{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Чтобы было легче с… Создаём социальную сеть для экспатов, эмигрантов и тех, кто планирует переехать в другую страну

Наш проект позволит людям из разных стран помогать друг другу в переезде, релокации бизнеса и поиске работы, основываясь на культуре доверия и открытости, а также желании быть среди своих, зарабатывать деньги и приносить пользу — без токсичности, спама и мошенничества.

Привет! Я Дмитрий Майданюк, ИТ-предприниматель и CPO (директор по продукту) в международном стартапе ReLife, в прошлом профессиональный хоккеист, игравший за омский «Авангард» (в юности), уфимский «Салават Юлаев» и в фарм-клубе казанского «Ак Барса». Провел 6 сезонов в ВХЛ (Высшей хоккейной лиге), а в 2016 году завершил спортивную карьеру ради достижения поставленной перед собой цели — жить в любой точке мира и работать удалённо.

В этой статье хочу подробно рассказать о том, как мы с командой создаём социальную сеть ReLife — приложение для экспатов, эмигрантов и тех, кто только планирует переехать в другую страну.

Немного предыстории

После завершения карьеры хоккеиста я некоторое время поработал тренером в городе Ноябрьск, где открыл свой первый бизнес — магазин по продаже хоккейной экипировки. Параллельно с этим — для достижения поставленной цели — обучался дизайну, программированию и product-менеджменту. Пробовал развиваться в кофейном бизнесе и запускал собственные ИТ-проекты, совершая при этом многочисленные ошибки и теряя деньги, благодаря чему получил колоссальный предпринимательский опыт и понял, что такое делать бизнес, как запускать проекты и работать в партнёрстве, уважая не только свои, но и чужие интересы, а это очень важный нюанс, который не все хотят учитывать.

В 2018 году я основал компанию ElaraCore. Изначально мы оказывали консалтинговые услуги в сфере маркетинга, которые в дальнейшем дополнили дизайном, разработкой, развитием и запуском продуктов для бизнеса, включая работу со стартапами. Мне удалось собрать вокруг себя сильную команду и практически все клиенты приходили к нам по рекомендациям. Таким образом, у нас появились заказчики из ближнего зарубежья, Европы и США, с которыми мы смогли выстроить долгосрочные отношения и масштабироваться.

Спустя почти три года я пришёл к своей цели — получил географическую свободу.

Как появилась идея проекта

В октябре 2021 года мы с семьёй приняли решение переехать жить на Кипр. Супруга с сыном улетели первыми, а я завершил некоторые дела и прилетел на остров 4 ноября.

Тогда я даже представить себе не мог, что наше пребывание на Кипре продлится недолго, и уже 29 марта 2022 года мы будем вынуждены продолжить наш маршрут и обосноваться на Маэ (Сейшельские острова).

Подробнее о своём — не совсем удачном — опыте эмиграции расскажу в отдельной статье.

За то недолгое время, что я провёл на Кипре, мне удалось познакомиться с интересными людьми, одним из которых оказался Андрей Иавита, переехавший на остров из Молдовы почти 20 лет тому назад и прошедший удивительный путь иммигранта: от экскурсовода до владельца нескольких бизнесов, инвестора и продюсера Тревел-шоу «Орёл и Решка».

Так как у Андрея своя крупная туристическая компания и дополнительно он оказывает консалтинговые услуги в инвестиционных проектах, покупки недвижимости и других сферах, то вместе со своей командой, как раз в период нашего общения на Кипре, он работал над созданием проекта помощи в эмиграции и релокации бизнеса. Когда я узнал об этом, то понял, что наша встреча оказалась знаковой.

Дело в том, что в ElaraCore — параллельно с основной деятельностью — мы запускали свои стартапы. После одного такого проекта у нас осталась технология чат-бота, на базе которого мы решили создать нетворкинг для бизнеса, где можно было бы общаться и устанавливать необходимые тебе деловые контакты, но при этом не спамить других участников.

После 24 февраля мы вынуждены были заморозить некоторые наши проекты, а вот концепция нетворкинга показалась нам жизнеспособной и актуальной в новых реалиях. Я созвонился с Андреем, обсудил с ним несколько своих идей и он предложил мне стать директором по продукту в социальной сети ReLife, которую он уже начал создавать с командой.

Для кого создаётся ReLife и какие открывает возможности

Основа всего проекта базируется на механике, по которой мы должны связать людей из разных стран по их потребностям, возможностям и интересам, чтобы они могли помогать друг другу и зарабатывать внутри сообщества.

Для экспатов — возможность завести полезные для себя связи, найти друзей, партнёров по бизнесу, единомышленников, клиентов и зарабатывать внутри проекта на своих услугах и знаниях.

Для эмигрантов — возможность найти работу в другой стране, получить помощь и актуальную информацию по самым важным вопросам до переезда, во время переезда и после переезда.

Для бизнеса — возможность грамотно провести релокацию бизнеса и сотрудников, найти новых клиентов или партнёров, запустить бизнес в другой стране, интегрировать свои услуги в соцсеть и зарабатывать на этом.

Для путешественников — возможность узнать про интересные места и составить личный маршрут, воспользоваться услугами проверенных гидов, выгодно арендовать жильё/автомобиль, а также зарабатывать на собственном travel-контенте.

Функциональность приложения

По функциональности, дизайну и по всем механикам мы первоначально исходили из своего личного опыта эмиграции и релокации бизнеса. Таким образом стало понятно, чего нам не хватает, какие есть внутренние потребности в услугах, сервисе и знаниях, и при помощи каких инструментов всё это можно решить. Далее было проведено кабинетное исследование рынка – посмотрели, как это всё в целом работает и изучили конкурентов.

На следующем этапе мы начали работать над функцией, которая позволила бы упростить механику обмена информацией между пользователями — исключить спам и предоставлять только актуальный для пользователя контент. Здесь мы решили использовать механику контентной подписки, когда пользователь будет выбирать интересные ему тематики контента и получать по ним актуальную информацию из наших многочисленных источников. Сейчас активно изучаем несколько возможностей реализации этой идеи.

Все функции — это такие кросс-процессы, которые будут завязаны на социальной сети.

Дополнительно будем реализовывать следующие функции:

  • Доставка документов и небольших посылок — можно будет найти среди участников коммьюнити того, кто отправляется в нужную тебе страну и готов помочь с логистикой.
  • Аренда недвижимости — функция позволит минимизировать расходы и проблемы, связанные с поиском и арендой жилья в другой стране. Участники смогут получать информацию по местным площадкам, через которые можно найти жильё, а также арендовать недвижимость напрямую у собственника или собственнику найти арендатора.
  • Изучение английского языка — эту функцию мы хотим реализовать через практику узкой направленности. Например, ИТ-специалист хочет переехать в другую страну и найти там работу. Для этого ему необходимо будет пройти интервью, но у него слабый английский, и вот здесь как раз для него подбирается практика английского по трудоустройству, исходя из специфики его профессии. Такой механикой смогут воспользоваться специалисты из разных сфер.
  • Калькулятор по стоимости жизни в другой стране — функция, которая позволит мониторить цены в режиме реального времени и рассчитывать бюджет по основным статьям расходов.
  • Чек-лист для переезда или путешествия — позволит ещё до вылета оценить и подготовить все нужные документы.

Запуск проекта

Для начала я разработал первую версию Roadmap (дорожную карту) и настоял на том, что мы не будем откладывать запуск проекта и дожидаться пока сделаем дизайн приложения и его проработку. Я провёл верхнеуровневое исследование, понял, что тренд эмиграции до сих пор есть, и мы решили запуститься в тестовом режиме с функционалом чат-бота, так как у нас в этом уже были определённые наработки, а также создали сайт.

Регистрация в чат-боте была открыта 25 мая. В этот же день мы начали получать фидбэк от первых пользователей и по некоторым моментам вносили корректировки буквально в считанные минуты. За два дня нам удалось исправить все баги, которые не были выявлены во время нашего внутреннего тестирования, доработать некоторую функциональность бота, но, что самое важное:

запуск в таком тестовом формате позволил нам быстрее получить контакт с аудиторией, чтобы начать создавать приложение вместе с комьюнити.

Теперь (в течение двух-трёх недель) мы будем финализировать понимания потребности и актуальности той или иной функции для аудитории, которая реально интересуется темой эмиграции и релокации бизнеса. Тем самым мы на практике проверим свою гипотезу и более детально проработаем механику User Flow (визуальное представление пути пользователя), после чего у нас появится основной Roadmap по запуску приложения, что позволит сделать более качественный, востребованный и реально полезный продукт.

Если бы мы сразу начали разрабатывать приложение и уже с готовым продуктом выходить на рынок, то, скорее всего, мы разработали бы совсем не то, что реально необходимо нашей целевой аудитории.

Помощь в релокации

1 июня мы запустили в чат-боте функцию помощи с релокацией, которая позволит экспатам помогать тем, кто только планирует переехать в другую страну или уже переехал, а эмигрантам не нужно будет искать актуальную информацию по чатам или форумам — всего лишь надо будет выбрать страну, тип помощи и человека, который уже готов в этом помочь.

На данный момент доступны стандартные типы помощи:

  • Релокация бизнеса;

  • Поиск работы;
  • Аренда и помощь с поиском жилья;
  • Помощь с переездом или адаптацией на новом месте;
  • Логистика — трансфер, перевозка вещей и так далее;
  • Медицина — найти нужного врача или мед. учреждение.

Как это работает?

Например, пользователю необходима помощь в получении информации по переезду на Кипр: он нажимает на кнопку «Помощь в релокации», выбирает нужную ему страну и тип помощи «Проводник», после этого бот выдаёт ему контакты экспата в этой стране, который ранее предложил свою помощь с релокацией на Кипр — консультация по документам, рекомендация проверенных специалистов и так далее. Ну а если вы тот, кто готов помочь в решении различных вопросов в своей стране, то выбираете пункт «Предложить помощь для релокации», страну, тип помощи и описываете в сообщении то, чем вы можете помочь другим участникам.

Все эти услуги могут быть как платными, так и бесплатными, главное, чтобы это была реальная помощь.

После того как произошло взаимодействие между пользователями и был достигнут или не достигнут результат, им предлагается оценить друг друга, и для этого уже будет использоваться механизм кармы, о котором расскажу чуть позже. На основе кармы также будет формироваться рейтинг участников сообщества рекомендуемых для обращения за помощью.

Чат-бот Боначчи

Имя нашего чат-бота появилось неслучайно. Оно символизирует собой последовательность чисел Фибоначчи, а образ улитки, вернее, строения её раковины — это своего рода то самое золотое сечение, которое присутствует в природе. Ну а в переводе с итальянского Боначчи означает — удачливый.

Когда появилась идея с чат-ботом, то мы не думали о разработке приложения, так как всё должно было строиться только на базе Telegram. Сейчас же, когда решено сделать основной платформой соцсети именно приложение, чат-бот выступает в роли тестировщика механизмов, которые мы будем оттачивать и в дальнейшем переносить в само приложение, но чат-бот тоже будет в него интегрирован для решения некоторых задач.

Основные функции, которые тестируются при помощи Боначчи:

1. Регистрация

Сейчас процесс регистрации довольно прост, но в дальнейшем будет введена верификация пользователей, которые будут оказывать услуги внутри соцсети, чтобы исключить мошенничество и спам.

Для того чтобы понять — за каким контентом, с какими потребностями, запросами и предложениями человек к нам пришёл, бот при регистрации запрашивает основную информацию о пользователе, которую потом можно будет редактировать:

  • Страна проживания. По этому параметру участники смогут находить человека в той стране, в которой им необходима будет помощь.
  • Страна переезда. Эти данные позволят нам предоставлять пользователю информацию и контакты людей для помощи только по интересующим его локациям.
  • Какая информация и помощь актуальна на данный момент. По этим данным другие пользователи смогут предложить вам свои услуги и помощь.
  • Чем вы можете быть полезны в своей стране для участников комьюнити. Эта информация позволит пользователю привлекать людей, которым необходима помощь.
  • Заключительная часть. После регистрации бот предлагает пользователю опубликовать свою анкету в Парадной ReLife — здесь участники комьюнити рассказывают о себе и знакомятся друг с другом. Можно будет написать короткое презентационное сообщение, а все остальные данные бот подтянет из проведённого при регистрации опроса.
Так выглядит анкета участника в Парадной.

2. Приём контента.

Позволит всем участникам сообщества публиковать контент в наших профильных Telegram-каналах. Через чат-бота можно будет выбрать необходимую тематику и канал для публикации. Таким способом участники будут продвигать себя и свои услуги внутри комьюнити, но контент должен быть реально полезным, структурированным и решающим конкретные задачи — эти показатели будут оцениваться при помощи коллективной модерации и кармы.

3. Поиск информации.

Функция, которая позволит пользователю находить необходимую для него информацию по основным ключевым параметрам, исключая потребление лишнего контента и избавляя его от рутины поиска в потоке сообщений, который будет создаваться участниками соцсети. Для этого надо будет всего лишь создать в чат-боте запрос с ключевыми словами, бот соберёт информацию в наших профильных Telegram-каналах и пришлёт её в виде ссылок на сообщения, которые ранее публиковались и обсуждались участниками комьюнити.

4. Поиск контактов.

Данная функция будет связывать участников соцсети по интересам, потребностям и запросам, чтобы они могли делиться между собой контактами и помогать друг другу.

5. Сегментация аудитории.

Позволит нам получать информацию от пользователя по актуальным для него темам, чтобы предоставлять исключительно нужный ему контент.

Коллективная модерация и карма

Один из основных инструментов нашей социальной сети — коллективная модерация. Внедряя его в жизнь комьюнити, мы стремимся добиться внутренней демократии, которая изначально позволит организовать порядок и поддерживать его в дальнейшем при помощи самих участников. Таким образом должна сформироваться качественная аудитория.

Участники самостоятельно будут определять полезность того или иного контента, наделять друг друга правами или, наоборот, ограничивать в возможностях, путём голосования, а в некоторых случаях даже исключать из сообщества токсичных людей и спамеров. Цель такого механизма — чтобы в соцсети было как можно больше активных участников, приносящих реальную пользу сообществу, а сообщество в ответ будет продвигать их аккаунт, расширяя возможности и наделяя различными полномочиями.

Например, можно получить статус Local Leader — это представитель одной страны, который активно генерирует полезный контент и помогает участникам сообщества. Local Leader выбирается путём голосования и становится амбассадором своего региона на 6 месяцев, после чего его могут либо переизбрать, либо выбрать другого участника. Также Local Leader будет получать от компании часть прибыли, которая поступает от пользователей в его регионе.

Очень важный инструмент в коллективной модерации — карма. От кармы будет зависеть уровень доверия к участнику и его возможностей внутри соцсети. Чем выше карма — тем больше возможностей аккаунта. Чем ниже карма — тем сильнее на аккаунте будут сказываться ограничения.

Карму можно заработать или потерять при оказании услуг (платных/бесплатных), публикации и комментарии контента. За приглашение в сообщество нового участника начисляется +2 к карме.

Ниже представлена таблица кармы и возможности/ограничения пользователя.

Инвестиции в проект и его монетизация

Если говорить о конкретных суммах инвестиций, то MVP обойдётся примерно в 80 000$. Всё остальное пока сложно посчитать, — это станет возможным только после тестового периода, когда для нас уже будет понятно, что оставляем в приложении, а что убираем или, наоборот, дополняем.

Что касается монетизации проекта, то пока можно говорить о таких возможностях, как платная подписка, комиссия от платных услуг участников сообщества, партнёрские интеграции и продажа своих услуг. Но здесь, опять же, более точные механики мы сможем определить только после тестирования проекта.

Продвижение проекта

Основные наши способы продвижения — это сотрудничество с тревел- и экспат-блогерами, реклама в тематических Telegram-каналах, механика внутренних инвайтов, а также создание собственного контента для различных ресурсов — видеоролики, стриминг, подкасты и статьи на тематику эмиграции, бизнеса, путешествий и прочего.

Планы по развитию проекта

На сегодняшний день наша основная задача — за полтора, максимум за два месяца привлечь порядка 50 000 пользователей, а также охватить (в лице экспатов) такие страны, как Кипр, Турция, ОАЭ и Индонезия (Бали). Далее надо будет уже смотреть по территориальным зонам, где больше всего живут экспаты и куда больше всего идёт поток эмиграции (или привычной эмиграции). Реализовав эту задачу, мы создадим основу на которую ляжет MVP приложения.

После MVP проанализируем показатели и определимся, в какую сторону развития нам следует двигаться дальше.

В масштабировании проекта пока рассматриваем возможности с точки зрения доработки различного функционала, интеграции с другими сервисами и мультиязычность — с целью выхода на аудиторию Средней Азии, стран Европы, Южной Америки, Америки и так далее.

Для интеграции с другими сервисами будет реализована функция «Песочница». Мы подготовим API и у нас будет приложение, что-то по принципу super app (приложение с расширенным набором функций), где пользователи смогут интегрировать свои услуги — написать код и встроиться через JavaScript или мы будем заводить в сервис какими-либо другими механиками. Но у нас будет категория желательных сервисов и услуг, которые должны быть реально полезными для нашей аудитории.

Мы очень сильно верим в то, что делаем реально полезный для многих продукт с близкими для нас ценностями, который упростит людям процессы переезда в другую страну, поможет осуществить мечту и откроет перед ними возможности для развития бизнеса, личностного и карьерного роста.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Мы всегда открыты для предложений по улучшению нашего продукта, конструктивной и справедливой критики. Пишите свои комментарии, пожелания, и добро пожаловать в наше комьюнити.

0
120 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт отморожен

Неужели в российском хоккее тоже всё так печально с зарплатами, что после окончания проф карьеры игроку нужно ещё РАБОТАТЬ?

Ответить
Развернуть ветку
Dima ReLife
Автор

Смотря, какой ты хоккеист ;)

Ответить
Развернуть ветку
117 комментариев
Раскрывать всегда