(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(57008725, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(57008725, 'hit', window.location.href);
(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'dark', link: 'https://go.vc.ru/JYHe', text: 'Кстати, Пачку можно протестировать бесплатно', button: 'Попробовать', color: '#131415', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

Наш продукт ждал 9 лет, когда сформируется рынок. Рассказываем, как мы создали мессенджер для российского бизнеса

Говорим про то, как изменилась наша работа над b2b-сервисом в России и каких ошибок вы можете избежать в создании продукта, его продвижении и выборе рынка.

Прошлые 9 лет мессенджером Пачка пользовались десятки тысяч компаний по всей России. Правда они не задумывались об этом. Мессенджер был одним из разделов нашей CRM.

Осознанно мессенджером пользовались только мы сами, внутри нашей IT команды. Развивали его под себя, писали кастомных ботов и интеграции. В марте 2022 года мы решили сделать наши разработки публичными.

А ниже история о том, как мы сначала сделали мессенджер, на его основе создали CRM, и в итоге опять отделили мессенджер в отдельный продукт.

2013

Всё началось на Хакатоне TechCrunch Disrupt в 2013, где мы представили безопасное облачное хранилище. Тогда мы заняли второе место из трех сотен участников и нас даже приглашали сняться в сериале “Силиконовая долина”

То самое письмо с приглашением.

2015

Безопасное облачное хранилище было тяжело развивать с ограниченными ресурсам, поэтому мы пивотнули его в мессенджер для обмена файлами. Первую версию запустили в 2015 году, приоритетным рынком мы считали США. Тогда нам удалось за неделю собрать несколько тысяч пользователей с Hacker News и Product Hunt.

Первый интерфейс Пачки

Где-то через месяц нам стало очевидно, что мы слишком далеко от наших потенциальных клиентов: мы не понимали специфики их бизнеса и не имели возможности общаться с ними вживую. Поэтому перед нами встал выбор: либо поменять рынок, либо командой переместиться ближе к клиентам.

Особого желания переезжать в Штаты ни у кого из команды не было, поэтому мы решили изменить нашу стратегию и сфокусироваться на российском рынке.

2016

Мы 2 года развивали мессенджер, как отдельный продукт. Даже успели пройти в финал в конкурсе на госмессенджер.

Однако в то время большинство компаний в России не испытывало острой потребности в корпоративном мессенджере.

На это было несколько основных причин: низкая диджитализация и отсутствие практик удаленной или гибридной работы. То есть в компаниях в целом было мало задач, которые требовалось обсуждать в режиме реального времени, обмениваясь файлами и картинками. Даже когда такие задачи возникали, их было проще решить на месте в офисе.

2017

Мы начали искать новые точки для роста. В этот момент к нам обратился Билайн с предложением о совместном продукте. В 2017 году мы вместе с Билайном запустили “Мобильное предприятие” – CRM на стыке мессенджера и облачной телефонии.

Рекламная кампания Мобильного Предприятия

В этот момент мы начали получать очень много обратной связи от пользователей. Нужно было решать, как упихнуть в мессенджер основные пожелания клиентов.

В первой версии системы всё строилось исключительно на чатах, сгруппированных по разным папкам. Под каждый новый звонок от клиента создавался новый чат, где его можно было тут же зафиксировать и обсудить. Компаниям нравился такой подход к организации продаж, но его было тяжело развивать и масштабировать.

Постепенно в пачке появились воронки продаж и сделки (карточки на канбане). Получилась полноценная CRM, сохранившая преимущества мессенджеров: скорость и классные мобильные приложения.

2020

В конце 2019 года мы поняли: у нас уже есть наработки, знание рынка и потребителей, то мы можем создать CRM для малого и среднего бизнеса не завязанную чисто на телефонии. Взялись за дело после новогодних каникул: доделали продукт, придумали схему монетизации, сделали дизайн, регистрацию и запустились 11 февраля.

Пачка v. 1

Так появилась Пачка — простая и (на то время бесплатная) CRM-система для малого бизнеса. Было очень громкое и продающее решение сделать фримиум модель CRM-системы, чтобы сильно выделиться от рынка.

Фримиум, или freemium — бизнес-модель, при которой продукт имеет бесплатную версию с ограничениями и полноценную платную версию.

Мы хотели выделиться и выделились, но не учли, что пользователи воспримут продукт не как мы. Пришли несколько сотен фрилансеров, которым были не нужны интеграции и они за них не платили. Мы посмотрели на это пару месяцев, пообщались с пользователями и свернули эту модель.

Пачка v. 2

Осень того же 2020 года. Мы извиняемся перед нашими пользователями, но переходим на подписочную модель. К слову, старым пользователям дали 3 бесплатных месяца, а часть из них работает с нами до сих пор 💙

После этого мы выпускаем новую упаковку продукта — CRM-система для всей команды. Идея была в том, чтобы системой могли пользоваться не только отделы продаж, но и вся остальная часть команды.

Основа продукта — мессенджер, вокруг которого есть CRM-системы, канбан и задачи, чтобы разные отделы могли не только общаться, но и вести проектную работу.

С тарифом решили также выделиться, как и с фримиум моделью — сделали один тариф на всю команду без привязки к количеству пользователей. К слову, почти все CRM-системы тарифицируют подписку по количеству сотрудников. (И мы сейчас тоже)

И идея также провалилась. Мы собирали подписки, клиентов, хорошую и не только обратную связь. Но экономика не сходилась, а привлечение в то время стоило дорого. К тому же, в этой модели была непонятна масштабируемость — стандартный источник привлечения того времени, Instagram*, приводил ограниченное количество клиентов, которое не росло при увеличении бюджета.

Пачка v. 3

Год назад мы начали перестраивать Пачку для работы с клиентами в мессенджерах (Instagram*, Whatsapp*, Telegram и тд.). Переписали модуль чатов в системе, добавили треды, сделали новый раздел для работы с клиентами в мессенджерах и 1 октября 2021 выпустили релиз новой Пачки — агрегатора мессенджеров для бизнеса.

Пару месяцев мы доделывали продукт, много общались с клиентами, рекламировались. И это дали результат — у нас сошлась экономика и мы могли масштабировать продукт.

Основным источником платящих клиентов всё ещё был Instagram*, но за значительно меньшие деньги.

Мы были готовы вкладывать бюджет в рекламу и много-много работать, но как и все — не ожидали конец этого февраля. Ещё в первые дни стало ясно, что CRM-система малому бизнесу в феврале-марте будет не нужна, а привычные эффективные способы привлечения начали пропадать.

В этот момент мы заметили новую нишу, для которой всё оказалось готово.

Пачка. Мессенджер

Когда стало ясно, что западные сервисы планируют уход из России, мы за 1 день делаем и выпускаем первую большую подборку зарубежных сервисов и их аналогов.

Чуть позже делаем релиз нового сайта для мессенджера и отдельный тариф.

Таким образом — мы за неделю запустили мессенджер для бизнеса, который ждал этого момента 9 лет.

Та подборка собрала уже свыше 26 тысяч просмотров и привела 100 первых заявок на мессенджер. Приходили большие, средние и совсем маленькие компании. Мы общались, показывали продукт, были небольшие продажи, но быстрого захвата рынка не было.

Всё начало упираться в отсутствие критически важного функционала мессенджера, к которому все привыкли в Slack и MS Teams. Тогда этот список выглядел так:

  • Десктопные приложения
  • Двухфакторная аутентификация
  • Управление пользователеми через AD
  • Single Sign-on
  • Открытые каналы
  • Папки для чатов
  • Видеозвонки
  • Привычное меню из Slack с разделением личных и групповых чатов

За 4 месяца мы успели сильно изменить продукт, исходя из запросов клиентов. Вот, что добавили:

  • Десктопные приложения на Windows и MacOS
  • Возможность подключения SSO
  • Видеозвонки до 100 человек
  • Статусы сотрудников
  • Новые способы управления сотрудниками: через API и Active Directory
  • Двухфакторную аутентификация через приложения с генератором временных уникальных кодов

И сегодня выпускаем еще пачку обновлений:

  • Новое меню с возможностью группировать чаты
  • Открытые чаты и каналы
  • Глобальный поиск по всем чатам и сообщениям

Сейчас покажем скриншоты и расскажем про всё чуть подробнее.

Как и что работает:

Меню

Меню стало настраиваемым — чаты разделились на личные и групповые. Их также можно разложить по папкам и менять между собой местами. Самые важные чаты можно закрепить сверху, чтобы они были перед глазами.

Чаты

Чаты разделились на два типа: закрытые и открытые. В закрытые чаты доступ имеют только те сотрудники, которых туда пригласили. В открытые чаты может зайти любой сотрудник компании — для этого есть раздел со всеми открытыми каналами. Например, можно сделать открытый канал для онбординга — сотрудник сможет зайти туда в начале своей работы и выйти, когда изучит все необходимые материалы.

Чат в любое время можно закрыть или открыть. Это помогает не создавать лишних чатов и выдать временный доступ к нужной информации.

Что полезного мы вынесли за это время?

  • Продукт может не попасть в рынок сразу, но дождаться его в будущем. Мы развивали мессенджер для себя и это дало нам фору.
  • Диверсифицировать платный трафик лучше сразу. Да, когда-то казалось, что если Instagram* работает, то все хорошо. Но из-за такой ошибки нам пришлось очень быстро перестраивать всё привлечение.
  • Спецпроекты — это сложно, но работают в разы лучше любого платного трафика. Не ленитесь искать идеи и пробуйте их создавать.

*Компания Meta (владеет Instagram и WhatsApp) признана экстремистской организацией на территории России.

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'dark', link: 'https://go.vc.ru/JYHe', text: 'Кстати, Пачку можно протестировать бесплатно', button: 'Попробовать', color: '#131415', img: '75991db2-8d61-50e0-a4e4-fcfb83c2bf7c', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
69 комментариев
Написать комментарий...
Марк Кац

сделайте треды в каналах, тогда будет норм и перейдем к вам полноценно. А пока их нет - общаться крайне неудобно в любом мессенджер, кроме Twist

Ответить
Развернуть ветку
Пачка
Автор

Треды в каналах уже есть)

Ответить
Развернуть ветку
Марк Кац

А можно скрин?) Приложение не нашел. Или может на сайте где-то описано?

Ответить
Развернуть ветку
Пачка
Автор

Вот тут на скриншоте как раз показаны треды. Под сообщением они выглядят как "комментарии", а сама ветка тредов открывается в правой части экрана (тоже есть на скрине). А приложения есть под iOS, Android, Windows и MacOS. Можно скачать внизу сайта — https://www.pachca.com/

Ответить
Развернуть ветку
Марк Кац

Привычнее вот такой формат. Не комментарии к отдельным сообщениям а конкретно канал поделенный на отдельные темы

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Марк Кац
Смысл треда в ответвлении от общего обсуждения, сохраняя его в потоке переписки

Не, так неудобно. Один фиг придется листать переписку чтобы найти нужный тред. А в моем случае все сразу поделено на темы, что удобнее. Решил - закрыл. Мы много мессенджеров тестировали, именно мой формат прижился и очень удобен, особенно когда проект (канал) активен по 1-2 года.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Марк Кац

Мы не ищем треды, у нас канал состоит в среднем из 5-10 активных тредов и 10-20 неактивных. Все под рукой, к любой теме можно вернуться легко. В работе обычно 5-15 каналов, в каждом куча тредов.

Если бы мы треды создавали из контекста основной переписки то как тогда работать я не представляю. Особенно когда в основной переписке её длительность 1-2 года и порядка 10-20 человек участвует. А вот в нашем случае как раз-таки удобно все складывается. Всё под рукой и в тредах люди не пересекаются.

Но может это только у нас так, хз

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Nosov

Есть мнение, что вы как-то очень по экзотичному используете мессенджер. Если нужны отчёты, договоренности, результаты - это уже таск трекинг.

Ответить
Развернуть ветку
Марк Кац

О каком трекинге идет речь, если у даже на скрине видно что переписка разбита на отдельные тематики)

Конечно, мы можем 2 года по одному проекту написать 25000 сообщений в одном канале, получится неюзабельная простыня текста.

А можем сразу делить переписку на отдельные темы и обсуждать всё отдельно, что по нашему мнению удобнее чем на текущий момент реализовано в Пачке. Кроме этого в нашем случае в разных тредах могут общаться разные люди - уведомления приходят только нужным людям, а не всем из общей переписки, таким образом не надо выключать уведомления на весь канал сразу.

Что касается таск трекинга то в твисте можно из любого сообщения сделать задачу в тудуист (2 приложения одной фирмы. А в тудуисте уже закинуть задачу в нужный проект, выставить даты, метки, ответственного и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Nosov
Конечно, мы можем 2 года по одному проекту написать 25000 сообщений в одном канале

Для меня сообщения в мессенджере - это аналог устных сообщений. Если сказать кому-то эти 25к предложений, на завтра он вряд ли что-то вспомнит. Так что сообщения в мессенджере я лично использую, чтобы что-то быстро обговорить, созвониться, прояснить. Далее эти договоренности уже фиксируются в той задаче, к которой они относятся. Поэтому я не вижу смысла вести треды годами. У меня все договоренности именно там, где их должна видеть команда: в тикете. Если их там нет, никто ни о чем не договорился.

Классический пример канал-тред:

Канал: моя команда
Тред: дэйли статус

То есть мне не нужен этот статус через месяц, но тред даёт необходимую организацию, и люди понимают, где посмотреть и куда постить.

Ответить
Развернуть ветку
Марк Кац

Давайте по другому. Я занимаюсь проектированием/монтажом электрики и умных домов. У нас своя специфика работы (в нише, в стройке в целом) и часто утвержденное ТЗ может поменяться 100500 раз как со стороны заказчика, так и со стороны других участников проекта.

Вспоминать 25000 сообщений никому не нужно. Но за 2 года работы над проектом через проект может пройти до 25 человек. В таскменеджере, привязанному к проекту, надодится до 5 человек из команды, остальные 20 (из примера выше) - чужие, со стороны заказчика или смежники. Зачем их посвящать во все внутренние процессы? Вообще не вижу смысла, для них это лишний балласт информации + куча ненужных уведомлений.

Есть мессенджер, в котором есть канал, в котором хранится вся история общения по проекту - без упаси хоспади аудио и видеосообщений. В канале у нас в среднем по 15-40 тредов а то и больше. Я, заказчик, руководитель проекта и еще пару людей видят всю картину по тредам. Смежники, подрядчики и прочие люди - участвуют только в тех тредах куда их позвали. Таким образом мы разделили переписку на понятные темы, которые можем закрывать при достижении решения либо открывать новую - если планируется длительное обсуждение. При этом при общении, пока пишутся эти самые 25000 сообщений, мне не приходят уведомления о всех сообщениях и уведомления не выключены - мне приходят уведомления только о тех сообщениях в которых меня отметили.

При этом в конце проекта мы почти всегда возвращаемся к истокам переписки - ведь там куча деталей. Смежники, подрядчики и прочие люди уже скорее всего удалили приложение давно, так как их вопрос был решен давным давно, а мы можем легко вернуться к нужной информации.

Буквально вчера я был на объекте, проект которого мы завершили 1,5 года назад. Длилось обсуждение около 20 месяцев. На объекте сломалась флешка, пришлось восстанавливать данные из резервной копии + просматривать некоторые треды, в которых обсуждались сценарии и функционал умного дома, чтобы всё восстановить. Удобно - по поиску ищу нужные слова, захожу в нужный тематический тред и делаю что должен. И мне не надо рыться в таскменеджере среди 200 основных задач проекта чтобы найти нужную. Если бы мы сделали как вы описали - было бы еще больше задач и еще больше сложностей.

У меня был печальный опыт работы с простынями текстовых и аудиосообщений в телеграмме, это ад, натуральный. Наша текущая "конфигурация" по общению самая удобная из всех за 10 лет моей работы. Я перепробовал 100500 приложений, от дешевых до дорогих, и в среднем в месяц мы оплачиваем подписок на 30-35 тыс на разные приложения для работы - вопрос цены вообще не стоит, а вот по удобству - очень даже.

Ответить
Развернуть ветку
66 комментариев
Раскрывать всегда