционных служб такси зарабатывали в месяц около 200 тысяч тенге в месяц, водитель Uber мог заработать до 400 тысяч тенге после вычета всех комиссий и налогов.
Это в три раза выше средней заработной платы по городу Алматы. Я же в среднем зарабатывал от 30 до 45 тысяч тенге в неделю, работая только по вечерам и выходным. Из этих денег 5 тысяч тенге уходило на бензин.
Каждую неделю по вторникам выходит подробный отчет за прошедшую неделю с полученными бонусами и приходит SMS с рекордсменами недели. В четверг вся заработанная сумма с бонусами приходит на банковский счет вашего ИП.
Было удобно, когда Uber принимал только безналичную оплату, теперь же в Казахстане ввели и наличные платежи, что в корне меняет представление о безопасности водителей — раньше не было необходимости возить с собой крупную сумму. Теперь же многие партнеры очень огорчены, так как снова приходится возиться с мелочью, и делать так, чтобы всегда была сдача.
Сейчас партнеры-водители Uber также получают другие косвенные бонусы, такие как скидка и возможность получения лизинга для перевода автомобиля на газ, специальный тарифный план от мобильного оператора, и в будущем обещают скидки на мойку и страхование автомобиля.
Работа партнером-водителем — это хорошая возможность заработать для тех, у кого нет постоянной работы, но есть автомобиль. Труд не из легких, так как требует максимальной концентрации, выдержки. В работе присутствует высокая моральная и физическая нагрузка, к которой надо быть готовым.
В конце должно было быть что типа: "Шатал я ваш виси, ухожу в убер на полный день"
Пытаюсь понять зачем Бенедикт Камбербэтч работал в Убере в Казахстане.
А потом еще и написал про это. Лучше бы новый сезон "Шерлока" снимал активнее!
Кажется новый сезон будет последним =(
"Устал от съемок, в такси Сила!";-)
Вызвал недавно машину через Uber, приехал молодой парень на Камри 50.
По дороге разговорились. Говорит, работает постоянно по 8-10 часов в день. Но особо не напрягается. Устал - сходит с линии и домой.
В месяц выходит "чистыми" около 400 тыс. тенге (почти 75 500 руб).
Для понимания - средняя зп по Алматы 100-150 тыс тенге. (19-28 000 руб).
Но есть, говорит, одна проблема - только закончил универ и не могу найти работу с более-менее примлемой з/п. На большие деньги не претендую, хочу опыта набраться для начала. Но либо не берут, либо совсем смешную ЗП предлагают. А родители про такси даже слышать не хотят, настаивают на наемной работе, пусть и за копейки.
Так вот зачем, спрашивает, мне идти работать на гроши, когда могу за год в Убере заработать на начальный капитал и стартануть пусть и не большой бизнес?
Для многих в Казахстане Убер сейчас реальная возможность неплохо заработать.
Посмотрим что будет через год. Т.к. водители говорят, что постепенно часовую ставку уже начали снижать.
Это работа с низким порогом входа. Конкуренция высокая и заработки будут снижаться.
Мои родители тоже хотели, чтобы я на нормальную работу устроился. А не всю жизнь вагоны разгружал. Хотя заколачивал на этом хорошо.
На постоянной работе можно чему-то реальному научиться и стать профи. Профессиональный таксист - тоже хорошо, но потолка достигаешь быстро и дальше не учишься.
Разумеется! Но в качестве доп.заработка или относительно быстрого подъема стартового капитала вполне себе приемлемо.
За руль сесть нетрудно, трудно потом из-за него вылезти.
В США иммигранты покупают машину и с Uber закалачивают 5000-8000$ в месяц работая всего по 5-6 часов в день
а их подруга не перестала смолить случайно?
Марат,а сколько вам заплатили за пиар?
Я не люблю голословных обвинений. Если судить вашей логике так каждая статья на vc.ru пиар :)
Зачем ты оправдываешься перед ботом, Марат?
а так это бот? Окей :)
пиар чего? мне вот было интересно понять, как Убер работает в Казахстане.
Маке, работали в Uber в Алматы или в Астане?
Сорри, пропустил город - в Алматы! ;-)
Комментарий удален модератором
Я чего-то не понимаю? Водителю при вызове показывается точка с конкретными координатами, он должен в нее приехать. Да, карты бывают ужасными, но как это мешает доехать до точки (не до адреса, а до координат)?
Если же речь идет о том месте, КУДА едет пассажир - ну извините, тут город надо знать, а не только на навигатор полагаться.
Вот именно что точка с координатами может стоять в приложении одна, а клиент оказывается в другом месте. Так как при заказе вручную забивал адрес, а не по геолокации. Так например любой дом по Сейфуллина отправлял на пересечение Сейфуллина и Абая. А клиент ждал в 20 километрах от этой точки. Надеюсь я смог вам объяснить =) А куда едет пассажир, я всегда ехал полагаясь не на навигатор, город знаю не плохо
Клиент, забивая адрес, не видит, куда его отправила карта?
С точки зрения Uber, куда вы должны ехать - к точке или к адресу?
Клиенты не смотрят на точку в приложении, я вам скажу даже более клиент даже не смотрит в приложении приехал водитель или нет. Они по старинке ждут звонка. А с точки зрения Uber нужно ехать к координатам, что я и делал и частенько попадал в такую вот ситуацию.
Как клиент скажу, что Uber дороже выходит чем Яндекс Taxi. Автору вопрос: Не планируешь ли поработать через Яндекс и сравнить их?
К сожалению нет, так как условия там немного другие: необходимо устроиться работать в таксопарк и работать полный рабочий день
В Яндекс такси много старых или некомфортных для езды машин,как ВАЗ или Daewoo,в Uber все автомобили комфортные
К черту эти интернет-магазины, пойду в убер таксовать! Хотя нет, люблю свою работу :)
Не плохой я скажу дополнительный заработок по выходным у авторы статьи вышел) Молодец!
UBER - это крутая идея. Безналичный расчет очень удобный.
Да-а, в Калининграде Уберу успех не светит. "Везёт" демпингует, хотя и комиссия всего 5-10%, заработок всего около 250 р/час получается. Алматинские уберисты скоро в Гуме одеваться будут.
Да уже начали. На скрины в тексте, там мужик за месяц заработал около 112к рублей. Это в 5 раза больше средней заработной платы.
Я вот про этот.
Согласен! Везет у нас всех рвет + можно и максим сразу подключить!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Так в чем фишка убера то? Автоматизация без колл-центра?
Даже неинтересно читать рекламную заказуху дерьмового америкосовского убера
Комментарий удален модератором
Ну так не читайте! )) Вас как будто кто-то заставляет.
Ну так не пишите и не пиарьте
Значит любая статья "Как я работал в $companyname" это рекламная заказуха? Ну тогда тут каждая статья рекламная заказуха.
Я перечислю список за последние дни:
Picaton
Иллюстраторское агентство Bang! Bang!
Tropicana
Консалтинговая компания Decode
MailChimp
Facebook
СТС Медиа и т.д.
Вы логику рассуждения поняли?
Далеко не любая. А в этой статье кроме меня и другие увидели явный пиар.
Нет
так только Панфилов может отвечать))))
Марат, а куда написать чтобы карты гугла начали исправлять? У меня как карта думает, что улицы возле моего дома двусторонние, так и продолжает думать. А это иногда влечет проблему, что вызов назначается водителю, которому приходится объезжать полгорода, чтобы попасть ко мне (мой дом расположен в таком месте, что без поллитры к нему не проедешь после реформ акимата).
Я за Марата отвечу, надеюсь, он не против)
В поддержке гугла с такими жалобами бодро справляются
Такая проблема есть. Я вот к примеру как-то находился на другой стороне проспекта Аль-Фараби, заказ пришел с другой стороны, и мне пришлось полчаса объезжать пробку и делать разворот. Клиент был не счастлив.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Какой то слишком низкий порог для входа по возрасту машины - 15 лет совсем много
Комментарий удален модератором
Статья прикольная, ну я бы не сказал, что у вас был печальный опыт с uber, все довольно таки здорово сложилось) а почему дальше там работать не стали?)
скажем так, не мой профиль :) Лучше развиваться в профессиональном плане, а это был всего лишь эксперимент для статьи
Я тоже работал водителем в Алматы в качестве эксперимента. В плане пассажиров печального опыта вообще не было, все были приличные, приятные люди. Но вот сама система сделана так, что у водителя есть целая куча ограничений. Например, никогда не знаешь, куда нужно будет ехать, пока пассажир не сядет в машину. Отказать в поездке можно, но за это будут штрафные (кажется пассажир может оставить жалобу или понизить рейтинг при отказе водителя). Заказы приходят прямо во время поездки, даже если ты планируешь завершить работу на сегодня или просто хочешь сделать перерыв. Такие заказы можно отменять, но они идут в общий зачёт и можно лишиться бонусов, если превысить лимит таких отмен.
В целом я отказался от дальнейших поездок, когда посчитал примерный доход в соотношении с затраченным временем – не очень выгодное занятие для меня. У моей машины расход 18 литров на сотню, примерно треть чистого дохода уходила на бензин. Если смотреть в долгосрочной перспективе, то обслуживание машины при таком ежедневном пробеге расходует ещё примерно треть заработанного. В итоге остаются какие-то копейки, которые можно заработать гораздо более простым и приятным способом.
Но совсем недавно в Алматы запустили комфорт-класс – UberSelect, там требования к авто повыше и соответственно оплата тоже. Когда появится возможность работать только на линии UberSelect, я возможно попробую снова.
так ведь уже есть, вроде можно выбрать только эту линию и тебе не будут прилетать заказы с UberX
Комментарий удален модератором