{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Окно возможностей: рассказываем о трендах на российском рынке авиационных IT

Один из главных трендов в авиационной индустрии в России — импортозамещение. Говоря об авиации, многие думают об ангарах с фюзеляжами самолетов, просторных залах аэропортов или покупке авиабилетов на Авиасейлс. Но для нас, участников отрасли, это огромный, сложный и интересный рынок IT-решений. В этой статье поделимся мнением, какие перспективы импортозамещения в авиационных IT открывает для российских программистов и специалистов в IT.

Что представляет из себя авиация с точки зрения IT

Отрасль авиационных IT-решений — это масштабный программно-аппаратный комплекс. Он поддерживает работу авиакомпаний, аэропортов и трэвел-агентов, обслуживает пассажиров и обеспечивает взаимодействие их всех как внутри страны, так и за ее пределами.

IT-решения поддерживают каждый бизнес-процесс. Данные о каждом самолете, маршруте, рейсе, единице багажа и авиабилете хранятся в этом информационном пространстве и передаются между участниками в соответствии с жесткими национальными и международными отраслевыми стандартами.

Например, для перелета пассажиру нужно найти и купить авиабилет, зарегистрироваться на рейс, пройти контроль безопасности в аэропорту, сдать багаж, пройти процедуры досмотра, пройти через гейт, занять место в салоне самолета. Поддержание этих процессов — лишь верхушка айсберга авиационной отрасли. Большая часть процессов скрыта от глаз пассажиров, но от их технологичности зависят стоимость, комфорт и безопасность полетов.

Задача авиационных IT-вендоров — обеспечить эти процессы на высшем уровне. Любой сбой в работе решений ведет не просто к значительным финансовым и репутационным потерям для авиакомпании или аэропорта, но и к рискам для безопасности пассажиров. Работа в авиационных IT — это принятие на себя этой ответственности. Взамен разработчики получают амбициозную возможность создавать на национальном и международном уровне IT, от качества которых зависит прибыль и операционная устойчивость авиакомпаний и аэропортов, а также жизнь и комфорт миллионов пассажиров.

Что случилось в 2022 году

Авиаиндустрия глобальна. Ключевую роль в ней играют западные отраслевые вендоры. Они предлагают авиакомпаниям комплексы решений в виде конструктора: каждый пазл встраивается не только во внутреннюю информационную систему авиакомпании, но и интегрирует ее в международную среду. Поэтому их конкурентное преимущество состоит не только в функциональности и качестве решений, но и в доле международного рынка.

Глобальные разработчики авиационного ПО получают доступ ко всей информации о перемещении пассажиров и багажа и управлению информационными потоками национальных авиаиндустрий. Это ведет к гипотетической возможности «в один клик» закрыть доступ к своим системам и повышает риски для кибербезопасности компаний.

Именно это случилось в 2022 году. Вендоры в одностороннем порядке разорвали или значительно сузили контракты с российскими авиакомпаниями. В отрасли ожидался коллапс. Но этого не случилось.

2022 и 2023 годы показали, что миграция авиакомпаний и аэропортов на российское авиационное ПО технически возможна. Это произошло в короткий срок, без перебоев бизнес-процессов и практически без потери функциональности. В апреле S7 поделилась опытом перехода на российскую платформу, заявив, что миграция прошла в кратчайшие сроки без потери в предлагаемом наборе возможностей и услуг для пассажиров.

Больше информации на данную тематику можно найти из записи доклада весенней конференции АТО.

«Аэрофлот» отметил, что в первом полугодии 2023 года добился снижения коммерческих расходов на 65% за счет перехода на отечественную систему.

Оцениваем объем бюджета

В 2022 году путем невероятных усилий российским вендорам удалось не только удержать отрасль “на плаву”, но и практически полностью восстановить функционал и выбор решений для авиакомпаний и аэропортов как минимум во внутрироссийском сегменте.

Доля иностранных вендоров в России одномоментно снизилась в сотни раз. Объем инвестиций, в результате разориентированных в российские авиационные IT-решения, оценить сложно. Однако можно говорить о порядке цен. Например, в ноябре 2022 года аэропорт Пулково оценил импортозамещение своего ПО в 1,4 млрд рублей. А в России функционирует более 150 аэропортов.

Аналогичным образом ситуация выглядит в сегменте авиакомпаний. Показателен пример «Аэрофлота», который в июне 2023 года оценил инвестиции в локализацию своего ПО в 10 млрд рублей. Попробуем оценить объем рынка услуг иностранных вендоров. В 2019 году для перевозки пассажиров российских авиакомпаний с помощью их серверов и дистрибутивных решений было продано более 27 млн билетов. За размещение информации на хостах вендоров российские авиакомпании платили около $0,5–2 за билет и еще от $1,5 до $2,5 за каждую продажу через глобальные дистрибутивные системы (ГДС) . Таким образом, общий объем рынка составил минимально $55–115 млн, около 7–11 млрд рублей за год.

Общий объем рынка авиационного ПО в России составляет порядка 15-20 млрд рублей ежегодно.

Сложности и риски

Конечно, у такого масштабного процесса, как миграция целой отрасли на отечественное ПО, есть свои сложности. Ключевые из них:

  • Дефицит IT-специалистов. На фоне дефицита IT-специалистов в целом, ситуацию в авиации осложняет нехватка специализирующихся на авиационной отрасли спецов. Это замедляет и удорожает разработку софта. Однако, для самих IT-специалистов и команд этот факт открывает большие возможности
  • Снижение конкуренции из-за ухода иностранных вендоров. Они привносили в российскую отрасль международные стандарты. На наш взгляд, решение этой проблемы лежит в экспансии на открытые международные рынки. И это ещё одна возможность для российских вендоров.

Выводы

Скептики считают, что без внешней конкуренции российский авиационный софт ждет отставание. На наш взгляд, такое убеждение неверно. Российские разработчики не оказались в вакууме: авиаотрасль отрасль активно ре-интегрируется (об этом напишем в следующих постах) в международную среду, пусть теперь с акцентом на Восток. Кроме того, заказчики в лице российских авиакомпаний формируют свои требования на основе опыта использования лучших иностранных систем.

На рынке авиационных IT в России распахнуто окно возможностей на фоне переориентации бюджетов отечественным вендорам. Это время, когда айти специалисты и команды могут включиться в реализацию амбициозных, масштабных национальных и международных проектов.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда