YouDrive: как создавался сервис, который научил нас делиться
Основатели и сотрудники каршеринга YouDrive рассказывают, как создавался популярный сервис.
Этим летом одному из лидеров и первооткрывателей российского каршеринга, YouDrive, исполнилось три года. Для рынка, который в нашей стране только формируется, это большой срок. Сегодня в приложении YouDrive доступно уже более 2500 машин. Сервис работает в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.
С чего все начиналось
Идея поменять представление соотечественников о передвижении по мегаполису пришла Борису Голикову, нынешнему генеральному директору компании, когда обычный горожанин и вовсе не понимал, что значит это модное слово «каршеринг». Борис поделился идеей с давним партнером Андреем Куприковым (ныне директором по развитию бизнеса YouDrive), который не сразу понял, о чём идёт речь — и перепутал каршеринг с райдшерингом. Разобравшись, что к чему, Андрей оценил не только замысел, но и заложенные в него перспективы роста — ведь бурно развивающийся за рубежом рынок в столице находился в зачаточном состоянии. Для запуска проекта требовалось финансирование. Было принято решение найти фаундера, а не просто инвестора. Это было необходимо для того, чтобы не возникало тупиковых ситуаций при принятии управленческих решений, когда один — против, другой — за, и непонятно, как поступить. В итоге в команде появился Алексей Нурдинов, операционный директор. Ему, кстати, принадлежит идея добавить в автопарк YouDrive электрокары.
Фаундеры стали изучать западный опыт, разрабатывать бизнес-план. Бенчмарками стали популярные сервисы: американский Zipcar и два немецких — Car2go и DriveNow (обе компании принадлежат автомобильным концернам). Первым делом были выявлены слабые места западных схем каршеринга. Zipcar, например, можно брать и оставлять только в конкретных пунктах проката. Car2go работал тогда по карточкам-ключам, регистрация же проходила в офисах компании. Создатели YouDrive решили максимально упростить услугу.
Первыми машинами, появившимися в каршеринге YouDrive, стали 10 автомобилей марки Skoda, которые были куплены на деньги фаундеров. “Леша предлагал сразу смотреть в сторону электромобилей, всего такого футуристичного, — вспоминает Андрей Куприков. — Он неплохо разбирается во всяких моделях, характеристиках и прочем. Но мы, на тот момент, его от всего этого отговорили и решили запустить 10 привычных бензиновых машин. На это хватало денег”.
Следующим этапом стала разработка приложения. Серверную часть написал Андрей, для остального наняли разработчиков-фрилансеров. Первое время в команде разработки не было даже дизайнера — банально не хватило денег. В общем, все, что было, — это машины и приложение. Не было ни офиса, ни колл-центра — ничего. На звонки пользователей фаундеры отвечали самостоятельно по общему городскому номеру, который переадресовывал звонки на их мобильные. Клиенты звонили по ночам: то машина не открывается, то не закрывается, то стоит не там, где должна. В приложении было видно, что из 10 машин доступно только 9 — о, значит, кто-то поехал! После этого, нужно было зайти в базу клиентов, посмотреть, кто зарегистрировался, кто сейчас арендует машину.
Кирилл Курашев, нынешний директор по маркетингу YouDrive, был одним из первых пользователей сервиса. Он поделился своей историей знакомства с сервисом в роли одного из первых клиентов. Тогда, в далёком 2015-м, Кирилл работал в крупном банке и вовсе не подозревал, что в результате окажется сотрудником этого каршеринга. Друзья прислали статью на VC.ru, где Борис и коллеги представляли свету YouDrive — Кирилл тогда уже попробовал услуги другого московского каршеринга и активно рассказывал об этом всем друзьям. Уже тогда в YouDrive можно было оставлять машины на платных парковках, в то время как для автомобилей конкурента нужно было искать бесплатные места.
И правда, в начале лета 2015 года не было никакой поддержки каршеринга городскими властями — ни оранжевой оклейки, ни интеграции в структуру московского транспорта, ни льгот на платные парковки.
В первое время работы сервиса стало понятно, что у этой услуги большое будущее. Впрочем, было выявлено и множество недочетов, от которых предстояло избавиться прежде, чем начать масштабирование бизнеса.
Исправлять ошибки было бы сложнее, если бы машин в парке YouDrive было больше. Например, первые же дожди выявили проблему: машины попросту глохли. Сначала очень долго искали, где проблема: лили воду на машины, пытались понять, в чем дело. Может, это конденсат? Выяснилось, что проблема была в работающих дворниках и бортовой сети автомобиля, и техники стали придумывать, как это исправить.
Про автопарк, конкурентов и решение проблем
Осенью 2015 года удалось привлечь крупного партнера — Панавто и, в парке YouDrive в тестовом режиме начали работать 100 автомобилей Smart. Успех был очевиден.
В это же время запустился и Делимобиль — и вместе с ним началось активное развитие интереса к каршерингу со стороны городских властей. Тогда же появилась узнаваемая оранжевая оклейка «Московский каршеринг», а следом все операторы рынка получили льготы на парковку. Потом на рынок вышла Belka с крутым, продуманным приложением, тогда команда YouDrive пришла к выводу, что их приложение сильно отстает. Это было неожиданно и компания была не готова к тому, что каршеринговый сервис, только что пришедший на рынок, сможет так легко сместить YouDrive с позиции лидера. Это стало толчком к развитию. Было принято решение нанять программистов, дизайнера, которые смогут переделать приложение.
Параллельно с масштабированием бизнеса встал вопрос о заправке и техническом обслуживании автомобилей. Так родился проект Pump - сервис мобильной заправки. Сейчас автомобили заправляются “в полете”: сотрудники Pump дистанционно следят за уровнем топлива в машинах и выезжают к тем из них, в которых бензин кончается. Аналогичным образом происходит ремонт и мойка машин.
Так произошло, например, с online регистрацией. Изначально пользователь регистрировался с помощью приложения, но договор ему доставлял курьер. С ростом популярности сервиса стало ясно — это слишком дорого. И тогда YouDrive первыми на рынке ввели полную online-регистрацию через приложение без физической копии договора. Вообще, многое из того, что сейчас считается стандартом для каршеринга, было придумано в YouDrive именно с целью оптимизации расходов и создания более технологичного сервиса. К таким нововведениям можно отнести и мобильную заправку, и рейтинговую систему для пользователей, и селфи-проверку перед поездкой.
Спустя год после начала работы сервиса, к команде YouDrive обратился сочинский каршеринг UrentCar. Возникла идея объединить базы двух сервисов. Сочи любимы москвичами, город нуждается в них. При этом многие столичные жители посещают черноморский курорт лишь на день-два - не у всех есть время и желание за этот непродолжительный срок пытаться понять, как устроен сочинский каршеринг. Было принято решение — необходимо интегрировать платформы одну в другую, чтобы автомобили всех партнеров сразу отображались у пользователя на экране. Эта идея сложная с технологической точки зрения, но команде удалось реализовать ее за месяц. Так появился YouDrive Pool.
Платформа YouDrive Pool объединила партнеров по каршерингу. Пользователи, у которых есть приложение YouDrive автоматически получают доступ к машинам партнеров, а сервисы каршеринга — доступ к широкой базе клиентов YouDrive.
К этому моменту компания уже значительно выросла — помимо smart, ставших визитной карточкой сервиса и представленных в 2 поколениях и всех возможных типах кузова, включая кабриолеты, в парке YouDrive появились и Mercedes-Benz, и BMW, и Nissan, готовился к запуску MINI. Бизнес рос, вместе с ним росла команда — двигать процессы руками исключительно фаундеров, разумеется, было невозможно. В тот период в YouDrive стали появляться отделы и функциональные направления.
Запуск электросамокатов
Основатели YouDrive решили не останавливаться на автомобилях. В мае 2018 года стартовал проект шеринга электросамокатов YouDrive lite. На первоначальном этапе инвестиции в проект составили около 20 млн. рублей. Весь процесс аренды — от регистрации до разблокировки самоката — происходит через приложение. Шеринг двухколесных средств передвижения обслуживается через Pump — к электросамокату выезжает техник и при необходимости меняет батарею.
Как водится, услуга была порождена личным опытом одного из основателей компании. Сначала Андрей купил себе личный электросамокат, поделился впечатлениями с Борисом, он тоже попробовал. Стало понятно, что это может быть востребовано, это легко шерить. Дальше стали смотреть на западные аналоги Bird и Lime. Нужно было придумать, как это интегрировать в городскую транспортную систему. Суть шеринга электросамокатов YouDrive lite отличается тем, что самокаты не привязаны к dock-станциям. То есть пользователь может оставить самокат на ближайшей велопарковке, а не искать пункт приема.
Что дальше?
Сейчас перед командой YouDrive стоит глобальная задача — сделать передвижение по городу максимально простым. Идея заключается в том, чтобы приложения YouDrive и карты Тройка было более чем достаточно для передвижения по городу. Например, утром можно доехать до работы на каршеринге, вечером взять в аренду электросамокат, чтобы доехать до метро и добраться до бара к друзьям. И затем вызвать себе такси до дома через то же приложение YouDrive. Таким образом, мы получим супер-мобильные города, в которых каждый житель сможет "конструировать" свою поездку. По словам руководителей YouDrive, компания готова развивать новый формат передвижения практически в любых городах. Так что в планах еще много работы.
Друзья прислали статью на VC.ru, где Борис и коллеги представляли свету YouDrive
Вот она, кстати: https://vc.ru/tribuna/8663-youdrive
Добавьте в статью, чтобы другие любопытствующие время на поиски не тратили :)
Да-да, в моей жизни YouDrive начался именно с этой статьи :)