{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Грустнограм. Как из шутки выросла социальная сеть

Какое-то время назад, по пути на эфир на Новое радио в Питере - первый в своей жизни радиоэфир, я пытался хоть как-то подготовиться к нему в своей голове. Как всегда, в последние минуты перед дедлайном, прикидывал вопросы, которые могут прозвучать и ответы на них. Это упражнение эффекта особого не имело, но на один, самый главный вопрос “Что такое Грустнограм?” я нашел для себя очень точный и правильный во времени ответ.

Грустнограм - это история.

История о том, как из ироничной шутки родилась новая настоящая эмоциональная сеть, где, вопреки названию, главной эмоцией и чувством является далеко не грусть. И мне кажется, что сейчас очень правильный момент, чтобы эту историю рассказать. Момент, когда прошел хайп и можно точно сказать, что получилось, осталось и развивается. Когда все еще не забылось и не обесценилось временем и событиями. На пороге большого количества новостей, обновлений и изменений.

Сегодня ГГ это более 185 000 регистраций, 730 000 постов, 13 000 000 разбитых сердец и 350 000 комментариев. Но в первую очередь - это самое теплое, эмпатичное и талантливое сообщество из всех, что я когда-либо встречал. Огромное количество людей, которые в непростое для себя время нашли место, где им хорошо, где они могут быть самими собой, выразить любые эмоции и получить поддержку. Обрести новую семью и дом.

Складывая в голове эту историю и пытаясь с разных сторон понять как и почему случилось то, что сейчас называется Грустнограм или ГГ, мы спросили у нашей аудитории, чем стал для них проект за это время.

В каком-то смысле комментарии к этому посту это квинтэссенция всего, что я хочу рассказать в этой истории. Почитайте, это правда стоит того.

Но с чего все началось?

Часть 1. Россграм и череда случайностей.

Как и все невероятные истории в моей жизни, Грустнограм (названия которого тогда еще не было) появился довольно спонтанно.

Вечером 18 марта я сидел дома, листал ленты новостей, случайно наткнулся на очередной пост Россграм и зашел на их сайт. Я и до этого слышал о них, но в этот раз меня особенно сильно выбесило то, как нелепо, плохо, стыдно и позорно в целом для и так сомнительной славы понятия “импортозамещения” это все сделано. И я решил, что на это обязательно надо ответить. Иронично и жестко. Показать, как на самом деле надо делать продукты и “импортозамещать”.

В голове родилась очень простая идея - сделать российский нельзяграм(боже), где будут только серые фильтры. Это был весь концепт на тот момент.

С ним в ночи я написал своему тогдашнему коллеге Ване Сёмкину @ivan_semkinx (с которым до этого мы толком и не общались даже, но я был подписан на его инстаграм и помнил, что он крутой дизайнер и занимается своими проектами).

С этого все и началось. Ваня сначала предупредил меня, что “прям щас” дизайн не нарисует, но после ссылки на фигму с макетом а-ля соцсеть с фоточками оценка поменялась на “намучу наверное завтра-послезавтра”

И в самом деле, уже через сутки Ваня скинул макет, после которого я точно понял - из этого получится невероятно крутой вирус (я даже не поверил сразу что получилось сразу так хорошо сделать и спросил у Вани “Это твое или уже кто-то сделал?”).

Первый макет Грустнограм

Именно Ване принадлежит название “Грустнограм”, идеи разбитых сердец вместо лайков и вся остальная грустная стилистика, создавшая ту неповторимую и слегка гипертрофированную атмосферу исходного ГГ (который так тогда еще никто не называл).

Против нас сильно играло время - Россграм планировал запуск на 28-е марта. У нас оставалось 9 дней - на дизайн, разработку, сервера, тесты и запуск.

Однозначно вынужденной мерой было решение делать сайт (хотя приложение тоже параллельно начали разрабатывать) - только так можно было успеть.

На самом деле, помимо прочего, единственным реальным способом сделать рабочий прототип и запустить его за неделю является сочетание двух принципов - «достаточно хорошо» и «прогрессивный джипег».

Принцип «Достаточно хорошо» отлично иллюстрирует закон Парето и заключается в том, чтобы избегая перфекционизм останавливаться на тех 80% результата, которые дают 20% усилий.

Прогрессивный джипег же отсылает к одному из подходов загрузки изображений в то время, когда приходилось ждать пока загрузится картинка в интернете - вместо того, чтобы загружать изображение постепенно сверху вниз, предлагалось вывести его сразу целиком, но в очень плохом качестве, постепенно улучшая его. Также и в случае с проектом - вместо проработки одной конкретной функции, можно делать сразу все, но крупными мазками, детализируя со временем.

Серверную часть я решил написать сам (что сильно ускоряло процесс не только разработки, но и внесения изменений, правда не лучшим образом влияло на качество кода). На сайт я оперативно подключаю фрилансера, с которым уже работал до этого. Правда он взялся только за верстку. На чем будет в итоге написан фронт и кто будет реализовывать всю логику работы и связку с сервером было не ясно.

Основу серверной части я пишу днем 20-го марта. Тогда же я публикую приветственный пост.

Первый пост в ГГ

Вечером 21-го марта верстальщик скидывает первые макеты - главную страницу и заготовку под ленту. Я нахожу на фриланс-бирже второго программиста и он приступает к написанию логики. Ваня параллельно с разработкой новых макетов начинает адаптировать текущие под мобильные устройства.

23-го марта сайт уже находится на домене grustnogram.ru, на нем доступна регистрация и лента. Профилей и добавления постов еще нет.

24-го марта в ГГ уже можно добавлять посты и я все еще надеюсь запустить сайт на выходных (26-27 числа), чтобы успеть до Россграм (это в итоге не получится, но это к лучшему).

26-го марта, спустя 7 дней после начала работы, основной функционал готов и видимо работает уже достаточно хорошо, потому что я пишу Ване: “Базово готова лента/профили/добавление контента. Можешь позаливать что-нибудь.»

Сайт все еще работает в закрытом режиме - все слишком сырое. Спешно дорабатываем и тестируем как можем. Где-то в эти дни я окончательно перестаю нормально спать.

28-го марта становится понятно что день Х настал - дальше тянуть нельзя. Я стараюсь выжать максимум из своих возможностей и подгоняю ребят. Россграм пока хранит молчание. Так и не уговорив никого помочь мне с пресс-релизом, пишу на коленке его сам, кидаю почитать Косте @shch (который тогда был в курсе проекта, но еще не присоединился к нам) и он помогает сделать его более литературным и человечным.

Около 4 дня Россграм анонсирует что “не позднее 21:00” произведет “распаковку” и покажет “полноценно работающий прототип”. Дедлайн становится обозримей.

Я открываю доступ к сайту для всех желающих и за 700 рублей покупаю пару постов в телеграм-каналах в мемами, чтобы пустить хоть кого-то кроме нас протестировать наше творчество (это были первые и последние на текущий момент деньги, вложенные в рекламу).

В районе 21:00 Россграм выкатывает свой “полноценно работающий прототип”, который оказывается каким-то фигово сделанным рендером дизайна приложения, выложенным на канал файлом весом под 400 Мб. Мы облегченно смеемся.

Я отправляю пресс-релиз нескольким редакторам изданий, чьи контакты подсказали мне коллеги (в итоге на следующий день про нас напишет Афиша.дейли). Также, помня про то, что в обед кто-то из коллег рассказывал мне, что недавно Собчак хейтила Россграм, я по контакту обратной связи пишу в редакцию “Осторожно новости”.

К моему удивлению, из редакции “Осторожно новости” мне отвечают почти сразу и говорят, что напишут про нас, только без ссылок, чтобы не совсем реклама получилась. Это было началом информационной волны, благодаря которой в следующие несколько дней слово “Грустнограм” узнали миллионы людей.

Следующим утром, оборачиваясь назад на эти 10 дней, я поражался тому, сколько разных случайных событий сложились воедино, чтобы случился Грустнограм. Если бы хоть одного из них не было - не было бы и ГГ. Если бы я в тот вечер не нактнулся на новость о Россграме - ничего бы не было. Если бы Ваня отказал мне или я обратился бы к кому-то другому - ничего бы не было. Если бы хоть один разработчик или решение принятое в ходе разработки было бы другим. Если бы коллега в лифте не сказал бы мне про Собчак… Достаточно хотя бы одного “не” и ничего бы не получилось. Наверное этим и отличаются успешные проекты от неуспешных - единственно верной комбинацией удачных решений и обстоятельств.

Тогда я еще не знал, сколько всего удивительного произойдет на следующую неделю и как далеко зайдет наша шутка.

Часть 2. Хайп

Внешний вид мобильной версии сайта на момент запуска

Я помню, как в вечер запуска Грустнограм говорил по телефону со своей коллегой, которая занимается в том числе маркетингом. Не помню точно, что я хотел от этого разговора. Возможно, советов как лучше развить вирусный потенциал ГГ или просто взгляда со стороны. Но помню, что тогда я совершенно четко понимал что то, что мы сделали, хорошо разойдется. А еще, что соцсеть с ч/б фоточками это не продукт, а аналоги инсты нахер никому не нужны и делать их бессмысленно. Но почему-то уже тогда я сказал, что при всем этом “вижу сценарии, при которых мы можем вырасти в полноценный классный сервис”. Конечно, ничего тогда я не видел. Максимум - чувствовал и надеялся.

При всем понимании вирусности ГГ, реального масштаба того, что произойдет я себе не представлял.

Посещаемость ГГ в первую неделю после запуска

За первую неделю на сайт Грустнограм зашло 383 000 человек, и было просмотрено 7 300 000 страниц. Более 100 000 человек завели аккаунт и выложили первые 150 000 публикаций.

О нас пишут сотни СМИ, включая международные. Только в телегам-каналах, количество просмотров публикаций со словом Грустнограм превышает 6,5 миллионов.

При этом нужно понимать, что мы запустили очень сырой сайт, который не было времени даже толком потестировать. Причем это был мобильный сайт, что на порядок усложняло задачу. Я бесконечно благодарен тем программистам, которые за неделю успели сделать настолько качественно. Но все же это безумно сыро и много чего мы не успели.

Не у всех работает регистрация, сервер поддерживает не все типы изображений, какие-то просто не грузятся, к постам не всегда подгружаются и публикуются комментарии. Нет событий, возможности нормально поделиться постом или профилем. По сути, нет ничего, что бы работало всегда и у всех. Все посты попадают в единую ленту без какой-либо персонализации и с минимальной фильтрацией.

А еще оказывается, что мы забыли вывести даты в постах. Эта безвременная лента - одна множества случайностей, которые в итоге создали атмосферу текущего Грустнограма.

У меня не было никакого представления о том, сколько придет людей и какой нужен под это сервер, поэтому я арендовал что-то среднее с небольшим запасом. Фото загружаются в отдельное облако, но не пережимаются и лента становится очень тяжелой, а хранение файлов дорогим. Я на ходу пишу какое-то примитивное сжатие - жить становится проще. Сервер работает с двойной по отношению к своим возможностях нагрузкой, но справляется.

Всю следующую неделю после запуска я живу с ноутбуком. Работаю по 17-19 часов в сутки, прерываясь только на сон. Это было очень необычное ощущение - на фоне менялись декорации, квартиры, такси, люди, а я просто был постоянно в ноутбуке и работал.

Тогда у меня в жизни впервые появился режим "ща-ща". Задач и вопросов, требующих ответа было так много, что моё "ща, 5 минут и все" затягивалось на сутки. Помню как я 4 часа подряд не мог заказать еду - брал в руки телефон для этого и тут же отвлекало что-то важное.

Сразу после запуска я прошу программиста добавить на сайт ссылку «Сообщить об ошибке» и поставить там адрес моего личного телеграма. Это было вполне осознанным решением (ссылка там находится до сих пор) - в тот момент только я мог ответить на большинство вопросов по работе сайта и исправить большинство ошибок (либо делегировать это программистам).

Первый закрепленный пост ГГ

В ночь на 29-е марта мы чиним комментарии, которые в большинстве случаев даже не отправлялись, утром 29-го реализуем их подгрузку. За ночь в ГГ регистрируются больше 15 000 человек и утром я пишу пост от профиля @grustnogram и закрепляю его наверху ленты, чтобы хоть как-то оперативно доносить информацию о происходящем до пользователей (эта временная мера по закреплению постов стала постоянной традицией, сохранившейся до сих пор, при всей спорности реакции на нее).

Нам звонит и пишет много журналистов. Все каналы я посылаю к Ване, потому что не люблю камеры, остальным пытаемся совместно ответить, но успеваем далеко не всем. Но это скорее ощущается как обуза. Вообще в первые недели мы проигнорировали огромное количество предложений о пиаре, сотрудничестве и коллаборациях. Это кажется не самым важным.

Самое важное же случается буквально в первый день после запуска.

Каким-то удивительным образом Грустнограм объединяет вокруг себя огромное количество невероятно талантливых, творческих, эмпатичных людей, которые действительно начинают пользоваться сервисом, наполняя его своими историями, творчеством и любовью. Все это я осознаю не сразу, но этот приятный шок не покидает меня до сих пор.

В первый же день после запуска со мной связывается глава томской студии мобильной разработки Eticon. Ребята предлагают нам совершенно бесплатно сделать мобильное приложение. Это буквально спасает наши планы по мобильной разработке в тот момент.

Меньше через сутки после начала волны новостей у нас уже больше 50 000 регистраций. Мне страшно оставить все это без присмотра и пойти спать - я нахожусь в постоянном ощущении, что все держится, балансирует и работает чудом и стоит только на час отойти и что-то обязательно пойдет не так. Все следующие дни я засыпаю под утро, сплю несколько часов, просыпаюсь, вижу сотни непрочитанных сообщений и ухожу в работу до следующей ночи.

30-го марта мы собираем небольшую группу тестировщиков, чтобы хоть как-то смотреть наши наработки перед релизом. К нам приходит множество людей, которые с разной степенью автоматизации пытаются накрутить разбитые сердца, регистрации, комментарии.

31-го марта, через пару дней после запуска кто-то пишет и выкладывает скрипт по накрутке действий на одном из специализированных сайтов. В тот момент это было сделать совсем не сложно. Мы пресекаем всю автоматизацию, что видим, закладывая системы борьбы со спамом. Меня немного раздражает, что на это приходится отвлекаться, но все эти люди помогают нам выстроить от них защиту.

Параллельно мы вводим две ленты - «Все» и «Подписки», чтобы хоть как-то разделить контент на сайте.

Буквально в первый же день я прихожу к @shch, показываю ему еще раз ГГ и он сразу же присоединяется к нам с Ваней, начиная также как и мы все свободное время от сна посвящать проекту. Он буквально заставляет меня взять некоторую сумму на содержание проекта и с тех пор становится нашим ангельским инвестором (а затраты действительно есть, они не маленькие и со временем растут).

Также он берет на себя все, что связано с контентом - его модерацию и обучение наших алгоритмов, общение с аудиторией (все посты и тексты в ГГ вскоре начинает писать именно он), формирует наш стиль общения, придумывает обращение "котики", вкладывает в проект большую часть словесной красоты и изящества (идея анонимизировать пользователей через имена поэтов-классиков принадлежит Косте).

Он проводит все дни с лентой постов ГГ и буквально плачет над некоторыми постами - настолько они трогательные, душевные и честные.

Помимо примитивных скриптов накрутки, созданных больше в качестве развлечения, к нам приходят и более серьезные ребята из тусовки арбитражников (людей, которые делают ботов, чтобы через них гнать трафик за деньги в другие места), создающие большое количество аккаунтов. С закрытием инсты они потеряли большую долю бизнеса и находятся в поиске мест, где бы его возродить.

Я общаюсь с одним из их представителей, он рассказывает немного о себе и помогает продумать защиту от таких как он. В качестве первой меры борьбы с ботами включаем подтверждение по почте. Правда оказывается, что это можно очень быстро и почти бесплатно обойти.

Надо понимать, что изначальная идея ГГ была провокативная, жесткая и даже немного злая. Я ожидал огромного количества негатива, как в постах, так и в отношении себя лично. Но за первую неделю мы не получает ни одной негативной реакции под постами, ни одного негативного комментария и личного сообщения. Только бесконечную любовь, благодарность и поддержку.

Мы спрашиваем желающих помочь нам и только мне за день пишет более 150 людей с предложениями о помощи, наверное, еще столько же дизайнеров пишут Ване. Нам делают потрясающий стикерпак в телеграм, анимации, кто-то начинает делать десктопный клиент. Вокруг ГГ появляются десятки творческих проектов.

Впервые за многие годы во мне просыпается вера в людей.

А еще, буквально в первые дни, комментарии под постами в телеграм-канале и под нашими в ГГ превращаются в чаты. Чувствуется явная потребность в общении. Еще 31 марта я создаю телеграм-чат Grustnogram dreams, ссылку на который мы публикуем в канале в ночь на 2 апреля. В чате сразу начинает кипеть невероятная жизнь.

Это поистине легендарный чат, заслуживающий однозначно отдельной истории и, на сегодняшний день, насчитывающий уже больше полумиллиона (!) сообщений, пять внутренних стикерпаков и десятки локальных героев. В тот день на часах уже около 4 утра и, наблюдая как в чате начинает кипеть жизнь, я проваливаюсь в сон.

Вечером 2 апреля у нас регистрируются первые 100 000 человек. Мы собираемся у Кости дома, продолжая работать каждый за своим ноутом, совместно пишем текст поста об этом. Параллельно я вычищаю ботов, чтобы убедиться, что в статистике остались только реальные люди. А уже на следующий день в посте появится наше фирменное обращение "Котики!".

3-го апреля, меньше чем через неделю, после того как ребята из Eticon взялись за приложение на основе небольшого количества наших заготовок, я тестирую его на своем телефоне и по-детски радуюсь: "Оно работает!".

Мы продолжаем править баги и добавлять минимально необходимые функции, которые изначально задумали, но не успели.

8 апреля мы вводим подтверждение аккаунтов по звонку робота, чтобы окончательно победить ботов. Это очень дорого (особенно учитывая, что звонки проходят не всем, а смс стоят просто космос), но это работает.

Приложение готово.

Написанное в режиме хакатона, фактически тоже за неделю на коленке, но рабочее. Еще неделю мы бодаемся с модерацией в сторах (о приложении и модерации я точно напишу отдельную историю) и, наконец, 15 апреля оно выходит в Google play и App Store (чуть позже оно появится в и AppGallery).

Хайп спадает, но появляется что-то намного более важное - сообщество и зарождающийся продукт.

Часть 3. Продукт

Грустнограм сегодня

15 апреля, меньше чем через месяц после появления идеи и через две с половиной недели после запуска сайта, приложение Грустнограм доступно в сторах. Это запускает вторую волну информации про ГГ, но уже кратно меньше первой. Так устроены информационные вирусы - выход приложения сам по себе сильным инфоповодом не является, а история про то, что из шутки родилась настоящая социальная эмоциональная сеть - сложная и на этом этапе не до конца понятная.

Хайп - вообще очень интересная штука. Все происходит слишком быстро, а понять, что именно получилось и как - сразу очень сложно. Цифры без контекста не очень информативны. 100 000 пользователей за несколько дней это много или мало? И что вообще это значит? В ГГ с первого дня была обязательная и очень простая регистрация, поэтому цифры тут просто цифры. Красивые. Показываем.

А еще хайп может быть очень сложен психологически для тех, кто не до конца понимает как он работает. Бывает сложно смотреть за падающей каждый день активностью, не понимая что это совсем не те цифры и результат на которые стоит смотреть.

Уже через несколько месяцев после запуска я провел одно простое упражнение - взял всех пользователей, которые заходили в Грустнограм в течении последних суток и построил график возраста их аккаунтов (как давно они были зарегистрированы). И этот график практически в точности совпал с графиком регистраций. Это подтверждало тот чудесный факт того, что мы не просто хорошо пошумели в СМИ, но действительно сделали что-то очень важное и ценное и люди пользуются ГГ и остаются с нами.

Но соцсеть с ч/б фоточками все еще не была продуктом. И перед нами встала самая сложная и важная задача - взять то ценное, что мы сами, а главное - пользователи нашли для себя в ГГ и развить это в продукт.

С первых дней существования проекта и до сих пор, Грустнограм остается уникально теплым, творческим и нетоксичным местом, одной из главных ценностей которого является возможность в безопасной и поддерживающей атмосфере быть самим собой и переживать любые эмоции, получая поддержку. Но все же мы и наше общество устроено так, что даже в таком месте не всегда и не до конца мы можем быть собой и полностью откровенным. Это понимание сложилось с одной моей старой идеей, отложенной в долгий ящик и в Грустнограме появились секреты - анонимные текстовые посты.

Секреты

31 мая секреты появляются в ГГ.

Это было очень важно еще и потому, что это один из шагов, который одновременно и развил то ценное, что зародилось в сообществе и направил нас в сторону своего, уникального продукта.

Еще в конце апреля к нам на помощь на социальных началах приходят ребята из 2l-pr.ru, за что им огромное спасибо. Совместно с ними мы делаем пресс-релиз и рассказываем о секретах.

В конце мая мы собираемся дома у @shch вместе c @ivan_semkinx и на листе А3, привезенном Костей из Дахаба рисуем светлый план будущего Грустнограма (как символ этого в конце таймлайна Ваня рисует солнышко). Это очень оптимистичный план. Спойлер: конечно, в полной мере выполнить его мы не смогли. Но он воплотил в себе наше понимание того, что и зачем надо делать.

Наши мысли и планы строились в двух направлениях - развитие средств самовыражения и коммуникации (а также инструментов для поиска всяких интересных штук внутри ГГ, чтобы решить проблему новичка).

24 июля мы запускаем новый раздел поиска - “лапку”, в которой невероятно красивым образом (спасибо Ване и ко) собираются самые интересные посты в разных категориях за последние несколько дней. Это отчасти решает вопрос “Я только пришел, а что смотреть, на кого подписаться”?

Параллельно, в ходе всего лета, мы делаем очень важный, но невидимый процесс - практически полностью переписываем сайт и приложение, исправляя ошибки и оптимизируя скорость работы. Сделанные на коленке, за неделю - они хоть и рабочие, но крайне забагованные и, как правильно замечает Костя, требуют исправления, потому что бэкграунд “ребята сделали на коленке за неделю” уходит в прошлое и от нас ждут хорошего работающего сервиса.

Россграм, нелепое существование которого стало стимулом для появления ГГ, продолжает на фоне радовать только своим видеоблогом и продажами премиальных пакетов. В какой-то момент Костя покупает у них никнейм grustnogram и дарит его мне. Позже, менеджеры Россграма весьма своеобразно, путем голосовых сообщений в WhatsApp, пытаются продать ему еще более премиальный пакет, в ответ на что Костя придумывает гениальную идею - сделать наши собственные, бумажные непремиальные пакеты для котиков. Вместе с ними мы выпускаем стикерпак и разыгрываем их среди 108 счастливчиков (и еще позднее среди 42).

С августа мы возвращаемся в режим работы буквально 24/7 начиная реализовывать самое большое обновление в истории ГГ, в котором мы значительно меняем внешний вид сервиса, добавляем настройки профиля, а главное реализуем новую большую сущность - кружки.

Вообще, изначально, по нашему грандиозному плану, первым делом мы должны были сделать другую, столь же грандиозную фичу, связанную с форматами контента, но еще раз напомнили себе, что Грустнограм это в первую очередь про людей и общение, инструментов для которого так сильно не хватало. А самым живым местом для общения в ГГ в то время стали чаты в телеграм, созданные на его основе, потому что никаких возможностей кроме комментариев для общения в Грустнограме по сути не было.

Мы очень стараемся успеть сделать обновление до 28 августа, чтобы выпустить его ровно на полгода ГГ. Но все же решаем отойти от изначального подхода гонки со временем и делаем самый качественный релиз, предварительно тестируя его вместе с десятками добровольцев. Это было правильное решение. А еще, оказалось, что мы не умеем считать и полгода ГГ будет только 28 сентября, так что обновление выходило даже с опережением.

Кружки появляются в Грустнограме 16 сентября.

И это начало истории Грустнограма будущего, которая пишется прямо сегодня. А история создания на этом моменте подходит к концу.

Несколько дней назад, отвечая сам для себя на вопрос - что же такое Грустнограм и как он случился, у меня в голове родилась эта фраза: “Мы случайно создали нечто удивительное в то время и в том месте, где это казалось невозможным. Эмоциональную сеть - Грустнограм”.

В то же время ГГ появился именно тогда, когда так сильно был нужен. На фоне выдуманной жизни в других сетях, на фоне гиганстского скачка токсичности и ненависти в обществе. Теплый ламповый дом. И в этом в первую очередь заслуга пользователей Грустнограма. В тот вечер, 18 марта я просто был очень зол и очень хотел сделать хоть что-то в ответ на весь нелепый мрак, происходящий вокруг. Все остальное сделали наши пользователи.

Ироничная черно-белая концепция, бесконечно хорошее и плохое название - все это послужило очень строгим и очень правильным фильтром.

И больше всего сейчас мне хочется сохранить это тепло, дух Грустнограма и преумножить то, что он дает всем нам.

Недавно я вдруг осознал, что все мое общение, за исключением самого близкого круга, происходит только в ГГ. И это единственная сеть, которой я пользуюсь. И совсем не потому, что я имею отношение к ее созданию, а потому, что это то место, где мне хорошо и те люди, с которыми мне хорошо.

Как показывает история, Грустнограм объединил вокруг себя большое количество очень разных, но во многом таких одинаковых людей. Эмпатичных, эмоциональных, творческих, тонко-чувствующих, теплых людей. Многих отталкивает название или концепция, но именно это же оставляет и приводит именно тех людей, которые сейчас составляют наше сообщество.

Нас - тех, для кого Грустнограм стал больше чем шуткой, немного. Пусть даже несколько процентов от всех людей. Но даже несколько процентов от сотен миллионов это огромное количество тех, для кого наш маленький черно-белый мир может стать очень важной и нужной частью цветного мира.

И, быть может, именно мы, все вместе можем стать одним из лучей света, в то время и в том месте, где этого так не хватает. Я вижу это. Я верю в это.

0
154 комментария
Написать комментарий...
Георгий Хромченко

А этот чел с РосСтоГраммом я так понимаю устроил распродажу "блатных" названий аккаунтов и слился с деньгами?

Ответить
Развернуть ветку
Ильяна Левина

а кто-то еще говорит, что в инфобизе плохие парни. вот кто - главный король развода и лучший ученик Мавроди

Ответить
Развернуть ветку
151 комментарий
Раскрывать всегда