Wildberries не смог защитить мой кабинет от мошенников. А я придумал решение — но сначала сам потерял миллион
Привет, меня зовут Илья Зарезенко. Я один из создателей сервиса MPSpace для аналитики продаж на Wildberries. Этой осенью я решил сам зайти на маркетплейс: побыть в роли продавца и понять, как еще можно докрутить наш сервис. Но когда дела пошли в гору, наткнулся на мошенников и буквально за час потерял партию товара, с которой мог бы заработать миллион рублей. Расскажу, как это получилось и что я в итоге придумал.
Как я выбрал ходовой товар для продажи
Я не стал ничего выдумывать сам. Просто посмотрел подробную статистику по продажам на маркетплейсе, понял, что выгоднее всего зайти с одеждой, и заказал у поставщика 550 кофт из Турции. Долго выбирал качественный товар и дотошно просчитывал, какую цену поставить, чтобы выгодно было и мне, и клиентам.
Практически сразу после регистрации на WB у меня пошли продажи. В среднем выходило от 30 до 50 тысяч рублей в день, что для начала очень хорошо. Я радовался, что всё работает, и уже подсчитывал примерную выручку за месяц.
Хотел продавать еще больше, но потерял всю партию и остался в убытке на миллион
На Wildberries можно продвигать товары органически: чем лучше карточка оптимизирована под запросы покупателей, тем чаще она им показывается.
Чтобы мои кофты не висели без просмотров, я заполнил часть карточек по рекомендациям из сервиса. Еще часть отдал специалистам по Wildberries, чтобы они переписали текст и добавили ключевые слова. Так я рассчитывал в итоге сравнить, какие карточки сработают лучше.
У меня оставалось две «сырых» карточки, когда мне написала девушка, представилась аналитиком Wildberries и предложила свои услуги по оптимизации.
Мы быстро договорились на тестовую карточку, я пригласил аналитика в кабинет маркетплейса по ее номеру телефона — как сотрудника. В этот момент задался вопросом: а какие у нее будут права? Но решил, что такой крупный сервис, как Вайлдберриз, наверняка защищает меня от рисков, и, отогнав дурные мысли, ушел на тренировку.
Скоро я увидел сообщение от знакомых: «Илья, заходим по твоей ссылке на WB, ничего не видим. Всё окей?» Сначала я решил, что это сбой и часть товаров просто пропала из показа, что для Wildberries не редкость. Но время шло, а товар оставался «раскуплен».
Тогда я попросил своего партнера Игоря посмотреть, в чем дело: в MPSpace статистика обновляется быстрее, чем на Wildberries. Выяснилось, что кто-то изменил цену и выкупил 250 кофт по 100 рублей одним заказом. Вторая половина партии продалась примерно за десять минут по всем городам России — сыграла роль низкая цена. Хотя я планировал продать их в розницу по 2000–2500 рублей и получить выручку чуть больше миллиона.
Начинаю разбираться, как такое получилось, ведь даже предупреждения о смене цены не было: ни уведомления, ни СМС. Проверяю чат со специалистом — пусто. Я у нее в блоке.
Понимаю, что эта девушка зашла в кабинет, поменяла цену и сразу же выкупила весь товар задешево. Занавес.
Вышел на мошенников и попробовал решить вопрос с Wildberries
Естественно, я сразу связался с поддержкой Wildberries: объяснил ситуацию, приложил все возможные скрины и попросил отменить заказ. Но маркетплейс отказался что-либо делать, прикрываясь правами потребителя. Хотя я точно знаю, что такое уже случалось на других крупных площадках, и ситуация решалась в пользу продавцов.
Вместо того чтобы заморозить заказ и попытаться помочь, поддержка WB отправила меня в полицию, писать заявление о краже. Я сделал это: хотел ускорить разбирательство.
Одновременно с этим мы с партнерами пошли смотреть статистику в MPSpace. Оказалось, что заказ на 250 кофт уехал в Иркутск. Через соцсети нам удалось выяснить, что там же живет девушка-«аналитик». Так мы фактически сами вычислили мошенников.
Мне удалось найти номер телефона «сотрудницы» только в кеше Телеграма: после случившегося она вышла из кабинета и удалила все переписки. Я позвонил и сказал про доказательства кражи, указывающие на нее, — данные по заказу и покупателю. Попросил вернуть товар, но мне ответили: «Вы ничего не докажете, и никакие данные вам не дадут. У нас есть свои юристы. Если Wildberries предоставит вам что-то, мы всех засудим».
Полиция закрыла дело, но мы сделали выводы
Потерять партию классного ходового товара, мягко говоря, обидно. А судя по тому, как ловко действовали мошенники, не я первый и не я последний, кто на себе это прочувствовал.
На мои вопросы в поддержке Wildberries по-прежнему разводят руками и отвечают, что ничего сделать нельзя. Они не передали необходимые данные в полицию, и дело закрыли ровно перед Новым годом.
После этого случая я понял, что на WB надеяться не стоит. Они не заинтересованы в том, чтобы защищать продавцов от мошенничества. А тем, кто работает с маркетплейсом, нужно внимательно относиться к новым сотрудникам: как минимум звонить предыдущим работодателям и спрашивать отзывы, обязательно заключать договор.
Но даже это не может полностью обезопасить продавца. Точно знаю, что был случай, когда проверенный сотрудник решил отомстить начальству, зашел в кабинет продавца на маркетплейсе и установил скидку 95% на все товары. Поэтому должна быть возможность безопасно делиться доступом к кабинету площадки.
Обсудил с командой, что можно сделать, и они предложили доработать наш сервис. В него добавили новый функционал: теперь можно не просто подключить к MPSpace кабинет Wildberries, но и распределить права доступа. Пользователям, зарегистрированным в нашем сервисе, можно выдать доступ к статистике, к редактированию карточек и отдельно к изменению цены. Кроме того, доступ можно настроить как для всех карточек, так и для одной конкретной. Отдельная фишка — робот, который мониторит изменение цены и не допускает резкого снижения.
Я рассчитываю, что сервис поможет другим продавцам, и не планирую сдаваться и в отношении мошенников — буду заново открывать дело. Как думаете, чем закончится эта история? Делайте ставки.
Я кстати как-то на Озоне увидела, что хорошие книги стоят по 100-200 р, хотя обычно цена 500-1000. Закинула в корзину, сделала заказ, и его просто отменили, потому что возникла ошибка. По идее ВБ здесь так же должен был поступить.
ВБ обычно так и поступает, как писали другие люди. Но в моем случае, сотрудник видимо сильно вчитался в Закон о Защите прав потребителей))))