Блеск и нищета российского LogTech

В закладки

Если посмотреть на жизненный уклад человека или организацию любого, самого простого бизнеса «невооруженным» глазом, можно распознать заложенную в их основе ДНК логистики. Кто, что, куда, посредством чего, как скоро, в каком количестве… и так далее по цепочке создания какой-либо ценности. Логистические процессы неразрывно связаны с жизнедеятельностью человека и бизнеса в широком понимании этого явления. Каждый день мы наблюдаем качественные изменения в доступе к управлению материальными, информационными или людскими потоками. Процесс эволюционирования необратим. Вместе с тем, динамика и глубина технологического совершенствования в соотношении с декларациями и передовыми примерами сильно разнятся. И этот «нюанс», на наш взгляд, один из основных ограничений скорости, с которой мы стремимся в будущее.

Особенно чётко эти процессы видны вне города, в удалении от развитых агломераций и промышленных кластеров. Производственные и сервисные транспортно-логистические процессы в распределенных регионах России имеют заметно меньшую степень автоматизации и, не считая административных и фискальных процедур, практически не оцифрованы, подчас даже на уровне сбора и фиксации входящих данных. Чтобы убедиться, достаточно посмотреть на будни рядового складского хозяйства или автоколонны, располагающихся хотя бы километрах в ста от федеральных центров, краевых центров или транспортных распределительных узлов. Несмотря на то, что каждый день мы сталкиваемся в СМИ и социальных сетях с информацией о наступлении эры цифровой экономики, проникновение технологий в российскую логистическую действительность, мягко говоря, фрагментарно и требует адаптации под нашу реальность. В целом, декларация многих экспертов о том, что мы живем уже в этой измененной технологизированной реальности, сильно преувеличена, но, безусловно, есть и прорывы.

Технологические достижения As is

В первую очередь имеет смыл обратить внимание на технологические достижения, которые реально оптимизируют, упрощают или качественно улучшают существующие стандартные процессы, влияющие на себестоимость продукта. Приведем примеры, которые нами в той или иной степени осмысленны или протестированы. Например, элементы искусственного интеллекта и больших данных в клиентском сервисе — вопрос сроков и масштаба задачи, но можно относительно безболезненно и конкретно снизить затраты на контакт-центр. Или, скажем, дополненная реальность в определении весогабаритных характеристик груза или подбора. Полезность внедрения очевидна: процесс обработки груза и снижение риска человеческого фактора — относительно недорогое и реально работающее решение. Роботизированные системы, обеспечивающие оптимизацию хранения и операций, или m2m-датчики, способные обеспечить трекинг и контроль, повлиять на стоимость страховки и на формируемый под определенный логистический сервис тариф, — и то, и другое однозначно имеют высокий приоритет и безусловную нужность для ТЛУ, но, справедливости ради, тут уже вопрос масштаба вашего бизнеса. Подобные направления технологического развития наиболее востребованы нашим рынком, и ряд проектов в этих сферах начинают набирать популярность.

Также на высокой ступени в логтехе стоят проекты совместного потребления. В первую очередь, пассажирские перевозки, но и попытки уберизировать грузоперевозки становятся тоже все более заметными. В последние годы, действительно, количество новых сервисов, предоставляющих альтернативу прямому контракту грузовладельца и грузоперевозчика, только в России исчисляется десятками. Сегодня городскую доставку, междугородние перевозки, в том числе смешанным транспортом, можно обеспечить посредством заказа услуги через сервисы, агрегирующие либо ставки операторов, либо уже тарифицированные провозные мощности, а в некоторых случаях и конкретные логистические решения с персональной ответственностью самого сервиса, как полноценного участника сделки.

Но, насколько эти сервисы действительно оптимизируют традиционный технологический уклад, говорить сложно, так как в реальности сегодня логистический цех в России мало и слабо использует «умные» технологии для совершенствования своей работы. Тут важно понимать, что некорректно проецировать технологические успехи транспортного гиганта на всю транспортную отрасль или делать выводы о степени проникновения робототехники по 10 «прокачанным» wow-складам, составляющим 10% всего ликвидного складского ресурса страны. Куда честнее признать, что без инфраструктурной и информационной коллаборации большего числа участников бизнеса и рынка это — элементарно PR и/или IR.

Каковы причины этой парадигмы?

На наш взгляд, они очевидны. Во-первых, использовать проверенные временем методы для многих проще и надежнее. Когда внедряешь что-то новое, зона неопределенности слишком широка, а времена для бизнеса сейчас непростые. Что говорить о внедрении, даже вынужденная модернизация устаревших ресурсов в наше время, к сожалению, удел госкорпораций и крупного бизнеса. Реальный сектор экономики, тем более малый и средний предприниматель, — на данный момент нецелевая аудитория для технологических инноваций.

Во-вторых, технологии — это, как нам кажется, сильно больше про людей. Управленцы и линейный персонал, причем как со стороны поставщика ТЛУ, так и на стороне заказчика, ментально часто не готовы принять новый «порядок», для этого нужно напрягаться, причем чаще бесплатно. Надо понимать, большинство лиц, принимающих сегодня решения в логистике, это «иксы», ключевой особенностью поколения которых является самодостаточность, прагматичность и нигилизм — особенности, мало коррелирующие с необходимыми качествами для новаторства. Производственный, административный и сервисный персонал — это миллениалы, которые, несмотря на восприимчивость к новым цифровым свободам, зачастую инфантильны и больше заняты самоидентификацией и самовыражением.

В-третьих, процесс внедрения сам по себе не дёшев, нужны «регулярные» финансы, время и экспертиза. В сложившейся ситуации жесткой экономии, дефицита доступных профессиональных кадров и постоянно повышающихся требований к уровню качества предоставляемых услуг собственнику принять решение о внедрении новой технологии попросту экономически не целесообразно и небезопасно для устойчивости его бизнеса. Горизонт планирования у малого и среднего бизнеса логистического цеха в России никак не укладывается в проектный цикл внедрения новых технологий.

В итоге мы видим сотни ярких распиаренных стартапов всех мастей и размеров на этапе доказательств гипотез, тестирования и MVP, и, к большому сожалению, единицы в стадии промышленной эксплуатации. Многие еще придут. Практически все, кто есть сейчас, исчезнут, но в этом и суть венчурных инвестиций, не правда ли? Остается только ждать своих героев, иностранными кумирами, на наш взгляд, уже все сыты.

Прогрессу быть и почему?

Несмотря на трезвый взгляд относительно фактических результатов в инвестиционном сегменте «логтех», следует отвечать вызовам современности, и для этого есть как минимум две причины.

Одна из них — положительный опыт новаторства коллег-логистов в Европе, США и ЮВА. Действительно, многое из того, что у нас только разрабатывается, особенно в «хардверной» части, уже внедрено и как-то работает за рубежом. Экономическую целесообразность и финансовые показатели пока держим «в уме», не всё и не везде ровно и красиво, но, если верить официальным данным, есть примеры, достойные подражания, и о них пишут все и везде.

Другая причина — это историческая парадигма. Технологические революции, сейчас мы переживаем четвертую, имеют ту же закономерность, что и социокультурные. Существующей сети Интернет и высокопроизводительным системам предшествовали десятки научно-исследовательских попыток: от вычислительных машин Чарльза Беббиджа и Алана Тьюринга до поисковых систем Сергея Брина и Ларри Пейджа.

Этих причин вполне достаточно, чтобы осознать важность поддержки процесса естественного отбора кандидатных технологий и неизбежность победы одной избранной.

Ради чего или что получает потребитель?

