{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Air-to-ground - неспутниковый интернет на самолетах

Источник: Wikipedia 

На днях прошла интересная новость о совместной работе SpaceX и авиакомпании airBaltic по внедрению на флоте компании спутниковых терминалов Starlink.

Тема Starlink в гражданской авиации требует отдельной статьи - надеюсь, смогу написать попозже.

Пока же давайте закроем гештальт обзором альтернатив.

Первое, что приходит в голову как источник интернета для самолетов - это геостационарные спутники. Все уже привыкли к обтекателям "на крыше" самолета - эдакая пластиковая блямба, под которой скрывается гиростабилизированная платформа с параболической спутниковой антенной.

Технология отработанная, со своими достоинствами и недостатками.

Вторая, не столь очевидная для обывателя возможность - технология Air-to-ground (A2G либо ATG, в зависимости от вкуса).

Поговорим о ней чуть подробнее.

США

Пионером в коммерческом внедрении ATG стала американская компания Gogo.

В 2006 году им удалось получить лицензию FCC (U.S. Federal Communications Commission) в диапазоне 3 ГГц, и вскоре Gogo стал доминирующим оператором A2G-интернета на территории США.

Любить такой интернет невозможно - технология 3G позволяла скорости до 3 Мbit/s (не путайте с мегабайтами в секунду) на весь самолет. Правда, в 2015 году модернизация базовых станций и терминалов на самолетах ускорили downloading (скачивание) до 9,8 Mbit/s, но эта скорость, конечно же, делится между всеми пользователями на борту.

Прямо скажем, негусто. Пользователи характеризовали интернет от Gogo в самых нелицеприятных выражениях.

Это побудило компанию податься к использованию спутникового интернета, и технология 2Ku (с использованием двух антенн, по одной на передачу и на прием) продвигалась ей с 2015 по 2020 г.

Окончательно подкосил компанию COVID-19. Вслед за покосившимся бизнесом авиаперевозок, оператор был вынужден сократить 60% персонала в апреле 2020 года и еще на 14% в июле.

В том же 2020 году интернет-бизнес Gogo был выкуплен спутниковым оператором Intersat (к слову, сам Intelsat вошел в процедуру банкротства в мае 2020 года и завершил реорганизацию/выход из банкротства лишь в 2022 году).

Сейчас сеть наземных станций Gogo ориентирована преимущественно на оказание услуг для бизнес-авиации. Есть планы развития 5G-интернета.

Европа

Европейская сеть A2G носит скромное название European Aviation Network, реализована Deutsche Telekom на оборудовании Nokia и запущена в эксплуатацию в 2019 году.

Как видите, временное отставание от американцев колоссальное.

С другой стороны, Gogo уже не торт, а в Европе всё только начинается.

Прежде всего, система изначально интегрирована со спутниковым интернетом.

Там, где самолет находится в зоне действия выделенных базовых станций LTE (порядка 300 станций Deutsche Telekom, раскиданных по Европе) - используется LTE, со скоростями до 75 Mbit/s downloading and 20 Mbit/s uploading. Эти специальные LTE-станции поддерживают передачу данных на расстоянии до 80 км и на скоростях до 1200 км/ч.

При недоступности базовых LTE-станций терминал переключается на геостационарный спутник.

Для EAN был специально разработан спутник Inmarsat S/Hellas Sat 3, который поддерживает мульти-лучевую передачу данных в S-диапазоне. Мульти-лучевая технология позволяет переиспользовать один и тот же диапазон частот многократно по территории Европы. Учитывая, что в S-диапазоне доступного спектра негусто, на территории ЕС для этой технологии выделено всего 15 + 15 МГц, так что максимальная утилизация спектра особенно важна.

Спутник запущен 28 июня 2017 года ракетой Ariane 5.

Как следствие технологии, каждый самолет для работы с EAN имеет две антенны - спутниковую наверху и LTE-антенну в нижней части фюзеляжа.

Первично European Aviation Network была внедрена на самолетах группы IAG (British Airways, Iberia, Vueling).

Следует ожидать расширения количества авиакомпаний, использующих EAN.

Разумеется, технология 5G на подходе.

Итак, на спутниках свет клином не сошелся, хотя и без них не обойтись.

В странах с большим авиа-траффиком имеет смысл строить сеть наземных станций LTE/5G для A2G.

Это значит, нужно ожидать новостей по теме из Китая.

Непременно последует борьба за азиатские рынки.

В Австралии и Новой Зеландии технология уже апробируется.

0
1 комментарий
Вадим Д.

Класс! Подробно, с источниками.
Благодарю за отличную публикацию 🤝🏻

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда