{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Падение продаж углеводородов в Норвегии демонстрирует смертельную спираль, которая может положить конец нефти

Общеизвестно, что Норвегия - страна электромобилей и что эта страна продолжает бить рекорды по продажам электромобилей (EV), практически не продавая автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Но на самом деле важно то, как эти электромобили влияют на продажи нефти, которые в результате резко сокращаются в стране - и то же самое может произойти в других странах.

Норвежское статистическое агентство SSB опубликовало последние данные о продажах моторного топлива, показав, что в сентябре их объем сократился на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Это объясняется тем, что Норвегия занимает лидирующее положение в мире по продажам электромобилей: более 90% новых автомобилей в стране оснащены тем или иным разъемом для зарядки и лишь немногие из них вообще не имеют электрификации. Страна превзошла собственные завышенные ожидания, практически завершив продажи ископаемых автомобилей на несколько лет раньше запланированного срока.

Однако на дорогах еще остаются ископаемые автомобили прошлых лет, которые продолжают загрязнять окружающую среду и потреблять ископаемое топливо на протяжении всего своего жизненного цикла. Но по мере их старения и замены почти исключительно на электромобили парк автомобилей циклически переходит с ископаемого топлива на электрическое. Если на этот процесс уйдет 10-15 лет, то это означает, что в Норвегии ежегодно будет убираться с дорог ~6-10% автомобилей с ДВС, заменяться их электромобилями и, таким образом, ежегодно снижать потребление моторного топлива на аналогичную величину.

Однако в этой тенденции нет ничего особенно нового. Хотя это значительное падение на 9% - всего лишь этап за один месяц, продажи бензина/газели в стране снижаются уже около двух десятилетий, поскольку в середине 2000-х годов дизельное топливо стало вытеснять бензин. Однако продажи дизельного топлива также снижаются уже более десяти лет, поскольку электричество вытеснило его с рынка в качестве моторного топлива.

Чтобы сравнить с другими быстрыми темпами снижения, можно отметить, что использование угля в США с пика в 1 045 млн т в 2007 г. до 469 млн т в 2022 г. сократилось примерно на 5% в год (при этом доля угля в структуре электроэнергии США снизилась с ~50% до ~20% в настоящее время и продолжает падать). Многие наблюдатели еще в начале этой тенденции признавали, что уголь - это мертвая отрасль. Все последующие попытки расширить ее были несерьезными политическими трюками, которые с самого начала были обречены на провал - все, у кого есть мозги, знают, что отрасль мертва.

Но в этом контексте снижение продаж моторного топлива в Норвегии, похоже, происходит почти в два раза быстрее в процентном отношении, чем снижение использования угля в США, по крайней мере, по сегодняшним данным. И долгосрочная тенденция может ускориться, поскольку в настоящее время в стране практически отсутствуют продажи автомобилей с ДВС.

Это важно, поскольку, когда мы говорим об электрификации автомобильной промышленности, речь идет не только о том, чтобы пересадить людей на более совершенные автомобили с новыми технологиями. Речь идет о сокращении потребления нефти, чтобы углерод, который должен находиться под землей, оставался там - навсегда.

Это жизненно важно, поскольку если мы сожжем хотя бы часть всей нефти, которая уже обнаружена и принадлежит нефтяным компаниям, то выброс углерода приведет к катастрофическому изменению климата. Об этом говорится в замечательной статье Билла Маккиббена "Новая ужасающая математика глобального потепления", опубликованной в 2012 г.

Единственный способ избежать этой участи - одно из самых замечательных выражений в английском языке: "проблемные активы". В данном контексте речь идет о запасах нефти, принадлежащих нефтяным компаниям, которые списываются с баланса этих компаний, поскольку их нерентабельно добывать и продавать.

Короче говоря, нефтяные компании должны терять деньги, и многие из них должны обанкротиться.

И хотя Норвегия - всего лишь одна относительно небольшая страна, подобные новости показывают, как это может произойти, поскольку продажи электромобилей (а еще лучше - еще более экологически чистых видов транспорта, таких как электровелосипеды и общественный транспорт) стремительно растут по всему миру.

Спрос на нефть -> цены на нефть -> предложение нефти

Существует взаимосвязь между спросом на нефть, ценами на нефть и предложением нефти, которая может привести к гибели нефтяной промышленности.

В последнее время цены на нефть во всем мире были довольно высокими, приближаясь к историческим максимумам 2010-х и конца 70-х годов. Этот скачок во многом обусловлен перебоями в поставках (и спросе), связанными с пандемиями, конфликтом России и Украины и, как всегда, решениями Саудовской Аравии (в данном случае - ее решением сократить поставки, чтобы поддержать цены на нефть).

Но, оглядываясь на прошлый пик, мы видим еще одну интересную вещь: гигантское падение цен на нефть в середине 2010-х годов, которое было вызвано "избытком предложения". Этот избыток предложения был, по крайней мере, частично связан с ростом использования гибридных и электрических автомобилей, что привело к относительно небольшому снижению спроса на нефть. Однако это небольшое снижение означало, что нефти выкачивалось больше, чем использовалось, что привело к падению цен примерно на две трети за несколько месяцев.

Влияние цен на нефть на потребительский спрос заключается в том, что при росте цен на нефть ее использование (зачастую) снижается, а интерес к электромобилям возрастает. Это вполне объяснимо, поскольку люди начинают задумываться о более эффективных транспортных средствах, когда стоимость заправки автомобиля становится слишком высокой.

