{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Шесть и одна причина повышенного интереса к роботизации транспорта в агро

На днях Daimler и Bosch объявили о закрытии совместного проекта по разработке беспилотного автомобиля 4 и 5 уровня автономности, который предполагалось использоваться в службах такси. В конце апреля Lyft продала свой бизнес беспилотных автомобилей Woven Planet, дочерней компании Toyota. В декабре 2020 года Uber также продала подразделение разработки и коммерциализации технологий беспилотного вождения Aurora Innovation.Это отнюдь не полый список проблемных зон рынка automotive с разработкой и внедрением технологий автопилотирования на основе ИИ в автопром.

Сегодня, по мнению многих экспертов, основные события в сфере роботизации транспорта все больше смещаются в сторону рынка агро. Степень важности внедрения умных решений в этой сфере зашкаливает, а результаты и перспективы более чем впечатляют.

Только робот победит голод

12 июля ООН опубликовала доклад «Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире» (The State of Food Security and Nutrition in the World), который вызвал во всем мире большую тревогу.

Согласно отчету, на планете более полутора миллиардов человек голодают или недоедают, и даже наиболее дешевое питание оказывается не по карману более чем трем миллиардам человек. Это практически каждый десятый житель земли. «С этой ситуацией нельзя мириться», - считают авторы доклада. Если ничего не изменится, положение грозит стать фатальным. В своем видеообращении по случаю публикации доклада Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призвал немедленно принять меры.

По мнению экспертов и профессионалов отрасли агро своими силами человек справиться с бедой уже не в силах. Выход один - в роботизации, использовании в производстве с/х продукции технологий ИИ и других цифровых решений. В числе одного из эффективных путей принести дополнительную выручку в агро-сферу сегодня рассматривается возможность расширения посевных площадей за счет использования роботизированного транспорта в неосвоенных и труднодоступных для человека местах. А таких незадействованных в с/х с потенциалом растениеводства площадей по данным ООН в мире порядка 2,7 млрд. га. Площадь неиспользуемых сельхозземель в России оценивается почти в 44 млн га, 20 млн га из которых — пашня (данные Минсельхоза на конец 2020).

… и пополнит зерновые запасы

Возможно для кого-то это будет открытием, но в сельском хозяйстве ключевыми культурами, которые обеспечивают устойчивое развитие всей отрасли, являются зерновые. Это не только хлеб, макароны и каши. Именно зерновые являются основной кормовой базой (до 70% потребления) для животноводства и птицеводства. Поэтому, если не будет зерновых, не будет ни мяса, ни яиц, ни сыра, ни молока. А вместе с ними многих видов одежды, лекарств и другой продукции. Кроме того, в производстве зерновых и в формировании соответствующей инфраструктуры отрасли (железные дороги, элеваторы, порты, банки, зернохранилища, кредиты и пр.) занята основная часть ее персонала. Аграрии, не колеблясь ставят знак равенства между словами «зерно» и «энергетика».

И вот очередная беда пришла как раз в этой зоне. Последние несколько лет запасы зерновых в мире стали резко сокращаться по сравнению с объемами производства и потребления культур.

(Источник: ООН)

Это значит, что любое глобальное потрясение (изменение климата, эпидемия и т.д.) будет способно привести мир к голодной катастрофе, что полностью подтвердила пандемия. Она стала своего-рода звонком, предупреждающим о реальности всемирного голода. Согласно тому же отчету ООН, за 2020 год число страдающих от голода человек в мире увеличилось с 8,9% до 9,9%, что сразу в два превысило прежний, аналогичный период.

Проблему с сокращением запасов зерна опять-таки способна решить умная сельхозтехника.

Почему агророботы эффективны?

Фермеры - чрезвычайно практичные люди, стремятся мгновенно использовать любую возможность повышения эффективности работы своих хозяйств. Первый промышленный опыт использования системы автономного управления на основе искусственного интеллекта Cognitive Agro Pilot на умных комбайнах в 2019 -2020 годах показал, что роботизация позволяет повысить дневную выработку механизатора до 25%. Также на четверть сокращаются сроки проведения уборочных работ, экономится топливо, на 13% сокращаются прямые потери урожая. Не удивительно, что за последний год число установок этой системы в России выросло с 300 до 1000. Масштабы экономии эксперты в масштабах страны уже оценивают более чем в 1,5 млрд. рублей. Причем тренд роботизации сельхозтехники четко обозначился не только в России, но и таких странах, как США, Канада, Бразилия, Аргентина и Австралия. Подсчитано, что умная система окупается за один сезон.

За полной автономностью - тоже в агро

Профессионалы и эксперты отрасли automotive на топовых конференциях уровня TechAD разделяют маркетинговый хайп и реальное положение дел в этом направлении. На самом деле сроки появления автопилотов 4+ они отодвигают все дальше, до 15 лет, и этот прогноз является еще не самым окончательным. Это вызвано, как техническими, так и законодательными, а также связанными с ними страховыми, юридическими и иными проблемами. Более того, появились мнения, что автопилота 5 уровня, в том широком смысле, как его понимают сейчас, что можно сесть в беспилотник в Москве и поехать, например, в Париж, не удастся достичь никогда. В промышленном производстве выше 2 уровня по классификации SAEу Tesla и ряда люксовых иномарок рынок до сих пор ничего не продемонстрировал. И перспективы у ИТ-компаний в этом сегменте отнюдь не такие розовые, как это виделось лет пять назад.

В свою очередь, автономные комбайны с ИИ уже второй год бороздят просторы страны. Налаживается экспорт зарубеж. До конца года должны появиться умные ИИ-тракторы и другая техника. Сроки появление полностью автономного комбайна как эксперты, так и разработчики ожидают в течение ближайших пяти лет. Здесь также конечно потребуется решение законодателей, однако агро-задача в этом компоненте на порядок проще. Поле - территория ограниченная, участников движения минимальное число, появление людей практически исключено. Хотя разработчики говорят, что с технической стороны создание ИИ-автопилота для полевой сцены также чрезвычайно сложная задача. Просто она совсем другая, по сравнению с дорожной.

Взрывной рост инвестиций

Пандемия вызвала всплеск интереса и инвестиций в сельскохозяйственную робототехнику и автоматизацию из-за закрытия стран и территорий и, как следствие, ограничения возможностей привлечения дешевой внешней рабочей силы. Вливания в агротехнические технологии продолжали расти ошеломляющими темпами до конца 2020 года. Согласно отчету AgriFood Tech Investment Review за 2020 год общие инвестиции в технологические компании в сфере агро в 2020 году выросли до 22,3 миллиарда долларов при динамике в 50%. Аналитики ожидают, что 2021 год превысит этот рекорд.

По данным PitchBook, в 2020 году сумма инвестиций в стартапы в сфере умной агротехники в США была рекордной и составила 6,1 миллиарда долларов, что на 60% больше, чем в 2019 году. Для сравнения аналогичная цифра в 2010 году составила всего 322 миллиона долларов.

Ряд стартапов (Bowery, AeroFarming) привлекших в прошлом году несколько сотен миллионов долларов венчурного финансирования сегодня стали единорогами.

По оценке DealRoom.co вложения в стартапы в сфере робототехники для агро выросли более чем на 40 процентов в 2020 году по сравнению с 2019.

Перспективы рынка

Рынок сельхозтранспорта имеет очень большие перспективы роста. Он не насыщен, а для России это вообще не паханное поле. По данным Business Research Co., мировой рынок автономной сельскохозяйственной техники в 2020 г. составил $62,3 млрд и к 2025 г. его объем увеличится до $127,3 млрд. По прогнозам компании Fact.MR, к 2031 г. этот показатель вырастет до $150 млрд.

Для сравнения автомобильный рынок, как легковой, так и грузовой, настолько пересыщен (практически все, кто хотел иметь автомобиль, его имеет), что ожидать какого-либо прорыва в ближайшие годы в этой зоне не приходится. Аналитики в последнее время стали давать более адекватные оценки его объема. По данным Statista Research Department (одно из последних исследований), в 2020 году объем рынка «беспилотных» автомобилей составил $23,33 млрд. и к 2023 году достигнет $37 млрд. Их коллеги из MordorIntelligence дают схожие оценки - в 2020 $20.97 млрд. и $61,93 к 2026 году.

В глобальном обзоре рынка ИИ, выпущенного в этом году Стендфордским университетом раздела посвященному рынку беспилотных автомобилей просто нет.

Так что и по своему объему рынок беспилотных авто ничем не круче беспилотной сельхозтехники.

Возможности России

Эксперты одного из влиятельных объединений российских аграриев Smart Farming Club оценивают возможности России на рынке беспилотной агро –техники гораздо выше, чем в авто. В отличие от многих развитых стран мы имеем возможность, как интенсивного (увеличить сбор урожая с каждого Га путем мелиорации, культуры землепользования, селекции и др.), так и экстенсивного (увеличение площади пахотных земель) развития сельского хозяйства. Во многих развитых странах показатели урожайности вышли на предельные отметки (более 90 центнеров с Га) и битва за каждый последующий центнер автоматически добавляет порядка 20-30% к стоимости продукции. Там все освоено. В России же при средних показателях урожайности 25 центнера с Га, одних из самых низких показателей нагрузки на технику и обеспеченности техникой возможности для роста урожая кажутся просто неограниченными.

Руководители агрокомпаний считают, что роботизация и доведение технологий посева, обработки, сбора и хранения урожая до автоматизма при должном внимании позволят увеличить объемы экспорта зерновых на треть, а при поддержке со стороны государства и благоприятном климате — вдвое.

И что касается технологий. Российская система автоматизации управления сельхозтранспортом Cognitive Agro Pilot массово внедряется в России и штурмует мировой рынок. Она сертифицирована в США, Бразилии, Аргентине, и ряде других стран. В прошлом году она получила в Лос Анжелесе Оскар в мировой агросфере Agriculture Technology Breakthrough Awards 2020 за свои возможности по автономному управлению сельхозтехникой. И это не удивительно. Российская школа искусственного интеллекта одна из лучших в мире. Так что, заявление, сделанное участниками стратегической сессии Сбера и Минсельхоза России в мае этого года о том, что наша страна может реально помочь в решении глобальной продовольственной проблемы, не кажется фантастикой.

И наконец, глядя на обзоры рынков роботизированной техники и ИИ в агро ведущих мировых аналитиков, можно наблюдать, как Россия, еще два года назад не входившая даже в число объектов их интереса, в начале 2020 года появившаяся в сегменте «Restoftheworld» в зоне, по соседству с Африкой, начиная со второй половины 2020 и в 2021 году уверенно стала занимать место в числе ведущих стран в основных и описательных разделах исследований. Мы не просто конкурентоспособны, мы сделали заявку на лидерство. Сегодняшняя ситуация для нас – это окно возможностей.

0
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Снежанна Поликарпова

Робот не может полностью заменить человека

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда