Electronmotors — интернет-магазин электромотоциклов
О том, как у нас получилось сохранить бизнес в кризис, какие инструменты нужно освоить владельцам небольших магазинов и как найти деньги на оплату аренды шоу-рума, если ваш товар никто не покупает.
Регулярно читаю рубрику «Трибуна» на vc.ru и решил попробовать написать лонгрид о своем проекте и о том, как с помощью современных технологий мы преодолеваем трудности кризиса и что приходится делать, чтобы оставаться на плаву.
Это мой первый материал для vc.ru, и буду очень благодарен, если вы укажете на ошибки в подаче материала и, возможно, поможете с обратной связью касательно нашего бизнеса и кейса. 👌🏻
История создания бизнеса
Прежде чем приступить к конкретным показателям и действиям, немного расскажу о себе и о том, как пришла идея создания интернет-магазина электромотоциклов.
Меня зовут Евгений Попов, я родился и вырос в Москве и до создания бизнеса работал в компаниях, которые были так или иначе связаны с современными технологиями и логистикой. После университета с коллегами мы занимались продажами оборудования для майнинга, вместе с сестрой занимались продажей фруктовых букетов по Москве, работал в нескольких крупных компаниях в сфере продажи товаров и логистики.
Я всегда понимал, что для достижения успеха интернет-магазином сегодня необходимо не просто быть хорошим логистом, нужно разбираться в маркетинге, программном обеспечении и уметь эффективно пользоваться инструментами.
Поэтому со временем я вместе с партнером Олегом решил создать магазин для трендовой ниши и применить максимум технологических решений в процессе его создания.
О рынке и выбранном товаре
В России популяризация электротранспорта началась с истории Илона Маска и автомобилей Tesla. В данном случае продукт был далеко не массовым, инфраструктура отсутствовала (впрочем, отсутствует по России и сейчас) и воспринимался целевой аудиторией с недоверием.
Со временем рынок электротранспорта пополнился не только автомобилями, но и продукцией для мотоциклистов. Наиболее популярными производителями на данный момент являются Super Soco, Denzel, Sur-Ron, Kollter и другие, чуть менее известные, но крупные бренды. Кстати, компания Super Soco с некоторого времени является одной из дочерних компаний Xiaomi.
Если говорить объективно: подобные мотоциклы привлекли наше внимание не только из понимания того, что их популярность однозначно будет расти, а еще из личного интереса к технологии и из объективного мнения о том, что электромотоцикл или электроскутер может быть гораздо выгоднее и интереснее обычного и при этом не создавать бытовых проблем в плане зарядки и обслуживания.
Для тех, кто еще не сталкивался подробно с таким видом транспорта: электрический мотоцикл по мощности и эффективности не уступает обычному и при этом по стоимости сравним с качественным китайским или с поддержанным японским мотоциклом.
На данный момент мы уже заключили прямые контракты с наиболее популярными производителями и организовали процесс заказов и поставок. В первое время приходилось заказывать наиболее продаваемые позиции товаров, оплачивать их с собственных средств и размещать в шоу-руме.
Об открытии шоу-рума и тест-драйвах
Чтобы приобретенный товар демонстрировать покупателям и осуществлять береженое хранение, было выбрано помещение в торговом центре «Формула Х» в Москве и арендована площадь под шоу-рум.
Так как наш магазин подходил под основное направление торгового центра, нам предложили выгодные условия, и мы быстро оформили помещение и стали использовать для офлайн-продаж. Именно офлайн-продажи сыграли с нами злую шутку в кризис, но об этом позднее.
Также торговый центр располагает площадями под проведение тест-драйвов, на которые записываются клиенты через интернет-магазин, чтобы попробовать мотоцикл в деле перед покупкой (конечно, при условии, что он имеется в наличии).
Программное обеспечение
Раньше, чтобы открыть интернет-магазин достаточно было выбрать хорошую CMS-систему, уметь верно выстроить SEO-оптимизацию и создавать для товаров качественный контент.
Сейчас торговля в интернете становится мейнстримом, количество конкурентов возрастает и за клиента неизбежно нужно бороться.
Программное обеспечение для магазина мы создавали в несколько этапов в течении года и на данный момент выстроилась следующая структура:
Сайт
Самое сложное — найти грамотного подрядчика. Мы сменили множество подрядчиков, несколько видов CMS и долго не могли определиться с наиболее эффективным способом организации сайта.
Кроме того, у каждого нового подрядчика свой взгляд на дизайн, frontend, функциональность и контент, а самое главное: если вы собираетесь создать интернет-магазин, нужно понимать, что за любые эксперименты подрядчика вы будете платить из своего кармана.
На данный момент наш сайт реализован на Moguta.CMS, мы работаем одновременно с несколькими подрядчиками и разрабатываем еще несколько веб-проектов: сайт оптовых продаж на базе OpenCart и несколько лендингов для целевых продаж, которые работают в связке с основным сайтом.
CRM-система
Каждая форма нашего сайта связана напрямую с CRM-системой (amoCRM). Это позволяет максимально быстро отслеживать заявки от клиентов и организовывать работу в формате воронки продаж.
Самая большая проблема: приучить менеджера оперативно и верно обрабатывать заявки, оставлять нужные примечания и следить за актуальностью данных. Единственное решение в данном случае, которое зависит полностью от человеческого фактор: дисциплина и конкретные требования.
CRM-система также связана с телефонией и позволяет контролировать качество ответов оператора и отслеживать заявки, поступающие напрямую по номеру телефона.
Системы аналитики и статистики
Каждый источник трафика и продаж привязан не только к CRM, но и к системам статистики. Это позволяет правильно оценить эффективность проводимых рекламных кампаний и не терять эффективные запросы и источники новых клиентов.
В работе мы используем следующие сервисы для сбора и анализа статистики:
- Roistat. Очень удобная система, которая также привязана к каждой форме веб-сайта и анализирует источники трафика. Платная.
- «Яндекс.Метрика», «Яндекс.Вебмастер»
- Google Search Console, Google Analytics
- И другие сервисы статистики и небольшие модули.
Текущая инфраструктура позволяет отслеживать действия и модель поведения каждого пользователя или посетителя магазина и позволяет с точностью определить целевую аудиторию для приобретения таргетированной рекламы и интеграций у блогеров.
Коронакризис
Первым делом по нам ударила ситуация с курсом валют. Пришлось вводить договоры с клиентами, привязанные к курсу доллара, потому что платеж за товар мы вынуждены отправлять в валюте.
Постепенно ситуация начала резко ухудшаться, количество заказов снизилось: из-за паники, поднятой СМИ, люди боялись делать дорогие заказы и совершать траты не первой необходимости. Многие наши клиенты стали переживать, что из-за ситуации с коронавирусом они не смогут получить во время заказ или мы не станем выполнять обязательства в случае введения чрезвычайной ситуации.
Вторым ударом стало введение карантина в Москве и закрытие нашего торгового центра. Траты на заработную плату и аренду помещения в месяц составляют чуть больше 250 тысяч рублей, и большую часть данной суммы необходимо было бы платить независимо от того, будут ли у нас заказы.
Мне как руководителю пришлось временно сменить профиль и начать заниматься продажами медицинских масок, которые за счет опыта в логистике и связей с поставщиками в Китае удалось наладить быстро.
Мы отправляли маски оптом, а в течении дня я на машине продавал их в розницу по объявлениям на сайтах и в Instagram.
В течении последней недели удалось возобновить работу над интернет-магазином, сохранить добрые отношения с арендодателем, не подвести сотрудников и начать снова получать первые заказы на поставку мотоциклов.
Естественно, на данный момент оборот снизился в разы, но позволяет существовать бизнесу на уровне самоокупаемости или незначительного убытка.
Несколько советов в это тяжелое время
Хочется дать советы владельцам интернет-магазинов, как преодолеть этот кризис, не закрыться и не подвести сотрудников:
- Подружитесь с программным обеспечением для аналитики и работы с клиентами. С ним нужно дружить и вне кризиса, но сейчас упускать клиента может быть максимально опасно для бизнеса.
- Занимайтесь тем, что может принести доход здесь и сейчас. Если у вас есть средства — активно инвестируйте в разработку онлайн-платформ и захват временно увядающего рынка. Есть нет — занимайтесь тем, что позволит получить доход максимально быстро.
- Не расстраивайтесь. Предприниматель должен трудиться 24 на 7, и заниматься жалостью к себе — последнее дело, на которое можно потратить время. Трудитесь еще больше, пока другие отдыхают или сокращают трудозатраты или расходы.
Я надеюсь, что данный материал окажется для кого-то полезным, и мы сможем получить обратную связь и, возможно, найти новых друзей и партнеров!
Буду рад продолжать создавать материалы и кейсы в сфере интернет-магазинов и продолжить писать статьи в другие категории, не только о моем бизнесе и проекте Electronmotors.
"началась с истории Илона Маска"
а что там за "история Илона Маска"?
p.s. За цену электро-скутера можно машинку купить бу-шную.. Не слишком практично, проще говоря
Похоже, Вы явно не москвич и даже не в курсе тамошних транспортных проблем. Лучше медленно ехать на скутере, чем 3 часа стоять в пробках.
Я живу в Москве. Климат тут знаете не располагает ездить по принципу "ветер в харю, я хуарю". Даже доставщики пицц ездят на 4-х колесных. Раньше матизы, теперь гранты-равоны
И на мото нужны права. А на то, что не нужно - слабенькое. На МКАДе будет неуютно
Какой климат? За последние лет 7 зима была только в прошлом году, а в этом вообще было почти лето.
И доставщики на машинах ездят разве что за МКАДом, внутри города все круглый год пешком или на велосипедах/самокатах. Потому что иначе доставка была занимала несколько часов, а не 40 минут.
Вот так на самом деле обстоят дела в Москве.
Видимо у нас с Вами разная Москва. Прошлой зимой я 2 раза застрял прямо у подъезда на машине.
Нет, ездят на машинах. Полно брендированных якиторий, например. Забавные плавники у их матизов
https://www.artlebedev.ru/yakitoriya/auto/process/
Вы таки не живете в Москве, а меня еще в чем-то обвиняете
Хотите, найдут фотку папы-джонс матиза?
Прошлой зимой (если мы говорим про зиму 19 - 20) застрять вы могли разве что в луже.
Я таки живу в Москве и Якитория - сейчас одна из самых частых доставок во время работы из дома;) Автомобильная доставка работает только за МКАДом, где бывшие деревни или маленькие города стали новыми районами: в них всё ещё небольшая плотность населения, расстояния между кафе и заказчиком большие, а пробки всё ещё не такие, как в Москве. Внутри же города доставки на машине - статистическая погрешность на фоне пеших/велосипедных курьеров.
Нет, автомобильная работает в городе
Нет, зима 18-19.
Зима 19-20 это прошедшая, а не прошлая. И она была существенно теплее средних зим
Так я и написал, что за последние несколько лет зимы было немножко только в прошлом (это как раз 18 - 19) году. Да, возят, но доля автомобильных заказов ничтожна мала. Собственно, если вы правда живёте в Москве, закажите что-нибудь, и спросите, на чём приехал курьер: велосипеде или машине.
Собственно, даже сами доставки время от времени пишут статьи, о том, что подавляющее большинство доставок идёт на самокатах и пешком.
Я не оспариваю тот факт, что наши власти делают все усилия, чтобы дороги оставались неудобными для двухколёсного транспорта, но комментарии про погоду, которая вполне себе европейская, меня удивляют
Вы явно в другой Москве живете. То что погода европейская, то
1. Москва - Европа
2. Европа разная. Афины или Хельсинки. Вы про какую "Европу" ?
тем не менее, зима в Москве полгода и не ездят в этот период (за редким исключением) на двухколесном транспорте