{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы с женой продали 2 квартиры и открыли клинику

Всем привет! На связи сооснователь гинекологической клиники «W Clinic» Евгений Бурмакин. Не спешите закатывать глаза из-за очередного медицинского бизнеса: у нас с женой давно подгорало от рынка, в котором даже в дорогих частных клиниках могут нахамить пациентам, прописать фуфломицин и раскрутить на бабки ненужными анализами.

Мы решили все сделать по-другому. Например, платить врачам не 10-15% от стоимости приёма, а 30%, чтобы не было соблазна брать деньги с фармкомпаний, учить коммуникации с пациентами, в том числе, с ЛГБТК-людьми. И завести всем врачам блоги в запрещённой соцсети, чтобы развивать их личные бренды внутри зонтичного бренда клиники.

Расскажу, что из этого получилось и удалось ли отбить вложенные сбережения — то есть все накопления нашей семьи.

Зачем мы влезли в сложный медицинский бизнес

Это только кажется: открой клинику, найми врачей — и собирай прибыль. У медицинского бизнеса всегда невысокая маржинальность, а проблем много, начиная со старта. Например, чтобы получить лицензию, нужно нанять штат врачей в ещё не запущенную клинику, сделать ремонт по местами абсурдным правилам Роспотребнадзора и ждать решения несколько месяцев.

Но расскажу по порядку.

Я — маркетолог, а жена Дарья — гинеколог. Она более 10 лет проработала в нескольких клиниках Санкт-Петербурга и везде видела устаревшие методы лечения и искусственное завышение чека. Врачам намеренно выделяли небольшой оклад и призывали направлять к другим специалистам клиники и назначать пациентам огромный список анализов. Средний чек пациента рос — врач зарабатывал. Вырваться из этой схемы можно было только одним путём — уволиться и пойти работать в государственную клинику. Но там свои проблемы: некачественное оборудование, мало времени на пациента, устаревшие стандарты лечения. Например, для диагностики ИППП гинекологи берут у пациенток мазок на флору, который гораздо менее эффективен, чем ПЦР.

Все эти годы, что супруга работала в найме, я наблюдал за этим диким рынком и в какой-то момент предложил ей открыть свою клинику. Нанять врачей, которые занимаются самообразованием, ездят на международные научные конференции и знают, что ПЦР эффективнее мазка. Дать им хорошую зарплату, не привязанную к дополнительным назначениям.

В 2021 году мы решились. Продали за 8 млн рублей две квартиры, которые покупали на стадии котлована в два раза дешевле, взяли в кредит ещё 2,5 млн рублей и стартовали.

У нас совсем не было денег на подушку безопасности и, честного говоря, временами это пугало. У нас подрастало двое детей и мы сильно рисковали, вкладывая всё в бизнес.

Сперва нашли помещение, которое соответствовало и нормам СанПиНа, и нашим собственным критериям, например, расположение недалеко от метро, первый этаж и удобная парковка. Два месяца бодались с собственником, который хотел забрать всё медоборудование и мебель, если мы однажды просрочим арендные платежи. Я не нанимал юриста, решил разбираться сам, но никому не советую так делать: наш договор прошёл 25 итераций, прежде чем мы пришли к соглашению.

Следующий шаг — ремонт. Специалисты помогли нам составить план электрики, сантехники и расположения кабинетов. Инженерный проект обошелся нам в 160 тысяч рублей, а всего на ремонт помещения 178 м² в сталинке мы потратили 4,5 млн рублей. Сэкономили на прорабе — я поселился на стройке и контролировал все процессы: уже был опыт стройки нашего с женой частного дома. Также сэкономили на медицинской мебели: дешёвая выглядит ужасно, а дорогая не вписывалась в бюджет: один только стол может стоить от 40 тысяч рублей. Мы выбрали другой путь: купили качественную и стильную немедицинскую мебель в IKEA.

Нашли лаконичную мебель. Фото из Тинькофф Журнала

Параллельно ремонту закупили оборудование на 5-6 млн рублей. Это был неполный стартовый «набор» для оснащения трёх кабинетов. Технику мы покупали только у зарубежных производителей и поначалу брали сразу за полную стоимость. Остальное оборудование докупали в течение года и использовали лизинг.

Всего мы потратили на запуск клиники 32 млн рублей за первый год и большая часть этой суммы ушла именно на оборудование. Например, наш самый дорогой аппарат УЗИ — General Electric, — стоил почти 10 млн рублей. Он даёт самую высокую точность из возможной. Деньги на дополнительные расходы в течение года мы брали уже из оборота.

Как собирали команду в ещё не построенную клинику

Помог личный бренд Дарьи. Она развивала блог в Instagram*, писала посты о доказательной гинекологии, проводила прямые эфиры с другими врачами. Постепенно вокруг нее сформировалась аудитория пациентов и врачей с похожими взглядами на медицину.

Когда Дарья рассказала аудитории — почти 20 тысяча подписчиков, — о запуске клиники, несколько врачей откликнулись и предложили свои услуги. Некоторым коллегам она написала сама.

Мы начали проводить собеседования прямо во время ремонта: по сути, приглашали опытных врачей с предсказуемым карьерным треком в новый проект, который ещё даже не запущен. Но кандидатов оказалось много: мы провели несколько сотен собеседований. Думаю, врачи доверяли личному бренду Дарьи и их привлекли наши условия: высокий процент от стоимости приёма, отсутствие KPI за лохотрон и возможность обучаться за счет клиники. Мы наняли 20 врачей: большинство отсеялось из-за незнания международных клинических рекомендаций.

Часть команды на обучении

Как поддерживаем в клинике доказательный подход

Задумывая открыть клинику, мы с Дарьей представляли себе место, в котором будут работать фанаты своего дела. Нам важно, чтобы врачи разделяли концепцию lifelong learning — постоянно учились, интересовались научными открытиями в их области, улучшали свои навыки.

Профессия врача подразумевает непрерывное обучение, но, к сожалению, в российской медицине иная реальность. Врач, как трудовой ресурс, в нашей стране сильно недооценен, в отличие от тех же программистов. Профессия требует более длительного обучения: врач «зреет» 10-15 лет. И конечно, образование должно быть более качественным.

Начнём с того, что студентов обучают по устаревшим учебникам и методичкам. Например, Дарья рассказывала, что в университете им показывали фотографии эктопии под видом эрозии, которую нужно прижигать. На самом деле эктопию часто путают с эрозией, но ни одну, ни другую прижигать не нужно, а в некоторых случаях опасно. Таких примеров за годы обучения было немало.

Кроме того, после базового образования врач многого не умеет. Дарье пришлось дополнительно обучаться проведению УЗИ и гистероскопии — диагностической операции в полости матки.

Учиться приходится постоянно: в науке появляются новые инструменты и препараты, нужно следить за повесткой и ездить на семинары и мастер-классы. Если посчитать всё дополнительное образование, которое получила моя жена после ординатуры, получится более 400 тысяч рублей.

Как вы наверное догадываетесь, не все врачи могут это себе позволить. А кто-то просто не видит необходимости: его научили в ординатуре, что эрозию нужно прижигать, вот он и делает это всю оставшуюся жизнь. И не знает, что своими действиями усложняет диагностику онкологических заболеваний — у женщин, которые прошли процедуру.

Поскольку мы решили создавать клинику доказательной медицины, искали только тех врачей, которые готовы самообразовываться. Но понимая, что не у всех есть возможность, часть расходов взяли на себя.

Клиника выделяет на обучение врачей до 200 тысяч рублей в год. Мы предлагаем прокачивать не только харды, но и софты, например, этичное общение с пациентами, которому, конечно, не обучают в медвузах. Обязательная программа — медицинский английский. Это принятый во всём мире язык науки: все профессиональные публикации выходят на английском. На занятия врачей у нас отдельный бюджет — от 80 000 Р до 107 000 Р в месяц.