Однако влияние на предложение менее изучено. В этом случае низкие цены на нефть могут быть выгодны для окружающей среды, поскольку это означает, что у нефтяных компаний меньше стимулов для поиска новых методов добычи и что более дорогие методы (например, добыча смолистых песков, которая также является гораздо более экологически затратной) становятся нерентабельными.

Если добыча нефти обходится дороже, чем ее стоимость, то проект не будет начат. А если проект не начнется, то нефть останется в земле, где ей и место.

Таким образом, в некотором смысле низкие цены на нефть могут быть лучше для окружающей среды, чем высокие цены на нефть. Это означает, что меньше проектов начинается, а больше проектов и компаний разоряется из-за высоких затрат и низкой прибыли.

А это как раз та спираль, которую мы хотим видеть. Когда исчезнет основной фактор спроса на нефть (транспортные средства, в частности, автомобили с ДВС), цены на нефть могут упасть из-за дисбаланса спроса и предложения. Тогда у компаний будет меньше причин добывать нефть, что приведет к появлению проблемных активов, о которых мы говорили ранее.

Некоторые регионы с низкой себестоимостью добычи могут даже предпочесть такой вариант и работать над тем, чтобы это произошло. На Ближнем Востоке нефть добывается дешевле, чем где бы то ни было, поэтому им может быть выгодно вывести из оборота высокозатратные методы добычи. Норвегия сама является нефтяной страной (в основном для экспорта) и имеет средние затраты на добычу нефти, но в краткосрочной перспективе она может выиграть от перетряски стран с более высокими затратами. Но в идеале добыча нефти в Норвегии скоро станет нерентабельной - и, надеюсь, что это произойдет и в Саудовской Аравии.

Есть и другой вариант развития событий, связанный со спросом и предложением, и он уже развивается в этом направлении в США из за гораздо большего влияния на нефтяную промышленность.

Каждый день в США продается достаточно автомобилей EV, чтобы вытеснить целую заправку топлива. В день. И этот процесс быстро ускоряется.

АЗС и так не получают большой прибыли от продажи только бензина, так что же они могут сделать, чтобы продолжать получать прибыль, когда бензина продается все меньше? Они вынуждены повышать цены.

АЗС и работающие с ними нефтяные компании смотрят на краткосрочную прибыль, а не на долгосрочную. Они не собираются вступать в долгосрочную войну за низкие цены в надежде, что люди будут покупать больше бензиновых автомобилей. Они знают, что этому приходит конец.

Кроме того, снижение цен не поможет в краткосрочной перспективе продать больше бензина, поскольку люди и так не могут купить больше, чем вмещают их баки.

Все, что они будут делать, - это повышать цены, чтобы компенсировать снижение продаж бензина, что будет толкать все больше и больше людей на EV. Это порочный круг, в котором нефтяная промышленность будет умирать от тысяч саморазрушений.

Опасность этого пути заключается в том, что если спрос на нефть действительно упадет достаточно низко, то низкие цены на нефть могут поставить под угрозу принятие потребителями решений о переходе на более экологически чистые виды транспорта. Нефть субсидируется на триллионы долларов в год по всему миру за счет неоцененных внешних затрат, которые все мы оплачиваем с обратной стороны - обычно в виде более высоких счетов в больницах или других экологических издержек.

Эту проблему можно решить, установив, наконец, правильные цены на нефть в мировом масштабе, как это уже справедливо делает Норвегия. Реалистичное ценообразование в Норвегии на выбросы углекислого газа помогло обеспечить отражение истинной цены на нефть в потребительских ценах, сделав более очевидным для потребителей, что ископаемые автомобили не являются экономически выгодным вариантом для общества и их кошельков.

Напротив, искусственно заниженные цены на бензин в США (да, цены на бензин в США все еще искусственно занижены, даже при сегодняшних высоких ценах) способствуют росту потребительского спроса на нефть. Ликвидация неявных субсидий в размере ~ 650 млрд. долл., получаемых ископаемым топливом только в США, позволила бы обеспечить справедливые рыночные условия, и потребители получили бы четкий выбор, какой вариант лучше и чище.

И если мы, наконец, позволим рынку работать свободно, то после более чем столетнего существования прямых и неявных субсидий на нефть, которые потворствовали этой лживой и смертоносной индустрии, мы сможем наконец увидеть, как она канет в Лету, чего она заслуживает.

0
4 комментария
Mikhail Che

какой кретин это писал? понятно, что статья заказная, но какая же она популистская, просто жесть
если закрыть нефтедобываюшие компании, то откуда мы будем брать технические масла, пластик, компоненты лекарств, битум и так далее? из чего делать лопасти на ветрогенераторах и платы солнечных батарей?
из мамки автора я полагаю, такой план

к слову из углерода состоит вся растительность, чем больше углерода в атмосфере, тем лучше растет лес, чем меньше, тем хуже

Ответить
Развернуть ветку
Edward Dette

Ай молодцы Норвежцы, стараются. Первые кто понял, в рамках целой страны, что Электрические машины топ

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Nosachenko

И там же, откуда автор дёрнул текст: this year the government [of Norway] approved exploration of 19 new oil and gas field, and plans to offer a record 92 blocks for oil and gas exploration in the Arctic…

Ответить
Развернуть ветку
Dim Smirnov

Если у вас увеличивается количество электрокаров, то и потребление электроэнергии будет расти. Автор, как вырабатывать электроэнергию при возросшем спросе и что будет с её ценой?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда