{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Аудиостикеры — как мы завалили ваши чаты войсами и выросли в 15 раз за один день

Мы создали звуковые стикеры для Telegram. За полгода органически выросли до 380 тысяч пользователей и 100 тысяч ежедневных отправок. В этой статье я расскажу о создании продукта, его развитии, монетизации и наших планах.

Содержание

«‎Я тут канал сделал…‎»‎

Все началось еще во время первого карантина. Тогда Влад Ширяев (@waltan), с которым мы познакомились на предыдущих проектах, показал мне свой канал с аудиостикерами. Его он использовал как «копилку‎» любимых аудиомемов. Когда хотел что-то использовать — пересылал нужный войс.

Он объяснил концепцию аудиостикеров следующим образом:

Два главных принципа для меня — это чистый вид голосового сообщения и максимальная гибкость мема. Чистый вид подразумевает, что аудиостикер выглядит максимально похожим на обычное голосовое сообщение. А под гибкостью имею в виду возможность адаптировать аудиостикеры под контекст общения.

Сама идея мне сразу понравилсь, но исполнение показалось не самым удачным: хотелось ускорить поиск и отправку, усилить эффект неожиданности — «‎замаскировать‎» стикер под обычное голосовое, убрать пометку «‎переслано».

На следующий день я написал Илье Снимщикову, своему партнеру по разработке чат-ботов. Он предложил использовать инлайн-бота.

Инлайн — это когда бота можно вызвать через текстовое поле, обратившись к нему по нику

Пример инлайн-бота @vid, который помогает отправлять видео с youtube

Короткий никнейм для бота на старте получить почти невозможно, поэтому мы выбрали название @vosticksbot: оно достаточно лаконичное и отражает суть нашего бота.

С помощью инлайн-режима мы хотели реализовать удобный поиск и быструю отправку, чтобы можно было использовать аудиостикеры, не выходя из диалога.

Первая версия

Илья занимался кодом, Влад — контентом, а я делал всю остальную работу по продукту и организации. Такой командой мы разработали первую версию.

Ее мы сделали за 3-4 дня. В ней можно было выбрать стикер из общего списка: поиска не было, а загрузка работала криво.

Мы начали использовать этого бота, показали друзьям, я написал о нем в своем канале.

Предполагали, что аудиостикеры начнут распространяться вирально, но как-то не особо шло: мы получили несколько десятков пользователей, которые отправляли не более 20 аудиостикеров в сутки.

В это же время мы начали натыкаться на похожих ботов. Особенно нас впечатлил MemVoice: на его канале было 700 подписчиков, это казалось нам чем-то недосягаемым.

Постепенно мы отошли от работы над этим проектом, думали максимум о 500 пользователях к Новому году.

Влад — крутой

Все поменяло сообщение от Влада Савинова, моего друга.

Через несколько дней после того, как Telegram выпустил обновление с комментариями, он написал мне:

Знаешь что можно сделать? Сейчас же комменты в телегу добавили Можно в комменты каналов с мемами твои стикеры кидать

Распространять стикеры через комментарии в каналах — эта идея всем понравилась. Было очевидно, что она сработает, но не было понятно, насколько хорошо.

Сразу же взялись за дело — начали экспериментировать с разными пабликами. Результат, мягко говоря, поразил: если мы успевали запостить осмысленный стикер в одном из первых комментариев, чат под записью просто взрывался — стикеры отправляли все, иногда несколько десятков сообщений подряд содержали исключительно аудиостикеры.

P. S. Мы отправляли по одному осмысленному сообщению под пост, что многие люди находили веселым и интересным: мы уважаем личные границы людей и против спама.

За первый день к нам пришло 500 пользователей, а активность выросла на 1500%.

Для такого результата сошлось очень многое:

Место в топе комментариев дает гораздо больший охват, чем сообщение в активном чате — первый комментарий остается на видном месте, а абсолютно любое сообщение в чате быстро уезжает вверх.

К тому же, правильно подобранный стикер вызывает эмоции и желание попробовать. Самый простой способ — отправить стикер в комментарии. Многократная отправка разными пользователями усиливает эффект.

А еще функция комментариев на тот момент была новой — многие открывали их просто из интереса, это обеспечивало нам еще большие охваты.

Через несколько дней мы перестали отправлять стикеры в комментарии: аудитория начала справляться с этим без нашей помощи.

В это же время мы купили рекламный пост в канале TGRobots. Он обошелся нам в 2500 рублей. Результативность была несопоставимо меньше, чем у нашей бесплатной «‎рекламы‎‎»‎. Больше деньги на продвижение бота мы не тратили.

Улучшения

Рост числа пользователей стабилизировался и составлял 10% в неделю. Мы начали работать над улучшением продукта.

Умный поиск и выдача

Первым делом мы допилили поиск: для каждого стикера вручную добавили список тегов — фраз, близких к содержанию войса. Это позволило сделать строку поиска более чувствительной.

А для выдачи мы сделали очень простую персонализацию: каждому человеку начали выдавать его личный топ стикеров — за счет этого люди смогли отправлять любимые войсы еще быстрее.

Визуальное оформление

В ios-клиенте Telegram мы столкнулись с проблемой: перед отправкой нельзя прослушать аудио, а вместо значка «‎play‎»‎ отображается первая буква названия.

Об этой проблеме мы, кстати, написали в поддержку, но ответа или исправления до сих пор нет(

Выглядит это уныло, даже некрасиво.

Поэтому в начале каждого названия мы стали помещать эмоджи, соответствующий посылу и настроению войса. Тогда в квадратиках начали отображаться не буквы, а яркие картинки. Это не только улучило визуал, но и упростило выбор стикеров.

Дополнительно мы начали отображать автора фразы и ее источник. Еще какое-то время на каждом стикере был счетчик использований, но мы решили, что это перегружает интерфейс, и убрали его.

Воронка в канал

Ссылка на канал проекта была указана только в описании бота.

Мы решили добавить еще одну точку входа с помощью инлайн-инструментов.

Над выдачей вариантов Telegram позволяет сделать кнопку, которая перенаправляет пользователя в личку бота. Мы проверили много вариантов воронки из инлайн-бота в канал. Самым эффективным оказался тот, в котором в лс бота мы перенаправляем пользователя под предлогом просмотра всего контента, а уже там показываем наш канал — ссылкой и кнопкой.

Такие изменения в инлайн-воронке увеличили конверсию в подписки на канал в 5 раз.

Мы добавили еще много функций. В том числе удобную загрузку аудио из YouTube и TikTok, форматирование аудиостикеров внутри бота и получение статистики.

Стикерпаки

У нас появилась идея сделать пользовательские стикерпаки. Они должны были дать людям возможность создавать ботов с нашим функционалом и наполнять их самостоятельно.

То есть юзеры создают бота в Telegram, самостоятельно меняют настройки в BotFather, затем предоставляют токен, чтобы мы автоматически запустили бота, и уже после всего этого могут заполнить свой стикерпак.

Я немного сомневался в том, что оно пойдет: способ создания стикерпаков казался мне слишком сложным, но все-таки мы решили попробовать.

У Ильи получилось сделать регистрацию, в которой он буквально проводит человека за руку: рассказывает о создании бота поэтапно, а к сложным местам прилагает видеоинструкции.

Кроме обычных функций из VoSticks мы добавили систему шеринга прав: командам стало удобнее работать над созданием и продвижением своих стикерпаков.

На настоящий момент люди загрузили больше двадцати тысяч дорожек в 3000+ ботов-стикерпаков.

Как вы видите, мои опасения не подтвердились)

Монетизация

Простой способ монетизации Telegram-ботов — рекламные рассылки пользователям в личные сообщения. В теории мы бы могли им воспользоваться: 40% аудитории написало боту в личку, а значит доступны для отправки сообщений.

Такой способ кажется нам достаточно бесцеремонным в целом, а в случае инлайн-бота все было бы еще хуже: ведь мы почти не взаимодействуем с людьми через личные сообщения.

Поэтому мы реализовали формат рекламы, близкий к привычным баннерам.

Другой способ монетизации аудиостикеров, характерный конкретно для этого бота — использовать стикерпаки как средство маркетинга:

Сейчас в канале «‎Аудиостикеры‎»‎ 11 000 подписчиков при 190 000 пользователей основного стикерпака. При этом единственная существенная «‎точка входа‎» в канал — это бот VoSticks. Получается, более 5% пользователей бота конвертируются в подписчиков канала.

В нашем продукте на первом плане находится бот, а канал — вспомогательный инструмент, но ведь можно делать и наоборот — подвязать тематический стикерпак к уже существующему каналу. В таком случае бот становится настоящим средством маркетинга: он не только развлекает имеющуюся аудиторию, но и приводит новую.

Эту гипотезу подтверждают и пользовательские стикерпаки: некоторые люди сделали канал для стикерпака и набирают аудиторию, а другие — прикрепили стикерпак к уже имеющемуся каналу. Получается, стикерпак, подключенный к каналу, приносит поток подписчиков, а значит, может быть платным.

Суть стикерпаков я пытался донести до нескольких десятков крупных блогеров — почти во всех случаях письма оставались без ответа. Пообщались только с менеджером Дружко: я убеждал ее в том, что появление такого инструмента — прекрасный повод «‎хайпануть немножечко» и в Telegram, но это ни к чему не привело.

Я вижу следующее объяснение: в новую концепцию достаточно сложно вникнуть, а менеджеры, разгребая кучу писем, работают по принципу максимизации ожидаемого результата: видят что-то непонятное, без названия известного бренда или большого чека — даже не дочитывают письмо.

Еще мы могли ошибиться с аудиторией: определенно стоит пообщаться с организациями, которые напрямую монетизируют свои тг-каналы.

Немного статистики

На момент публикации этой статьи нашим ботом воспользовалось 380 000 человек, с его помощью отправлено 6 600 000 сообщений, на канале проекта уже 11к подписчиков.

А за последние 24 часа 24 000 человек отправили 98 000 аудиостикеров.

Рост уникальных пользователей и их сообщений за сутки можно видеть на следующих графиках:

Чуть ли не больший интерес представляет «‎время жизни‎‎» пользователя в нашей системе. Для того чтобы его оценить, мы взяли 30 000 человек, пришедших к нам в ноябре и посмотрели, какая их доля продолжает пользоваться нашим ботом по прошествии времени.

Планы

Мы хотим расширяться на другие языки, улучшать выдачу стикеров, работать над монетизацией продукта (вы еще можете создать стикерпак бесплатно 😉)

Я занимаюсь далеко не только этим проектом: моими чат-ботами пользуется более 1 000 000 человек. О своей работе я рассказываю на тг-канале (https://t.me/bchechin) и буду очень рад, если вы подпишитесь. Там же, в разделе about, есть мои контакты: пишите с любыми идеями и предложениями)

0
69 комментариев
Написать комментарий...
Максим Лунин

Идея интересная, но вот это не совсем понятно: 

"В это же время мы купили рекламный пост в канале TGRobots. Он обошелся нам в 2500 рублей. Результативность была несопоставимо меньше, чем у нашей бесплатной «‎рекламы‎‎»‎. Больше деньги на продвижение бота мы не тратили..."

То есть спамить в чужие каналы, в комментарии, это нормально, а заказать здоровую рекламу, как все другие люди, это не нормально?) 

Не совсем понимаю логику. Если вы все свои боты продвигаете спамом лишь бы сэкономить - то не хочется с такими людьми связываться, если честно. 

Такими статьями можно себя только скомпроментировать. Жаль, а идея и правда интересная. 

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Чечин
Автор

Здравствуйте! Спасибо за комментарий.
Я перечитал часть статьи и понял, что может создаваться неоднозначное впечатление о том, что мы делали.

Поэтому дописал следующее:
P. S. Мы отправляли по одному осмысленному сообщению под пост, что многие люди находили веселым и интересным: мы уважаем личные границы людей и против спама

Мы действительно не считаем это спамом: спам — расылки ненужные пользователю, а здесь все было в контексте постов, максимально ненавязчиво и закончилось в течение нескольких дней.

По сути, это эквивалентно тому, чтобы скинуть мем/гифку, которые в тему с той лишь разницей, что мы сами сделали то, что скидываем

Ответить
Развернуть ветку
Максим Лунин

Да, я вас услышал. Спасибо за пояснение. )

Вчера честно протестировал бота. Аудиостикеры работают. Не все понятно со стикерпаками именно в боте. Потому что некоторые кнопки не работают "Мои стикеры" и "Создать стикерпак" - ничего не делают (ваш бот просит снова привязать моего  бота, хотя я его давно уже создал и привязал). К этому моменту я уже создал 5 аудиостикеров. Вот это бы подправить.

В тоже время когда ссылаешься на своего бота в переписках - там видны все пять стикеров. То есть, стикерпак как бы есть, но в родном боте его нет. Такие дела. 

А так - да, интересная штука. Затестил в своем сообществе копирайтеров) Вроде народу нравится)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Снимщиков

Починил кнопку "Мои стикеры", по задумке она показывает стикеры, отправленные пользователем, который нажал на кнопку

Заодно переименовал некоторые кнопки, чтобы не возникало путаницы

Спасибо за развернутый отзыв!

Ответить
Развернуть ветку
66 комментариев
Раскрывать всегда