Также мы проводим врачебные хакатоны, на которых вырабатываем внутриклинические рекомендации на основе международных. Врачи выбирают тему, например, лечение синдрома поликистозных яичников, изучают рекомендации из разных стран с сильной доказательной базой и выбирают тот подход, который будут применять в нашей клинике.

Два раза в месяц проводим групповые тренинги для врачей — «балинтовские группы». Они помогают предотвращать выгорание.

Наша концепция — не экономить на профессионалах, — привычна для IT, но в медицине мы такого не встречали.

Чтобы поддерживать в клинике атмосферу прозрачности и доверия, мы с Дарьей строго относимся к подбору сотрудников и проверяем тех, кого наняли. К сожалению, это происходит в ручном режиме: Даша проверяет назначения врачей, а я — качество работы администраторов. Такой подход позволяет нам создавать такой продукт, каким мы его и задумали, но как масштабироваться — пока непонятно.

Аккаунт Дарьи и клиники

Продвигаем клинику через блоги врачей в соцсетях

Всем врачам завели блоги в Instagram. Я видел на примере жены, как эффективно работает продвижение через личный бренд врача. Пациентки не пойдут к первому попавшемуся гинекологу: обычно его долго выбирают, ищут отзывы, изучают соцсети.

Блог в Instagram сокращает дистанцию между пациентом и врачом, помогает найти «своего» специалиста, к которому появится доверие.

Чтобы помочь нашим врачам вести блоги, мы нанял SMM-специалиста. Он составлял контент-план на основе того, о чем хотели рассказывать врачи, адаптировал их тексты для читателей, организовывал профессиональные фотосессии или запись рилсов.

Другой SMM-специалист занимался продвижением аккаунта клиники.

Первые месяцы продвижение почти не давало результатов. У Дарьи и нескольких врачей с сильным личным брендом было много пациентов, а другие врачи простаивали. Но через два-три месяца ситуация выровнялась. В первый месяц, — май 2021 года, — клиника приняла всего 300 первичных пациентов, а в октябре уже больше 500.

При этом мы почти не вкладывали в платные методы. На таргет уходило от 60 до 100 тысяч рублей в месяц, но он плохо для нас работал и через три месяца мы от него отказались. Объясняю это тем, что пользователи Instagram уже не доверяют рекламе, а тем более в вопросах своего здоровья.

Периодически мы делаем коллаборации с блогерами, например, с фемактивисткой Никой Водвуд. Это более эффективно, чем таргет, и привлекало подходящую нам по ценностям аудиторию.

Как зарабатываем

Стоимость приёма гинеколога в нашей клинике — 4200 рублей. Это примерно в два раза выше средней для рынка цены. Во-первых, у нас и приём длится не полчаса, а час. А, во-вторых, наши врачи зарабатывают только процент от приёма, серых схем у нас нет.

Мы закладываем в цену 30% маржи, 30% и выше на зарплату врача и его дополнительное обучение, около 7% на зарплату медперсонала (администраторы, медсестры, санитарки), около 4% на расходные материалы и около 3% на амортизацию медоборудования.

Через полгода после запуска мы ввели предоплату за визит.

Это был рискованный шаг, на которые нас вынудили частые отмены визитов. Иногда пациенты просто не предупреждали о том, что не придут, а иногда звонили день в день. Так или иначе, клиника и врач теряли время и деньги, при том, что запись на приёмы была забита на полтора-два месяц вперёд.

Некоторые паиценты рассуждают так: не приду на приём — ничего страшного, врач примет кого-то другого или отдохнёт, всё равно он находится в клинике. Но в реальность всё выглядит иначе. У нас нет пациентов без записи: пациенты не приходят к гинекологу наобум, как в магазин. Поэтому мы не можем заполнить освободившееся окно. Кроме того, узкие специалисты не работают в клинике полный день, они могут приехать ради одного или двух приёмов. Если его отменить, получится, что врач потратил время и деньги на транспорт и ничего не заработал.

Мы любим наших пациентов, но и сотрудников тоже. Поэтому когда в один из дней декабря к нам не пришло 40 пациентов из 55, мы решили ввести предоплату — 1000 рублей. Посчитали, что именно столько клиника расходует на пациента ещё до визита: платит за телефонию, работу администратора, подготовку и стерилизациию инструментов и уборку помещения.

Мы составили договор оферты, по которому пациент должен предупредить об отмене или переносе приёма за сутки, иначе предоплата остаётся у нас. Мы готовы войти в положение клиента, если случился форс-мажор, но это случается нечасто и решается индивидуально.

Предоплата вызвала много дискуссий в наших соцсетях. Часть подписчиков возмущалась, от нас отписалось 400 человек. Но снижения пациентопотока мы не заметили: возможно, отписались те, кто к нам не ходили или были только раз.

Пост собрал 344 комментария

С первого месяца клиника начала приносить операционную прибыль. По итогам мая 2021 года получилось 800 тысяч рублей. Общая выручка за 2021 год — 37 млн рублей, а за неполный 2022 год — 94 млн рублей. Инвестиции в запуск уже окупили.

Мы растим бренд вдолгую, считаем, что у каждого уважающего себя человека должен быть свой стоматолог, портной, парикмахер и, конечно, врачи разных специальностей. Доверяя профессионалу, можно достичь гораздо больших результатов в поддержании здоровья.

***

Спасибо всем, кто прочитал! Буду рад вашим советам по масштабированию бизнеса и конструктивной критике.

*Принадлежит организации Meta, которая внесена в реестр экстремистов и террористов и запрещена в России.

0
405 комментариев
Написать комментарий...
Наташа Маркова

Я не была в вашей клинике, но иногда читаю соцсети ваших врачей (какое-то время так делаю, чтобы понимать, к кому иду). Кто-то из них рассказывал про ваш аппарат УЗИ, что он может, сколько стоит, сравнение с аппаратами в большинстве клиник и так далее. На меня это произвело впечатление, потому что я считаю принципиально важными такие характеристики, я отдам и 3, и 5 тысяч за нормальное УЗИ исследование нормальным аппаратом у нормального врача.

Когда я обсуждаю с кем-то такие вещи, почти всегда слышу нечто вроде "да какая разница, это же аппарат УЗИ, что там может быть особенного". Ну то есть это нормально, что есть такая аудитория, которая не видит разницы, "предпочитающая врачей, которые умеют выходить за рамки протоколов" и тех, кого "тошнит от доказательной медицины" и мое мнение, что таких большинство. Зачем только они так подробно это рассказывают и выливают желчь - хз. Ну, может завидуют, что кто-то ходит к врачам за 5к за прием.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Dikarev

Редко комментирую, но тут не удержался. Близкий человек ходил на узи (не Россия, но не буду расписывать детали, так как для текущего кейса неважно), на аппарате явно не последнего поколения выявили проблемы, которые стоили нам кучи нервов. Через несколько дней сделали узи в другой клинике на более современном аппарате. Результаты опровергли предыдущие, все оказалось в порядке. Так вот, я теперь готов переплатить 2х и больше за современное оборудование, и естественно за высокую квалификацию врача.

Ответить
Развернуть ветку
Неопознанный Енот

Да все готовы переплатить за врача, знать бы на старте только, что он хороший.
Ровно с той же вероятностью, вам могли с дорогим оборудованием и дорогим врачом нассать в уши, все перепутать и лечение назначить ненужное - примеров такому море и океан. К сожалению, в вопросе врачей ценник вообще ничего не решает.

Ответить
Развернуть ветку
402 комментария
Раскрывать всегда