Беспилотный транспорт: стоит ли водителям опасаться за свои рабочие места

Автономный транспорт — спорная и очень популярная в последнее время тема. Он вызывает у людей по всему миру в равной степени надежды и беспокойство.

В закладки

Кто-то опасается ухудшения ситуации на дорогах из-за неспособности ИИ справиться с внештатными ситуациями, например, пешеходами и водителями, не соблюдающими правила дорожного движения, кого-то больше волнует тот факт, что активное внедрение беспилотных автомобилей может оставить без работы целые группы населения — таксистов и диспетчеров транспортных служб, водителей общественного транспорта и грузовых ТС.

Но насколько эти опасения оправданы и на какой на самом деле стадии находится развитие необходимых технологий?

Что такое автономное транспортное средство?

Начнём с определения автономных транспортных средств. По принятой SAE International (Международное сообщество автомобильных инженеров) классификации транспортные средства делятся на шесть классов, или уровней. На нулевом из них автоматизация отсутствует в принципе, но уже есть инструменты помощи водителю, такие как парктроник, на первом эти системы могут брать на себя управление ускорением и торможением под постоянным контролем водителя, например, во время той же парковки, а на втором ADAS (Advanced driver-assistance systems — продвинутые системы помощи водителю) помогает автоматизировать часть задач водителя и предупреждает его о возможных столкновениях или временно берёт управление на себя.

И только на третьем появляется ограниченный автопилот, то есть использование ИИ для управления транспортом в строго определённых ситуациях, когда водитель может отвлечься от вождения на какие-то другие задачи. На четвёртом уровне автопилот уже уверенно ведёт машину в городских условиях, пользуясь трёхмерными картами местности, а пятый практически полностью соответствует «живому» водителю и уже не нуждается даже в картах местности, полностью полагаясь на ИИ и собственную оценку данных о территории и других участниках движения. Именно четвёртый и пятый уровень вызывают у людей больше всего вопросов, ведь активное внедрение полноценного автопилота означает, что наличие водителя за рулём больше не нужно.

Насколько это реализуемо?

Впрочем, говорить о широком использовании последних двух уровней в мире вообще и в России в частности пока преждевременно. Несмотря на то, что Германия, Япония, США, Китай, Швеция и Австралия активно занимаются испытаниями беспилотного транспорта, а в РФ с конца 2018 года действует государственная программа тестовой эксплуатации беспилотных авто в Москве и Татарстане, ключевым остаётся слово «испытания».

Основными причинами, которые сдерживают немедленное внедрение беспилотников в сферу транспорта, можно назвать: — несовершенство существующих сенсоров, которые отвечают за «восприятие» ИИ окружения — камер, лидаров и радаров; — проблемы обучения ИИ, который должен уметь реагировать на любую ситуацию на дороге, включая внештатные; — интеграция GPS и других средств навигации, не подверженных влиянию погоды, проблем со спутниковой связью и связью с серверами; — внедрение сетей 5G, которые должны обеспечить высокую пропускную способность и скорость взаимодействия между автомобилями и инфраструктурой дороги.

Владимир Максимов
руководитель департамента развития новых направлений бизнеса ООО «Тошиба Рус»

Естественно, во всех этих областях ведутся активные работы, а во многих странах удалось добиться явных успехов в автоматизации. Например, в Японии был запущен первый автобус-беспилотник, правда, длина его маршрута составляет всего 900 м, в Сиднее аналогичный автономный автобус курсирует по маршруту вокруг Олимпийского парка, а в Стокгольме таких маршрутов уже два . Также в Японии на тестовой основе уже была запущена служба беспилотных такси, а в 2020 году (к Олимпиаде в Токио) планируется ввести её в полноценную эксплуатацию. Ещё дальше пошли власти Дубая, которые планируют включить в транспортную систему города не только автономное, но и воздушное такси, испытания которого прошли в этом году. В то же время в России «Яндекс» переходит от использования лидаров и камер сторонних производителей к применению в беспилотных автомобилях собственных разработок, что позволит значительно сократить затраты на их оборудование, а в рамках ВЭФ (Восточного экономического форума) в сентябре этого года обсуждался вопрос запуска беспилотных грузовых транспортных средств по маршруту Москва – Санкт-Петербург.

Чего боятся люди?

Основных опасения можно распределить по нескольким основным группам. Во-первых, многие считают, что раннее внедрение беспилотных автомобилей приведёт к росту, а не снижению числа ДТП и пробок на дороге. В качестве причин указывается несовершенство ИИ и его неспособность на данном этапе развития адекватно реагировать, например, на выбежавшего на трассу пешехода, что уже приводило к авариям на испытаниях беспилотных автомобилей Tesla. Во-вторых, в странах с высоким уровнем безработицы беспилотная техника может привести к потере рабочих мест. Против этого активно протестуют, например, жители Индии . В-третьих, автономные ТС четвёртого и пятого уровня подразумевают активную интеграцию в Сеть и использование ресурсов связи нового поколения. Учитывая, что в мире только в этом году началось внедрение сетей пятого поколения, люди опасаются за безопасность своих персональных данных и уязвимость систем автопилота к взлому и сбоям в новых системах связи.

Выводы

Однозначно можно сказать, что водителям грузового или общественного транспорта и таксистам пока опасаться нечего. Несмотря на высокие темпы роста рынка автономных транспортных средств, который к 2025 году достигнет 84 млрд долларов США или 36 млн ТС, и активное развитие технологий ИИ, до полноценного запуска подобных систем на государственном уровне придётся подождать ещё как минимум несколько лет. Сегодня большинство стран только тестирует новые технологии, связанные с автономным транспортом и точечно внедряет их в крайне малых масштабах, одновременно подготавливая инфраструктуру и другие элементы «умной» транспортной системы, без которых беспилотные авто просто не смогут существовать. Как и «умные» города, автономный транспорт входит в нашу жизнь, но делает это медленно, как беспилотные автобусы в Стокгольме — со скоростью не больше 24 км/ч.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Владимир Максимов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": -1, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "subsite_label": "transport", "id": 99402, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 30 Dec 2019 12:03:47 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 99402, "author_id": 383042, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/99402\/get","add":"\/comments\/99402\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/99402"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199115, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет
Популярные
По порядку
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }