{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Эконом-класс на больших самолетах

Авиакомпании не любят Airbus A380 за дороговизну содержания. Продать A380 практически невозможно - разве что договориться с Airbus'ом на обратный выкуп .

Пассажиры, напротив, любят A380 даже в эконом-классе. Этот двухэтажный гигант настолько велик, что авиакомпаниям не имело смысла делать эконом-класс в предельно плотной компоновке. Даже в Lufthansa шаг кресел (pitch) составляет приличные 31 дюйм.

А еще в нем довольно тихо.

Есть и другие большие самолеты. Все еще летают легендарные Boeing 747 (Queen of the Sky, он же Jumbo, он же "горбатый") в пассажирском варианте. В основном, впрочем, в той же Lufthansa.

Легендарный самолет! Более 50 лет в производстве (впрочем, в последние годы лишь в грузовом варианте). Первый в мире большой лайнер, имевший некруглое сечение фюзеляжа и две палубы!

B747 на старте своей карьеры чуть не довел Boeing до банкротства, но после успешного старта стал буквально иконой. Его покупали даже те авиакомпании, которым не стоило бы тратиться на подобную роскошь. Jumbo был престижен - вот в чем дело.

Верхний этаж B747 идеально подходил для устройства lounge - бар, столики, пианино! Кому хочется фотографий - загуглите "747 piano bar upper deck", мне недосуг разбираться с авторскими правами на такие фото. Да, пианино!
Но парад роскоши продолжался недолго - авиакомпании довольно быстро сообразили, что престиж престижем, но пассажиры на верхней палубе принесут верные деньги.

Итак, первый широкофюзеляжный гигант дал авиакомпаниям большие возможности в плане пространства, остальное довершила неумолимая коммерция - ты зарабатываешь на массовом клиенте, поэтому нужно уместить как можно больше кресел в эконом-классе.

В середине девяностых годов японские авиакомпании даже заказали модификацию 747-400D, сертифицированную на вместимость до 660 пассажиров в салоне высокой плотности "только эконом-класс". Произвели их лишь 19 штук, но это была знатная скотовозка. Впрочем, в реальной жизни набивали не так много - скажем, 24 super seats плюс 544 мест в экономе. Модификация предназначалась для коротких рейсов внутри Японии. Ой, 747-е в авиакомпании Россия имеют 510 мест в экономе...

К слову, термин "скотовозка" родился не в русском языке. Это калька с выражения the cattle class.

Шло время, на Боинг давили авиакомпании и выросший в реального конкурента Airbus. Ответом на вызов стал The Triple Seven - Boeing 777. Удивительно удачный самолет. Своеобразной пощечиной для нынешнего Боинга-в-упадке является и тот факт, что B777 создан и сертифицирован за фантастические 4 года. Уже в 1995 году первая модификация 777-200 была сертифицирована, и в середине того же года B777 совершил инаугурационный полет у стартового заказчика United Airlines.

"Три семерки" обеспечивали авиакомпаниям отличную экономику благодаря во многом благодаря новым гигантским двигателям General Electric GE90, которых на самолете только два, супротив четырех на B747. Это в итоге предопределило как закат эры Jumbo, так и коммерческий неуспех конкурентов из Airbus c программой A380, которая в конечном итоге осталась убыточной.

Изначально 777-е использовались авиакомпаниями в компоновке эконом-класса "9 сидений в ряд". Но это ..., да-да, это продолжалось недолго. Оказывается, "если немного ужаться", то можно уместить 10 сидений в ряд!
На середину 2010-х примерно половина поставляемых 777-х поставлялась уже в компоновке 10 сидений в ряд!
Для сравнения, A380 на главной палубе тоже имеет 10-рядный салон, но ширина его кабины 6,5 метров против 5,87 метров для 777.

Вот она, уловка cattle class'а на больших самолетах! Уменьшать шаг кресел дальше некуда - на типичном дальнем рейсе типичного широкофюзеляжника пассажиры не будут счастливы в креслах с шагом в 29 дюймов.

Но есть возможность сделать кресла "немножко поуже".

Чем ответил Airbus? Они всерьез задумались над салоном "10 кресел в ряд" для нынешнего флагмана A350. При ширине кабины 5,6 м.

И сделали это!

Оказывается, есть возможность сделать стенки салона на пару дюймов тоньше, "очень умно" поработать с креслами. Airbus в 2022 году представил модернизированный A350, среди прочего предложив опцию "10 кресел в ряд". В статье по ссылке ниже есть рекламное фото от Airbus, на котором совершенно счастливые пассажиры (модели) непринужденно сидят в новом "скотовозном" варианте салона.

Никто специально не издевается над пассажирами. Авиакомпании ищут источники дополнительного заработка, Boeing и Airbus предоставляют такие возможности.

Это просто сложный бизнес, в котором люди (в т.ч. их тела) являются рутинным объектом, иногда - источником проблем.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда