{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

«Пачка» — CRM для тех, кто работает на себя

Может мессенджер? А давай CRM! История о том, как мы создали «Пачку». Обновлено 2023: Пачка снова сфокусировалась на развитии корпоративного мессенджера.

Всем привет! Меня зовут Григорий Любачев. Я сооснователь «Пачки» — бесплатной CRM системы. Мы запустились в феврале. C одной стороны, продукт мы делали всего месяц, а с другой — 7 лет .

Всё началось на Хакатоне Techcrunch disrupt в 2013, где мы представили безопасное облачное хранилище. Затем пивотнули его в мессенджер для обмена файлами. На его основе мы запустили корпоративный мессенджер и партнерский продукт с Билайном, который развиваем и поддерживаем до сих пор. Даже успели поучаствовать в конкурсе на госмессенджер.

В процессе мы поняли, что чистый мессенджер мало интересен бизнесу. Добавили задачи, затем папки, чтобы группировать похожие чаты: примерно такую функцию неделю назад выкатил Telegram. Папки со временем превратились в этапы воронки продаж, а чаты — в сделки.

В конце прошлого года нас озарило: раз у нас уже есть наработки, знание рынка и потребителей, то мы можем создать классную CRM. Взялись за дело после новогодних каникул: доделали продукт, придумали схему монетизации, сделали дизайн, регистрацию и запустились 11 февраля.

Получилась полноценная CRM, сохранившая преимущества мессенджеров: бесплатность, скорость и классные мобильные приложения.

Наше отношение к рынку CRM

Несмотря на насыщенность рынка, сложности с выбором CRM появляются у самых разных компаний постоянно. Больше всего малому бизнесу приходится идти на компромисс. Мы считаем, что другие CRM стали заложниками своей бизнес модели: их клиентами являются интеграторы, а не конечные пользователи.

Партнеры-интеграторы продают CRM решения. За это разработчики дают им зарабатывать на установке, обучении и поддержке. Получается, что разработчики CRM не заинтересованы делать свой продукт простым. Чем больше надо настраивать, тем больше зарабатывают партнеры, тем больше они заинтересованы в продажах.

У этой модели есть свои плюсы, но для малого бизнеса получается порочный круг. Ни самостоятельно разобраться в решении, ни позволить себе интеграцию и поддержку малый бизнес чаще всего не может.

Наша задача — сделать такую CRM для малого бизнеса, которую можно использовать с удовольствием: без пота, слез и крови.

Почему мы пишем о «Пачке» сейчас?

На это есть две причины.

Первая — к концу марта у нас появились результаты и цифры, которыми нам хочется поделиться.

Вторая — те изменения, которые сейчас происходят в мире, ударной волной бьют по малому бизнесу. Среди наших знакомых есть предприниматели, которые работают в кофейнях и независимых книжных. Мы видим как несладко им сейчас приходится. Как потребители, мы стараемся заказывать доставку, покупать сертификаты и книги. Как компания, мы можем предложить свой продукт. Все самое важное в «Пачке» бесплатно, и мы надеемся, что она может помочь предпринимателям и фрилансерам сейчас организовать полностью удаленную работу, а кому-то, возможно, поможет перевести бизнес в онлайн и продержаться на плаву.

Функциональность и монетизация «Пачки»

Основные принципы, которым мы следуем при разработке продукта: бесплатная базовая функциональность, простота использования, приятный дизайн.

Когда мы пишем о бесплатности, мы не лукавим. Базовую версию мы предлагаем бесплатно для компаний с любым количеством пользователей, без ограничений по времени. В бесплатную функциональность входят:

  • Сделки и воронка продаж.
  • База клиентов.
  • Постановщик задач.
  • Командный мессенджер.
  • Аналитика.

Подробнее о компонентах:

База клиентов

Базу клиентов можно сразу экспортировать в «Пачку». К клиентам прикреплять сделки и задачи, кастомные поля, списки, задавать фильтры. Создавать карточки организаций и привязывать контакты к организациям.

Сделки

Механика работы раздела Сделок простая: есть карточки со всей необходимой информацией, привязкой к клиентам или организациям. В карточках сделок можно оставлять комментарии, прикреплять файлы, ставить задачи. Внешне раздел — многим знакомая канбан доска.

Сделки распределяются по этапам воронки продаж. Недавно мы сделали возможность заводить больше одной воронки: это удобно компаниям с несколькими видами товаров, а также тем, кто работает одновременно и с потребителями, и с бизнесом.

Постановщик задач

Сейчас в «Пачке» очень базовый постановщик задач, но многие наши юзеры им уже пользуются. Задача — это карточка, в которой можно выбрать тип (встреча, звонок, письмо, напоминание или событие), выбрать ответственных, дедлайн и приоритет. Таким образом, постановщик задач в «Пачке» в первую очередь отвечает потребностям отделов продаж и руководителей.

Самое удобное в задачах то, что их можно автоматически создать из карточки сделки, клиента и из сообщений в чатах. Сейчас мы работаем над улучшением этого раздела: в задачах скоро появится возможность указывать любую информацию, оставлять комментарии и прикреплять файлы.

Мессенджер

Пожалуй, самый интуитивно понятный раздел. Мы взяли за основу первый продукт компании, корпоративный мессенджер Staply.

В «Пачке» это раздел «Беседы». Можно создавать личные и командные чаты, обмениваться файлами, ставить реакции, отмечать сообщения как «важные», создавать из них задачи. Мы всей командой общаемся в этом мессенджере каждый день.

Аналитика

Есть простой и наглядный раздел аналитики: здесь вся воронка продаж за определенный период с конверсией из этапа в этап, новые клиенты и сделки, сводки про эффективность сотрудников.

Монетизация

Скрин с лендинга про мини-сервисы

Мини-сервисы — это наша модель монетизации. Мы предлагаем пользователям расширить бесплатную «Пачку» интеграциями, которые автоматизируют рутинную работу.

Мы отказались от ценообразования по количеству пользователей, и стремимся сделать так, чтобы наши клиенты платили только за те функции, которые им действительно необходимы. Нам не близка политика нескольких вариантов «бандлов», то есть пакетов услуг, в которых половина окажется лишней, а чего-то будет не хватать.

Что дает такой подход:

  • «Пачкой» могут пользоваться все сотрудники компании, а не только продавцы и маркетологи: общаться в чатах, ставить задачи и так далее.
  • Если у бизнеса возникнут трудности, можно сразу отключить автоматизации, сохранить все данные и продолжить работу.
  • Все мини-сервисы функциональны и полезны, так как для внедрения не нужно никаких инвестиций, а отключить их можно в один клик. Поэтому мы вынуждены держать их на высоком уровне, чтобы зарабатывать.

Наша целевая аудитория — это малый бизнес, микробизнес и самозанятые. Подписка на любую интеграцию оплачивается по месяцам: это позволяет клиентам контролировать расходы, не оплачивая полгода или год сервиса вперед.

Первый мини-сервис — интеграция с электронной почтой. Мы взялись за его разработку как только выпустили «Пачку». Сейчас им уже пользуются некоторые наши юзеры. Входящие письма с подключённого почтового ящика попадают прямиком в CRM, из любого письма можно мгновенно создать сделку или карточку клиента. Стоимость — 690 рублей в месяц. Недавно подключили оплату картой: теперь не нужно юр. лицо, никакие банковские переводы.

Мы также сделали в интерфейсе «Пачки» витрину-голосование. В ней пользователи могут отметить какой мини-сервис они хотели бы увидеть в первую очередь. Так мы отслеживаем настроения аудитории и определяем приоритеты.

Витрина мини-сервисов с голосованием

На основе голосования, мы сейчас делаем открытый API и интеграцию с телефонией.

Команда

Офиса у нас нет, поэтому общих фото не много

Одна из отличительных черт команды — полная удаленка. Не в связи с карантином, мы всегда так работали. Из инструментов используем чат в «Пачке» и Notion. Поэтому про совместную работу в онлайне мы знаем много и делаем продукты в том числе для себя.

В команде «Пачки» мы объединили ребят, которые раньше были на разных проектах. Это позволило быстро собрать полноценную продуктовую команду. Мы параллельно разрабатываем веб версию и мобильные приложения для iOS и Android. Также с нуля делаем сайт и блог «Пачки».

В команде маркетинга один директолог, один аналитик, иллюстратор-дизайнер, несколько авторов и несколько многостаночников. Еще несколько человек присоединились к маркетингу уже после запуска.

Результаты и планы

План по развитию такой: сейчас сконцентрируемся на привлечении пользователей, будем работать над ростом регистраций и собирать данные о пользователях.

Как только эти процессы станут привычными, добавим конкретизацию целевой аудитории и работу над удержанием. Затем будем фокусироваться на доле платящих клиентов. Надеемся начать делать это к лету.

Главной целью на начальном этапе было собрать первых пользователей и поговорить с ними о продукте. С помощью продвижения в соцсетях (инстаграм работал особенно хорошо), контекстной рекламы и размещений контента на разных площадках, мы почти добрались до отметки в 2000 регистраций за два месяца.

Регистрацию открыли в начале февраля, все аккаунты до февраля — тестовые

Стремясь узнать что привлекло людей в продукте, мы почти сразу начали звонить первым юзерам. На сегодня у нас было около 70 разговоров. Больше половины пользователей упоминает, что их зацепило то, что система бесплатная. Еще треть упоминает о простоте использования, и чуть меньше — о дизайне. Для нас это показатель того, что мы движемся в правильную сторону.

Заключение

Буду рад, если вы попробуете «Пачку» в деле. Мы активно общаемся с пользователями и вместе надеемся создать шикарный продукт.

Если появятся вопросы, идеи или предложения, то пишите в комментариях или лично мне в Facebook.

0
205 комментариев
Написать комментарий...
Mark Rapida Gromov

Идея с микросервисами (буду называть их так, потому что мне так удобнее) отличная.
Объясню, как вижу я эту картину.

Предисловие.
Основная проблема всех универсальных CRM в их универсальности. Универсальность ведёт к компромиссу. Где-то что-то отсутствует, где-то работает через жопу и не так, как в <другой инструмент name>. Из-за этого появляется очень много новых CRM, у которых идея звучит примерно так: "Вот сейчас мы сделаем самое полное решение и точно всем покажем". Судьба у таких проектов обычно не самая радужная.
Специализированные CRM, в свою очередь, имеют ряд других проблем, и изредка пересекаются с таковыми у универсальных CRM (как, например, различное поведение системы при выполнении типовых задач).

Мнение.
Будущее может быть как раз за такими CRM-фреймворками.
Мы имеем чистый лист, добавляем в него базовые компоненты (список лидов, таски). После этого подключаем необходимые микросервисы или дописываем свои. Подразумевается, что у нас должна быть возможность использовать некий API (как открытый, так и приватный). В итоге мы получаем кастомное решение на базе типового, что упрощает разработку собственной CRM, как обычно и делают те, кого не устроили рыночные решения.

Эпилог.
Развивайте дальше идею микросервисов и API, это реально то, чего так не хватает во многих CRM, либо работает очень уж сложно. Упрощайте процесс интеграции.
Ещё, как вариант, сделать self-hosted версию open-source, как это сделал Wire.

Ответить
Развернуть ветку
Grigorii Liubachev
Автор

Спасибо за подробный коммент. Да, именно в эту сторону мы и планируем двигаться. Первая версия API уже на подходе. 

Ответить
Развернуть ветку
Mark Rapida Gromov

Это отлично, особенно если сможете довести идею до реализации. Когда-то тоже пытались такое делать, лет пять назад. В итоге команда развалилась и проект так и остался где-то на свалке проёбанных возможностей

Ответить
Развернуть ветку
Grigorii Liubachev
Автор

Задача не простая, будем стараться) 

Ответить
Развернуть ветку
Женя Гагарин

Есть опасения за цену API. 
Если за ненужный Емаил вы берёте целых 600 рублей, то АПИ по логике будет стоить 1800. 

И тут самозанятые прилипнут. 

Ответить
Развернуть ветку
Grigorii Liubachev
Автор

Всё будет гораздо-гораздо приятнее ;) Хотим зарелизить на следующей неделе. 

Ответить
Развернуть ветку
202 комментария
Раскрывать всегда