{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как потратить 15 млн рублей, несколько раз переделать MVP и не облажаться

Идея мобильного приложения Troove пришла к нам в начале пандемии. Подготовили за месяц айдентику и визуальный концепт, запустили в мае разработку, собрали команду и планируем в конце декабря этого года запустить MVP. Делать очередное приложение со скидками кажется безумием, но мы рискнули. Рассказываем, как мы решили концептуально это завернуть и реализовать.

Как все начиналось

Еще в начале года мы обратили внимание, что в заведениях по всему миру бывают мертвые часы, и владельцы придумывают различные акции и скидки, чтобы привлечь гостей и забить это время простоя.

На англоязычном рынке приложения с подобным концептом уже активно функционируют и генерят трафик, но в России прямого аналога мы не нашли. Решили сделать сами. Казалось, что если собрать такие заведения в одном месте и показать аудитории, то от этого выиграют сразу и владельцы, и потенциальные пользователи. Подумали, начали делать и поняли, что это тупик.

Постепенно в процессе трансформировалось понимание «а нужно ли это вообще пользователям в Москве?» Стартовать решили именно с этого города. В итоге несколько раз пришлось менять концепцию, преобразовывая ее во что-то более перспективное и интересное (нам так казалось).

Назвать проект решили Troove, как сочетание двух смыслов — нового термина и нового восприятия: trove [от английского: «клад, находка»] и true [от английского: «правда»]. В идеологию заложили принципы честности, сопричастности, лояльности, доверия и актуальности.

Какие изменения были на пути

В целом, от момента идеи до начала разработки ушло пару месяцев...а потом еще пару. Сразу хотели делать правильно и полноценно, чтобы не было недоделок, как это часто бывает в стартапах. Но при этом отдавали себе отчет, что подобное решение автоматически вело нас к увеличению костов и потенциально повышало цену ошибки. Готовы переплатить в 3 раза? Мы тоже не очень-то были готовы.

MVP у нас был уже в сентябре, но мы отложили запуск, решив доработать некоторые моменты по интерфейсу и функционалу.

Сначала рассматривали приложение как решение для «закрытия» мертвых часов в заведениях. После была идея сменить направление и просто агрегировать скидки, например, ресторанов и салонов красоты в одном месте. Именно эта идея легла в основу первого интерфейса. По функционалу хотели просто выводить купоны в местах поблизости, которые можно взять и обменять у партнера в заведении. Звучит знакомо, да? Нам тоже так многие сказали. Тема рабочая, но теряющая актуальность. Поэтому мы решили ее возродить, но под другим углом.

Проблема современного восприятия купонов заложена во многом раздражительным эффектом купонаторов. Многие из нас помнят время скидочных гигантов, когда их реклама была на каждом шагу, надоедливые рассылки и реальное обесценивание слова «скидка» как такового.

Мы хотим, чтобы ядром наших пользователей была молодежь, активные ребята, которые не боятся и хотят пробовать что-то новое. Даже придумали для них название — труверы. Они ценят свое время и деньги, выбирают лучшее, проверенное и рекомендованное. Они за честные акции и мыслят в парадигме рациональной экономии.

«Купоны — пережиток прошлого. Как я приду с девушкой в заведение и покажу купон? Представьте.»

Мы провели custdev среди наших друзей и знакомых, расспросили их об отношении к акциям, купонаторам и процессе выбора заведений. В результате поняли, что нужно срочно убирать слова «скидка» и «купон» с сайта и приложения.

В качестве замены для обозначения всех акций и специальных предложений от партнеров решили использовать слово «ключ». Оно несет в себе некий момент геймификации, который хотелось привнести в приложение. Ключ — это и скидки, и акции, и специальные предложения и все, что может предложить партнер нашему пользователю. Например, 40% скидка на меню, второй кофе в подарок, специальный подарок к обеду.

Что получилось и как работает

Troove стал неким ключом ко всему интересному в городе. Выбираешь на старте предпочтения: еда (рестораны), напитки (бары и кофейни), барбершопы и игровые (компьютерные) клубы. После получаешь доступ к карте, где по геолокации система показывает подключенные к платформе заведения рядом и доступные ключи в каждом из них.

Релиз запланирован на конец декабря 2020 года. Если хотите одним из первых получить доступ, вам сюда: App Store, Google Play.

Что будут за партнеры

«Зачем подключать заведения, в которые мы сами не пойдем?» Именно от этой парадигмы мы и решили отталкиваться. Но не сразу. Подключая 30-го партнера еще в октябре, мы поняли, что все не то. Сели, посмотрели на список и четко осознали, что эти партнеры совершенно не соотносятся с нашими ценностями и идеей. Остановились, обдумали, распустили весь отдел по работе с партнерами.

Мы не хотим, чтобы нас воспринимали как агрегатор всего подряд, с непроверенными партнерами, недостоверными акциями и просто приложением «на один раз».

Работу по новой схеме начали в декабре. Весь ноябрь потратили на поиски нового специалиста по работе с партнерами. Отобрали список бизнесов (ресторанов, кофеен, барбершопов), в которые ходим сами. Плюс провели опрос среди друзей и знакомых и узнали, какие заведения нравятся им. Troove — это про доверие. Пользователи должны доверить нам свой выбор места.

Мы планируем самостоятельно проверить каждого партнера, чтобы быть уверенными в качестве услуг. В первую очередь, мы планируем выходить на небольшие заведения. С одной стороны, с ними легче и быстрее вести коммуникацию; во вторых, они очень гибкие, и с ними можно будет быстро придумать акцию.

В качестве следующего шага мы видим подключение более масштабных историй, сетевых кофеен или барбершопов, чтобы охватить больше районов Москвы.

Москва, как уже было сказано, — это город старта. В 2021, если не будет очередной волны коронавируса, планируем расширять предложение и подключить Санкт-Петербург, а после — Казань.

А где деньги?

На старте приложение не подразумевает монетизацию. Мы, конечно, думали над тем, как зарабатывать с Troove, но на первый план на текущий момент решили вынести работу на лояльность и доверие. Пока мы не объясним людям, как приложение работает, что оно может дать, и почему мы вдруг решили изменять в некоторой степени философию потребления, никто нам платить ничего не будет.

Сейчас для нас главная задача — подтвердить гипотезу и оценить, насколько пользователи довольны приложением и на сколько оно решает их проблемы.

Первичный функционал приложения будет максимально простым: выбрать ключ, добавить к себе в личный кабинет (предварительно купив, если ключ платный), активировать в заведении. В таком варианте мы как бизнес зарабатываем пока только на прямой продаже ключей. И то, платных ключей на старте, вероятно, и не будет. Партнеру тоже тяжело довериться нам и дать какой-то дорогой и ценный оффер.

В дальнейшем в планах добавить еще несколько путей монетизации, включая комиссию с операций, совершенных внутри приложения, и рекламные возможности в формате выведения в топ в выдаче, push-уведомлений, отметок на карте и прочего.

Первый шаг — работа на построение доверия и лояльности, а также наращивание комьюнити.

Команда стартапа

На текущий момент в проекте 11 человек. Среди них 3 основателя, разработчики, маркетолог и менеджер по работе с партнерами. В ближайшее время планируем нанять креативного продюсера.

Для нас основное — чтобы человек верил в продукт и был с нами на одной волне.

Алексей Задорожный, CPO Troove

Впоследствии хотим расширить команду по работе с партнерами, плюс найти еще людей для проработки идей перфоманс-маркетинга, чтобы можно было детально вести статистику и иметь больше данных. Этот аналитический инструмент планируем использовать для оптимизации работы с партнерами и подготовки исследований по потребительскому поведению.

В общем и целом хотим собирать интересных и творческих людей, чтобы делать необычные вещи и придумывать фишки.

За чей счет банкет?

Проект строился и на текущий момент реализовывается на собственные инвестиции одного из основателей. В планах в ближайшее время, как только приложение будет запущено, начать привлечение инвестиций. По большей части мы планируем ориентироваться на частных инвесторов, но и будем смотреть в сторону инвестиционных фондов.

Дополнительно немаловажный вклад на старте внесла команда дизайн-студии Choice Studio, разработав название, визуальный концепт и всю айдентику. Первая версия интерфейса тоже была спроектирована и реализована студией.

Дизайн, разработанный Choice Studio.

Какие планы по развитию

Первое — запуститься. Второе — не облажаться. Параллельно совершенствовать приложение и добавлять функциональные опции: возможность бронирования внутри самого приложения и оплаты услуг. Наращивать пул партнеров, но с ориентиром на качество предлагаемых акций, а не на количество.

Мы планируем создать не просто приложение. А чтобы словосочетание «быть на труве» и слово «трувер» вошли в лексикон молодежи, наших потенциальных пользователей, и обрели свой ценный смысл. Наша цель — построить комьюнити из прогрессивных ребят, которые видят ценность в простоте, честности и рациональности и находят отражение этих принципов в нашем приложении Troove.

Если у вас есть какие-то идеи по визуалу, функционалу или концепции, пишите! Любая критика и совет нас, конечно, отодвинет от долгожданного релиза, но позволит вовремя внести изменения.

0
69 комментариев
Написать комментарий...
Mr. U

Это вы отравили Навального?

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Табунов

аххахаха

Ответить
Развернуть ветку
NP

ахахах)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Aleksey Zadorozhny

🤓

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Artem Kurganskiy

Что-то пропустил про 15 млн в статье.

Ещё нравится что основателей 3, а инвестирует 1 )
Ну и про кастдев - спросили у друзей и близких))) 15 млн

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Aleksey Zadorozhny

Будем ошибаться, будем проверять идеи, будем спускать миллионы, будем учиться адаптироваться, но к ведьмам за консультациями обращаться не будем.

Ответить
Развернуть ветку
Asf
Какая непростительная ошибка на стратегическом уровне. ☝🏻

ЦА должна увидеть ценность в аппе 
ИМХО, делать сервис B2C моноязычный для одного региона это. ...тупиковая ветвь......
Берите небольшой комис привязанный,  к примеру к eur но с многих.  ..
Это проект, судя по описанию, не требовательный к хостингу.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Роман

Мне кажется было как-то так:

Три энтузиаста в свободное время пилили пет-продукт, вроде допилили.
Надо теперь делать ПиАр на ВЦ.

Но надо как-то внимание привлечь.
И начинают набрасывать:
— не, ну если бы мы для кого-то делали что-то подобное, то стоило бы это не менее 3 лямов
— ну 3-мя лямами никого не удивишь, давайте скажем что 7 млн., мы же профи, наша работа стоила бы не менее 7.
— ну тогда для кликбейта напишем 15 млн
— так ну а как на счет команды? 3 человека не впечатляет
— ну ок, давайте добавим всех кто косвенно участвовал: мама делала нам бутерброды, когда мы собирались у меня, это еще один сотрудник, потом курьер озона, он привозил книгу Lasn Startup, еще добавим уборщицу из офиса бабу Клаву и таким макаром собираем 11 человек.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Zadorozhny

Именно так и было, ты забыл ещё помесить 3 000₽, которые мы потратили на заказ пиццы из ЯндексЕды

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Asf

За 15шку можно 2 натива с полным бэком ( с учётом  описанного функционала) ну и ещё одшушку взять в ЮЗАО и устроить вакансию с блек-джеком и шл#хами)))
UPD  не понятно,  зачем 11 человек  ...
Разовый купон - очень слабая история, без возможности, хотя бы выпуска карты лояльности и учёта новых юзеров.....не совсем очевидна ценность ИМХО.=/
Пусть я ошибусь  в своих выводах, удачи вам....

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Aleksey Zadorozhny

Суть не просто в переименовании, а в переосмыслении самих поведенческих принципов.

Мы больше про интересное, про лайфхаки и про фишки.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Aleksey Zadorozhny

Интересно, как себя будет чувствовать себя Иван Иванов, если что-то пойдёт не так, а у же тем более его спутница 🚸

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Oleg Dubovitskiy

Кучеряво живёте, товарищи) 15 млн на старте под очередной купонатор🤣🤣 и идею монетизации не придумали) а их то сути две: брать деньги с предприятий за вход в клуб, брать деньги с пользователей за вход в клуб) и там и там это почти не реализуемо чтобы окупить уже вложенное) на мой взгляд отсутсвие понимания монетизации на этапе потраченных 15м уже говорит о шаткости проекта 

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мирошниченко

11 человек, 15 лямов, 3 основателя (из которых финансирует один), почти год времени - каждый пункт вызывает удивленное поднятие бровей.
Ну, красиво жить не запретишь ;-)
Каждый конечно развлекается по-своему, но вы выбрали довольно дорогостоящий и времязатратный способ.
Может вы действительно не знаете, тогда открою тайну.
Такой проект делается за две недели одним человеком (и даже не самой крутой и редкой квалификации - обычный Main Stream) за 150.000 рублей.
А сама идея делать такое скидочное приложения... Ну фиг знает, меня не зацепило.
Но я бы попробовал на вашем месте геймификацию, может быть это бы дало что-то.
Примерная идея - что эти скидки (которые вы называете ключи), не просто так раздавать, а чтобы пользователи их как-то заработали, чтобы они их ощущали не как бесплатную халяву, а как нечто заработанное и следовательно ценное.
Как это сделать? Ну самая первая идея типа какие-то мини-игры, или типа какие-то задания, да хоть пусть ребусы разгадывают.

Разгадал ребус - дали ему 5% скидку. Вы бы на самом деле ему с удовольствием и без ребуса дали, тут дело-то не в ребусе, а в том, чтобы пользователь почувствовал ценность.
А задания - ну тоже можно придумать... Не знаю, типа вот приходит пользователю задание - сделать утреннюю пробежку, или пройти за день 3.000 шагов типа для его же здоровья или еще что-то в таком духе.
Сделал - получил скидку на десерт, лол.
Он может даже сделать Fake GPS и сделать пробежку не вставая с дивана - и ради бога, это опять-таки неважно.

Кстати, такие задания могут быть не только одиночными, но и командными - в общем я бы подумал в эту сторону на вашем месте.

Ответить
Развернуть ветку
Man Coolman

С ума сошел. На такое уйдёт еще миллионов 15-20 и год разработки

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Zadorozhny

Интересные мысли!

Ответить
Развернуть ветку
Indig0

Думаю про 15 🍋 ребята очень сильно лукавят, ищут инвесторов и пытаются раздуть капитализацию.
Почему в предпочтении частные инвесторы, а не фонды? Фонды гораздо сложнее развести таким пузырём, а вот залётного частного инвестора ещё есть шанс.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Zadorozhny

На самом деле мы потратили 10 000₽ на написание статьи, и 3 000₽ на пиццу, больше ничего не делали, это все фантазии 🙃

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Случайно нажал ctrl + enter, простите)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Такие заголовки задерживают дыхание)

Я сделал перерыв, думаю отвлекусь от разработки, открыл vc, и случайно увидел слова слова MVP и 15 мультов.

Сразу мысли, какого ***, на что я надеюсь, делая приложение один и без денег, там люди тратят миллионы, а я тут пиво пью и правлю баги добродушно присланные sentry)))

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Zadorozhny

Значит заголовки мы придумывать умеем, не все так плохо

Ответить
Развернуть ветку
EvGn

Немного странностей в ux . Зачем пустой экран с одной кнопкой «начать пользоваться»? На первом этапе нужно добавить возможность скипнуть регистрацию и выбор предпочтений. Зачем заставлять пользователя оставлять свои данные в виде контактов, когда он ещё не видел приложение?

Ответить
Развернуть ветку
Петренко Тимофей

С 10 го занимаюсь купонами и нормально))) единственная проблема предприятий стало меньше, кризисы, всё такое и они закрываются((
Тему этих парней прорабатывали в 2016, нерентабельно. Как сейчас стали говорить, - "экономика не сходится". Возможно поэтому они всё делают "бесплатно" - боятся посмотреть на реальность, и снять карону всемогущих?

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Zadorozhny

Напиши мне, пообщаемся, поделишься опытом, а мы скажем спасибо 🙏🏽

Ответить
Развернуть ветку
NP

Открываю сайт и что я вижу:
Предупреждение: Вероятная угроза безопасности

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Zadorozhny

Интересно, на каком сайте?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Zadorozhny

Михаил, вижу, что у тебя все построено по двум стезям, двум пунктам, двум вариантам

Посмотри чуть шире, и ты поймёшь, что пунктов больше

Ответить
Развернуть ветку
66 комментариев
Раскрывать всегда