{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы хотим создать Uber в мире low-code

Меня зовут Игорь Озеров, я основатель сервиса по подбору разработчиков и дизайнеров Swiftle. Хочу рассказать о том, как мы реализовываем low-code проекты и как мы превратились из обычной студии в сервис-платформу.

Silicon Pravda SPB meetup Vit Yanko

С чего все началось

В 2020 году консалтинговая компания, которую я развивал последние 5 лет, потеряла ключевого клиента. Пришлось принять тяжелое решение о закрытии.

В поисках альтернативных путей развития я посматривал на ИТ отрасль и набирающее обороты no-code направление в частности. Изначально я рассматривал его в качестве средства для реализации своих проектов, но потом мне стало интересно, а как можно заработать на нем?

Нашел чат в Телеграм, специализирующийся на ноукоде, и спросил местных, как вообще люди зарабатывают в этой сфере? Меня там даже засмеяли за то, что не сделав ни одного проекта, я уже собрался зарабатывать. Однако мой опыт в консалтинге говорил, что с точки зрения бизнеса гораздо полезнее знать, как продать продукт, чем, как его сделать. В итоге обсуждение в чате привело меня на интенсив WeLoveNoCode, одного из пионеров no-code разработки в РФ, с названием: “Как продавать no-code разработку”. Интерес перерос в трудоустройство в эту компанию. Благодаря работе в WLNC я получил детальное понимание о том, как работает бизнес no-code студий, как продавать проекты, как выстраивать процессы в формате удаленной работы, а также сформировал собственное видение развития отрасли.

Спустя 9 месяцев в WLNC, сразу после того как мы первыми в нише no-code-студий подняли раунд от Николая Давыдова, я покинул нашу амбициозную команду, чтобы вместе с Георгием Новиком, тимлидом, чья команда решала самые сложные задачи в WLNC, запустить свой проект.

https://www.facebook.com/nick.davidov/posts/10160729989655410 Николай Давыдов

Мы стартовали как студия по разработке интернет-проектов на базе no-code, low-code, code инструментов в 2021 году. За пару месяцев существования у Swiftle появилось 15 клиентов из 5 стран. В основном реализуем проекты по разработке сайтов, мобильных приложений и автоматизации бизнес-процессов. Также развиваем собственный продукт – платформу для коммуникации с заказчиками. О ней поговорим чуть подробнее.

Как мы хотим создать Uber в мире low-code

Первое взаимодействие с потенциальными клиентами: заполнение брифа на проект и обсуждение его условий с разработчиками, оплата услуг и получение документов — происходит на базе нашей платформы.

Как она работает: изучив наш сайт и пройдя простейшую регистрацию, потенциальный заказчик может заполнить описание проекта и оперативно получить оффер на его разработку в личном кабинете (который как раз является частью платформы). Интерактивный конструктор формирования ТЗ упрощает работу: клиент может выбрать из предложенных вариантов, какой проект ему нужен (сайт, мобильное приложение, автоматизация), предпочитаемый инструмент (если есть представление о том, на чем должен быть реализован проект), описать в формате user story желаемый функционал и требования к проекту, указать референсы (а-ля “хочу Airbnb для digital nomad на Марсе”) и пожелания по дизайну. После чего назначается звонок, на котором заказчик знакомится с исполнителем, более детально обсуждает проект и сроки. Согласовав все детали, клиент оплачивает один из тарифных планов, а мы начинаем разработку. На базе платформы ведется обсуждение проекта. Плюс мы интегрируем платформу с Телеграмом, чтобы можно было выбрать, где удобнее вести общение.

https://app.swiftle.io/ Сервис для подбора разработчиков и дизайнеров

Пока это внутренний инструмент, но мы видим большие перспективы по его масштабированию и превращению в своеобразный сервис, соединяющий заказчиков и разработчиков со всего мира. Наша цель на ближайший год — доработать интерфейс для внешних разработчиков и целых команд, которые смогут на базе данной платформы искать заказы. Своеобразный Uber в мире low-code разработки.

Сейчас исполнитель выбирается внутри нашей команды исходя из его опыта, но скоро платформа станет открытой (в перспективе 3-6 месяцев), будем вводить систему рейтингов разработчиков на основе реализованных проектов, скоупа компетенций, портфолио. Заказчик сможет сам выбирать исполнителя, а система будет давать рекомендации.

Все клиенты, с которыми мы сейчас взаимодействуем, оформляют свои проекты через нашу платформу. Можно сказать, что это отличный инструмент для интровертов, которые не любят долгих переговоров и звонков, но при этом понимают, что конкретно им нужно получить, и ищут надежного исполнителя, которым является команда Swiftle.

Почему low-code и как мы открыли новое направление

Сила low-code-подхода в том, что один квалифицированный разработчик может заменить целую команду разработки на кастом коде: frontend и backend разработчиков, а иногда даже и дизайнера. Причем он потратит на выполнение проекта 1-2 месяца, по сравнению с 4-5 месяцами работы команды. Low-code обходится в десятки раз дешевле и реализуется быстрее, хоть и с некоторыми ограничениями, поэтому зарекомендовал себя идеальным инструментом для тестирования продуктовых гипотез и создания MVP.

При этом мы понимаем, что есть задачи, в которых одним no-code не справиться. Нам стало очевидно, что применение только ноукод-инструментов сильно ограничивает наши возможности по сравнению с традиционной разработкой. Если же применять только классическую разработку, то сроки и бюджеты растягиваются до неприличных размеров. Так почему бы не скомбинировать ноукод и код разработку в случаях, когда мощностей первого уже не хватает?

Изучив рынок, мы не нашли даже отдаленного упоминания о том, что кто-то использует такую комбинацию (если мы вас не заметили, отметьтесь в комментариях, будем рады пообщаться и обменяться опытом). И даже если кто-то применяет такой подход, никто до нас не догадался дать ему название. Как известно, пока в языке нет отдельного слова, характеризующего явление, само явление не будет чем-то устойчивым и понятным для других людей. Слишком многое в последнее время происходит в полном соответствии с прогнозами Оруэлла, подумали мы, и стали придумывать слово для новояза, характеризующее наш уникальный подход к разработке.

После недели обсуждений и предложений наподобие Super-code, iDevelopment, Swiftle development, пришли к определению Hybrid development.

Теперь мы по праву считаем себя компанией, которая подарила миру новое явление: гибридную разработку, которую активно применяем в реализации проектов. Это позволяет нам находить подходящий для продукта набор инструментов.

Наши клиенты и почему мы начали не с России

Маркетинг, а также первые проекты реализовывали для клиентов из моей сети контактов в США, Великобритании и Канаде. А позже вышли на Россию и Казахстан.

Мы ориентировались в первую очередь на англоязычную аудиторию, и не просто так: здесь проще говорить на одном языке, заказчики более открыты, им не нужно объяснять, за что они платят. Абсолютно нормальная история, когда потенциальный клиент приходит на встречу/звонок и сразу платит за подписку, потому что понимает, за что.

У русскоязычных заказчиков банально меньше денег, и они менее склонны платить за такого рода услуги. Кроме того силен страх (спасибо генетической памяти) обмана, поэтому при обсуждении проекта происходит больше контактов, а потенциальные клиенты всеми силами стараются снизить риски. Поэтому одна из наших задач – внести свой вклад в развитие отрасли и повышения доверия заказчиков к no-code разработке.

Если сегментировать нашу ЦА, то это:

  • стартапы, которым нужно быстро и дешево сделать MVP сайта и/или мобильного приложения для оперативного старта, а после дорабатывать его в итерационном режиме и усложнять;
  • малый и средний бизнес, у которого ограничен бюджет и есть много задач по автоматизации рутинных бизнес-процессов;
  • крупный бизнес, который хочет протестировать большое количество гипотез или запустить проект по новому направлению в ускоренном режиме;
  • креативные агентства и крупные web-студии, которые привлекают нас на субподряд.

Кейсы

Как я писал в начале, основной запрос у наших клиентов на автоматизацию бизнес-процессов и разработку сайтов и мобильных приложений. Причем у многих наших заказчиков запрос на реализацию кроссплатформенного решения в связи с трендом на омниканальность.

Из недавних наших кейсов хочу отметить: маркетплейс типа линкедина для выпускников вузов с менторской программой от разных компаний, образовательная платформа для учеников, где они делают домашние задания и ищут репетиторов по подписке, маркетплейс для поиска разработчиков, автоматизация ЭДО для стартапа, который планирует организовывать суборбитальные полеты, а также маркетплейс для аренды помещений Squares.

Еще из интересных кейсов: недавно мы разработали кастомную CRM систему для продажи персональных подарочных сертификатов на посещение ярких событий, наподобие прыжка с парашютом или стрельбы из оружия. У наших заказчиков есть очень эффектный офлайн-бизнес — аэротруба Skyfly. На момент обращения к нам у ребят уже была кастомная самописная CRM система, в которой реализована удобная логика для продажи купонов, и они хотели быстро реплицировать ее на базе отлаженных механик.

Они собирались запустить продажу сторонних сертификатов, что вынудило бы значительно перекраивать архитектуру текущей CRM, а это — долгие месяцы и дорогостоящие услуги кодеров. Ребята из Skyfly не хотели тратить на разработку так много времени, поэтому выбор в пользу гибридной разработки был очевиден.

Месяца хватило на создание и тестирование нового продукта, и он сразу начал приносить выручку.

Василий Долиденок, Исполнительный Директор Skyfly

Средние сроки реализации проектов (с учетом гибридного подхода) – от момента поставки ТЗ до закрытия проекта — 1-2 месяца. В сравнении с классической разработкой, где средний срок — год, разница колоссальная!

Из-за того, что low-code зарекомендовал себя как крутой инструмент для разработки MVP, мало кто использует все его возможности на полную. Из-за чего на рынке нет сложных и интересных кейсов. Но мы как раз сейчас работаем над таким, не имеющим аналогов. Скоро будет релиз, и я уверен, что этот кейс перевернет подход к no-code-разработке и станет тем самым примером, который в качестве эталонного будут приводить своим клиентам остальные студии no-code разработки.

Ценовая политика

Мы предлагаем клиентам несколько вариантов оплаты проекта:

  • почасовая для небольших проектов;
  • фиксированный гонорар по жестко установленному плану работ, например, для создания MVP нового продукта, или когда заказчик понимает, какой объем работ ему нужен;
  • ежемесячная “подписка” для постепенного совершенствования продукта и масштабных проектов (здесь самый дешевый час разработки, в подписку включено 100 часов разработки в месяц).

Наши планы и видение рынка

Сейчас на no-code не так много успешных проектов, что связано с относительной новизной данного направления. Поэтому есть недоверие, люди боятся рисковать.

При этом я вижу огромный потенциал в no-code. На нем можно делать намного больше проектов, чем это делают сейчас. Скажем так, от всего многообразия проектов, на no-code выполняют всего 10%, а можно делать все 90%! И я уверен, что этот разрыв будет постепенно сокращаться, а доверие к no-code разработке расти. Тем более, крупные компании начинают обращать внимание на ноукод-подход: у Tesla сайт сделан на базе Shopify, а у ГК “ПИК” — значительная часть системы (бэкенд) написана на Directual — это российская low-code-платформа, среди клиентов которой можно отметить также МТС и Schlumberger.

И наша миссия — дать возможность каждому человеку делать проекты и тестировать идеи за минимальные деньги и с минимальными рисками. Сейчас же пока сильна парадигма: больше денег = меньше риска. Реализуя крупные проекты, увеличивая прозрачность процесса разработки мы будем сокращать риски, которые сейчас связаны преимущественно с неразвитостью рынка.

В ближайшее время мы планируем развивать зарубежные продажи через разные каналы: партнерские программы с ноукод-сервисами, контент-маркетинг на тематических площадках и холодные рассылки в LinkedIn. Также мы сделали своеобразный Behance для no-code проектов и планируем запускать его в ближайшее время.

Наша команда будет рада ответить на ваши вопросы, продолжить общение в почте [email protected] или договориться о звонке в ближайшее время.

0
80 комментариев
Написать комментарий...
Oleg Sheshin

Большая часть Low- No-code решений полностью закрыта, то есть сам продукт размещается на серверах компании, ваш продукт построенный на этом продукте размещается на сервере компании, ваши данные и данные ваших пользователей находятся на все тех же серверах компании. По результату получаем такой жесткий вендорлок, которого даже в кровавом энтерпрайзе не встретишь.
Для проверки и тестирования гипотез - ок, но опять же, смотря на стоимость часа no-code разработчика, это не так уж и выгодно, потому что стоимость порой превышает косты сеньоров в 2, а иногда и в 3 раза. Скорость? Да, она существенно выше, но есть некоторая вероятность того, что стоимость будет примерно такая же как и классическая разработка. А если взять студентов говнокодеров то nocode начнет проигрывать по цене и возможно по срокам. Но что потом делать с говнокодом спросите вы? А что потом делать с непонятным продуктом, который вам не принадлежит и вы не можете свободно им распоряжаться? 
Давайте по честному, чтобы сделать серьезный продукт нужно ответить на эти вопросы:

1. Что будет с продуктом если платформа закроется, сервера заблочатся, основатели улетят в далекую далекую галактику? Как вернуть свой продукт в который вы инвестировали свои миллионы (мы же о крупных и сложных системах говорим)?
2. Сценарий попроще, что делать с продуктом, если платформа в какой то момент перестанет развиваться? Как вносить критический фиксы безопасности? 
3. Что будет если хакеры похитят данные ваших пользователей? Кто будет за это отвечать? Платформа или вы? Как снизить репутационные риски, когда от вас ничего не зависит?
4. Как вы думаете, что станет с вашим бюджетом на инфраструктуру когда у вас резко вырастет число пользователей и их активность в системе? Вы уверены что подрядчик сможет обеспечить хоть какую то кластеризацию по тому же геопризнаку? 
5. GDPR и ФЗ-152 - что делать будем? И кто в данном случае будет оператором персональных данных? Как вы будете гарантировать пользователям что вся информация о них действительно удалена? А если она окажется не удалена и сохранится где то в недрах платформы и это вскроется - кто будет за это отвечать?
6. Что делать с рисками изменения условий обслуживания? Платформа решила резко увеличить косты, например в 3 раза, что делать в этом случае? Уйти на другую платформу невозможно и получается владельцы платформы могут делать из ваших яичек оригами?
7. Инвестиции всегда подразумевают их возврат - как вы будете продавать продукт, который вам не принадлежит? Кто согласится его купить?

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Tkachenko

Всеми руками поддерживаю!

На эти вопросы адепты no/low code предпочитают не отвечать.
Слишком меняется "картина мира" если признать, что no/low code это маркетинговая уловка наряду с бигдатой и блокчейном.
Гибридная разработка, блин! Хотя бы погуглили термин для смеха.
А на самом деле это просто очередной framework, выросший из инструментария разработчика, созданного на нескольких проектах. (ну не пропадать же добру)

Ответить
Развернуть ветку
George Novik

Здравствуйте, к счастью, мы рады поделиться экспертизой 😊
На текущем этапе, Вы правы, "No-Code" - это скорее движение, чем технология, как и "Low-Code". На текущий момент, западный рынок явно признает эти определения, но мы лишь пытаемся рассказать о своем подходе к разработке, у которой открываются новые грани. Мы не считаем эти определения панацеей. Наоборот! Мы ушли от no-code, ведь он невероятно ограничен и имеет массу проблем, которые обычный код решает, тогда и получается Low-code :)
Мы же используем термин "Гибридная разработка", как подход, который возможно масштабировать и в данном случае применять в том числе и в маркетинге. 

И да, это те же самые frameworks 😊

Ответить
Развернуть ветку
77 комментариев
Раскрывать всегда