Новые технологии, прежде всего в жизни, призваны обеспечить максимально удобный способ получения той или иной услуги по оптимальной цене. Ключевым в этом призвании мы видим возможность дать любому клиенту взаимодействовать с провайдером услуги удобным, простым и недорогим способом. В этой связи первичный запрос или обратная связь по факту сделки с клиентом является для нас одной из самых значимых составляющих работы транспортного логиста. Кстати, в отчете лидера мировой логистики, например за 2018 год, на радаре будущего по соседству с искусственным интеллектом и беспилотниками появился старый добрый Customer Service. Необходимость в классическом сервисе «вопрос-ответ» по традиционным каналам связи вновь, как это не парадоксально, становится актуальна. Мы видим в работе, что большинство потребителей и партнеров считает очень важным иметь возможность позвонить или написать и поговорить с «живым» человеком, который отреагирует, поймет их ситуацию и предложит всевозможные варианты решения проблем. На наш взгляд, это органическая потребность и потребителя, и поставщика, как бы в противовес глобализации в бизнесе и альтернатива digital-инструментарию в сфере услуг. В конечном итоге потребитель или партнер получает возможность выбора более тонких настроек того, что он имеет уже сейчас. В широком смысле слова, этот выбор дает возможность планировать и прогнозировать, что позволит пользователю этими благами экономить свой самый ценный ресурс – время.

В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на все факты технологических проявлений, уровень диджитализации российской логистики остается относительно низким. Вместе с тем, безусловно, технологии, в первую очередь в сфере ИТ, сделают большой скачок в ближайшие 10 лет и станут незаменимы для любой сферы жизни, поэтому если не обращать на них внимание, то в скором времени можно легко оказаться за бортом доходного бизнеса.

Максим Алексеев, операционный директор транспортно-логистической компании «Точка-Точка»

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Максим Алексеев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 5, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "subsite_label": "transport", "id": 54039, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 24 Dec 2018 12:43:50 +0300" }
{ "promo": {"title":"\u0411\u0435\u0441\u043f\u0438\u043b\u043e\u0442\u043d\u0438\u043a \u0432 \u0412\u0435\u0433\u0430\u0441\u0435","order_id":0,"state":80,"description":"\u0420\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437 \u00ab\u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441.\u0422\u0430\u043a\u0441\u0438\u00bb \u043e CES","email":"kontsarenko@gmail.com","button_text_id":0,"link":"https:\/\/vc.ru\/yandex.taxi\/56184-bez-cheloveka-v-voditelskom-kresle-ne-kataetsya-nikto-a-my-nachali","app_store_link":null,"google_play_link":null,"color_id":1,"rejection_reason_text":null,"image":"{\"type\":\"image\",\"data\":{\"uuid\":\"fde0aad4-708e-e885-d18c-427be9d10fcd\",\"width\":488,\"height\":487,\"size\":70187,\"type\":\"jpg\",\"color\":\"1a1513\",\"external_service\":[]}}","total":15000,"with_payment":false,"dates":"[{\"year\":\"2019\",\"month\":\"01\",\"day\":\"24\",\"available\":\"true\",\"price\":\"15000\",\"discount\":\"0\",\"format\":\"backend\"}]","hits_count":76321,"scrolls_count":0,"clicks_count":201,"hits_limit":0,"scrolls_limit":0,"clicks_limit":0}, "link": "https://vc.ru/redirect?hash=1a74d55c23feefca512c69875bff37fcbe384ca617a5148499bcd799df76df7f&component=booster&id=113&type=daily&target=entry&url=aHR0cHM6Ly92Yy5ydS95YW5kZXgudGF4aS81NjE4NC1iZXotY2hlbG92ZWthLXYtdm9kaXRlbHNrb20ta3Jlc2xlLW5lLWthdGFldHN5YS1uaWt0by1hLW15LW5hY2hhbGk=", "buttonText": "Узнать", "location": "entry", "id": "113" }
{ "id": 54039, "author_id": 234991, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/54039\/get","add":"\/comments\/54039\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/54039"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199115, "possessions": [] }

2 комментария 2 комм.

Популярные

По порядку

1

Сео тексты подъехали.

Ответить
1

Вы бы хоть не палились так, если уж решили своей водой тут спамить. А то прямо подряд о себе любимых вывалили эту мощную и супернужную информацию, без которой просто жить-то было трудно :)))

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }