{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Вложили в MVP 140 тысяч рублей, запустили сервис по созданию сайтов доставки и привлекли инвестиции от конкурента

Подключили 300 ресторанов, выводим бизнес на рынок Дубая и планируем привлечь $2 млн за 10% компании.

Интерфейс сервиса

Всем привет! Я — Игорь Лукин, сооснователь платформы для автоматизации доставки из ресторанов Smartofood. Платформа выросла из внутреннего сервиса, который мы разработали и запустили для собственных ресторанов. Расскажу, как мы это придумали, получили инвестиции от конкурента и как теперь готовимся к запуску в Дубае.

Запустил несколько проектов в общепите и понял, как всё автоматизировать

До Smartofood я попробовал себя в разных сферах: работал трейдером до того, как фондовые рынки ушли в мобильные приложения, занимался госзакупками в производственной компании отца, открывал бар по франшизе. Хотя проектов было много, меня всегда «преследовала» тема общепита.

В 2008 году я открыл доставку обедов из столовых в офисы. В то время в Тюмени это было в новинку. Идея пришла, когда я сам работал в офисе: в здании негде было перекусить в обед, а ходить в рестораны каждый день дорого и долго. Несколько раз мы с сотрудниками заказывали готовые обеды в офис, но это было не очень удобно и не быстро, поэтому я решил попробовать.

Договаривался со столовыми, покупал красивую одноразовую посуду и крафтовые пакеты для упаковки, распечатывал на цветной бумаге меню на неделю и развозил еду по офисам. Потом нанял курьеров и договорился о партнёрстве со знакомым, который тоже доставлял обеды в офисы. Мне не терпелось масштабировать проект на весь город, а не работать только в одном районе, но партнёр с этим не торопился. Меня не устраивала сложившаяся ситуация, и в какой-то момент я вышел из дела.

В 2013 году вместе с братом и другом из Екатеринбурга мы открыли бар KillFish по франшизе. С этим бизнесом тоже не сложилось: полгода искали локацию, которая устроила бы и нас, и франчайзера, но время шло, поэтому согласились на компромиссный вариант и прогадали. Посещаемость была низкой: третий этаж и ретейл — несовместимая комбинация. Бар закрыли через полтора года, зафиксировав убыток в 3,5 млн рублей.

В 2014 году я запустил с партнёрами сеть магазинов суши «Суаре». На тот момент у партнёров уже была одна точка в Тюмени, где ребята продавали наборы суши и осуществляли доставку по городу. Я предложил другую модель — поштучную торговлю в прикассовых зонах торговых центров.

Дело пошло: за первые пару лет мы открыли 30 точек в нескольких городах России. Но из-за стремительного роста и множащейся операционки мы наделали ошибок и закрыли 20 точек. Сейчас бизнес стабилен: у нас 10 ресторанов доставки в Тюмени, а годовая выручка доходит до 200 млн рублей.

Наша точка

Поработав в фуд-ретейле около 11 лет, я увидел, как много процессов зависят от человеческого фактора и нуждаются в оцифровке.

Например, контроль количества свободных терминалов. В ресторане всего 10 терминалов безналичной оплаты, а в праздничный день выпало много заказов: на смену вышло 20 курьеров. В какой-то момент все доставщики уехали с терминалами, и мы не смогли принимать заказы с оплатой по карте, или нам пришлось бы существенно увеличить время доставки. Мы поняли, что нужен механизм, который вовремя отключит на сайте возможность оплаты картой, а потом вернёт.

Ещё один пример — приём заказов. Раньше наши сотрудники получали заказы на электронную почту и вручную пробивали чеки. Такая система работала плохо: операторы заглядывали в почту нечасто и вбивали заказ неправильно, например, забывали указать количество приборов, путали количество блюд, улицы с проспектами, если они носили одно название, и даже тип оплаты.

У нас перед глазами был пример Dodo IS Фёдора Овчинникова — информационная система, которая организует рабочие процессы пиццерии — от обработки заказа до доставки и маркетинга. Вдохновившись этим примером, мы решили оцифровать все наши процессы.

Разработали собственную информационную систему

На рынке не было решений, которые бы покрыли все наши запросы — контроль работы кухни и доставки, автоматизация всех онлайн-контактов клиента и ресторана, интеграция с POS-системами, которые автоматизируют управление ресторанами.

У нас было два пути: обратиться в веб-студию или разработать систему своими силами. Выбрали второй вариант.

Во-первых, у одного из трёх сооснователей «Суаре» — Дмитрия Иванова — есть опыт в программировании.

Во-вторых, несколько знакомых рестораторов рассказывали нам о негативном опыте сотрудничества с веб-студиями. Услуги стоили дорого — несколько миллионов рублей, проекты сдавали по несколько месяцев, а результат всегда приходилось дорабатывать. У рестораторов появлялись новые задачи, которые нужно интегрировать в систему, и оказывалось, что разработчики не предусмотрели такой возможности. На доработку уходило почти столько же денег, сколько и на запуск.

Разработкой занялся Дмитрий, он никого не привлекал — писал код в одиночку. Он так горел идеей, что закончил первую версию уже через полтора месяца.

Вот как она работала:

  • клиент делал заказ на сайте «Суаре» и оплачивал его;
  • заказ поступал на веб-страницу, где его видел оператор: раньше заказы поступали на почту, и их приходилось вводить в систему вручную;
  • оператор перезванивал клиенту и подтверждал заказ, после чего список блюд поступал на экран поварам. Включался таймер обратного отсчёта времени — час на выполнение заказа;
  • когда еда была готова, приходило уведомление сборщикам;
  • собранный заказ попадал в интерфейс к курьерам, которые заходили с телефона и разбирали заказы.

Позже мы добавили две интеграции:

  • С системой автоматизации учёта в ресторане iiko. Среди таких систем два лидера: iiko и R-Keeper, они занимают около 80% рынка автоматизации ресторанов. Но у R-Keeper на тот момент была устаревшая функциональность, поэтому выбрали iiko.
  • С системой лояльности Plazius (сейчас Sberfood). Это позволило нашим клиентам видеть накопленные бонусы в личном кабинете на сайте и списывать их при онлайн-заказе. Мы были первыми в России, кто интегрировал свой сайт с Plazius.

С тех пор прошло несколько лет: наши запросы менялись, и вместе с ними эволюционировала платформа. Например, мы добавили в неё механику для отслеживания рекламных каналов. Отслеживать результаты офлайн-рекламы трудно: тут не подключишь колл-трекинг. Тогда мы внедрили систему промокодов: на баннерах в лифте размещать промокод «лифт» и по такому же принципу обозначать промокоды при раздаче листовок или, например, рекламе на радио. Это базовые вещи, но тогда они были редкостью.

Собственная платформа помогла нам улучшить качество работы и снизить количество ошибок. Приведу пример. Раньше сборщики часто забывали положить нужное количество приборов или ёмкостей с соевым соусом, имбирём и васаби. Так происходило, потому что они собирали заказ по бумажному чеку и из-за невнимательности могли не увидеть всю информацию, особенно мелкий шрифт.

Наша платформа изменила процессы: теперь сборщики получают чек в электронном виде с выделенным яркими цветами количеством приборов и дополнений. Это снизило количество заказов с ошибками в несколько раз. Это значит, что нам реже приходится извиняться перед клиентами и дарить им сертификаты и купоны со скидками.

Увидели спрос на нашу разработку и решили продавать её ресторанам

Изначально мы создавали продукт для себя и не планировали делать его коммерческим. Но в 2018 году нас пригласили выступить на конференции Plazius среди дилеров iiko — тогда эти две компании были партнёрами — и рассказать про успешное внедрение системы лояльности. На конференции мы получили неожиданную обратную связь: дилеры iiko посчитали, что наша система будет востребована. После этого мы начали обдумывать идею выпустить наш продукт на рынок.

Мы не могли продавать такое же решение, каким мы пользуемся сами: нужно было обогатить функциональность под разные запросы. Например, в одном ресторане курьерам платят за выполненный заказ, в другом — за километраж. И таких различий — тысячи. Нам нужно было предусмотреть все процессы, при этом не уйти в студийную разработку под конкретного заказчика.

Мы ориентировались на наши знания о рынке и вычленяли самые популярные задачи для ресторанов.

К тому моменту «Суаре» работал почти без нашего участия, компанией руководила команда управленцев, поэтому мы смогли посвятить 100% своего времени проекту, который назвали Smartofood.

Мы никого не привлекали в команду, нас было трое: Дмитрий отвечал за разработку, я — за продажи и партнёрские договоры, а Андрей — за операционное управление. В этом составе проработали около полугода и только после того, как появились первые 15 клиентов, нашли двух аккаунт-менеджеров, саппорта, проджект-менеджера и подключили бухгалтерию на аутсорсе.

Когда уже появились первые клиенты, мы столкнулись с проблемой. Наш сервис работал на российских серверах — лучших на тот момент. С ними не было никаких проблем, пока я не отключил телефон на четыре часа во время поездки. Сервера перестали работать, и у клиентов не открывались их сайты и приложения.

Мы смогли восстановить работу за несколько часов. Это довольно быстро, знаю случаи у конкурентов, когда сервера были недоступны несколько дней. Но даже час простоя для нас неприемлем: сайты наших клиентов посещает более ста тысяч человек в неделю, и если что-то упадёт, у ресторанов снизятся продажи.

Поэтому мы решили перейти на более дорогую инфраструктуру — облачные сервера в России, между которыми распределяется нагрузка: если пропадёт доступ к одному серверу, трафик перенаправится к другому.

У этого решения тоже есть ограничение — увеличивается время отклика — количество секунд, за которое сайт «откликается» на действие, например, на нажатие кнопок меню. Нам пришлось переписывать часть архитектуры, чтобы добиться приемлемого времени отклика, по-другому хранить данные и переписать часть кода, которая отвечает за подгрузку страницы.

В начале 2021 года мы выпустили MVP. Он представлял из себя панель управления, в которой можно легко создать сайт ресторана с системой управления, интегрированный с iiko и Sberfood. Клиент мог настроить шаблоны сайта под свой бренд, добавить баннеры, отредактировать тексты, выбрать разные способы оплаты и пользоваться маркетинговыми инструментами, например, создавать промокоды. Всё это не требовало участия программиста: сайт мог запустить основатель ресторана или управляющий.

На подключение сервиса уходит от одного дня — сроки зависят от самих клиентов. Некоторые запускаются за два дня, включая день подачи заявки. Другие создают сайт месяцами.

В сервисе можно создать роли: добавить пользователей с разными правами доступа. Например, директору сети доступны все инструменты управления, управляющему рестораном — только его точка, а его менеджерам — часть функций.

Позже запустили мобильное приложение и QR-меню.

У нашей команды не было компетенций для разработки приложения, а обращаться к сторонним подрядчикам — дорого, к тому же работа заняла бы несколько месяцев. Поэтому мы решили выкатить мобильную версию в оболочке приложения — это значит, что у приложения нет привычных фич вроде push-уведомлений, только базовая функциональность. Мы решили, что этого будет достаточно для начала, а потом будем добавлять возможности. Обратились к сторонним подрядчикам, они сделали приложение за месяц.

Мы ориентируемся на все сегменты клиентов:

  • Небольшая доставка или dark kitchen. Мы помогаем быстро и недорого протестировать гипотезу: не нужно тратить полтора миллиона рублей и полгода на разработку сайта.
  • Небольшая сеть, которая хочет запустить доставку, но не готова отдавать процент Яндексу.
  • Опытные рестораторы, которым важно технологическое решение, работающее без перебоев.
  • Большие сетевые рестораны. С ними мы работаем индивидуально и прислушиваемся к их потребностям, но руководствуемся правилом: не добавлять фичи, которые не будут востребованы у большинства клиентов. Например, один раз нас просили добавить кнопку «заказать в один клик». Мы отказались: заказ в один клик, во-первых, снижает средний чек, во-вторых, это несвойственный паттерн для HoReCa. Такая возможность актуальна для электронной коммерции, но мало кто будет заказывать только одно блюдо, чаще в корзину добавляют несколько позиций.
Интерфейс сервиса

Получили инвестиции от конкурента

Мы вложили в разработку и упаковку MVP относительно немного:

  • на сервера — около 120 тысяч рублей за год;
  • разовые гонорары дизайнеру за создание презентации и логотипа — около 20 тысяч рублей.

Пока работали втроём, других расходов не было. Мы не платили себе зарплату, а разработка велась в свободное от основного проекта время.

Но когда мы расширили команду, потребовались деньги на зарплату разработчикам, а когда продукт был готов — на продвижение и нашу зарплату: ниже рынка, но достаточную для того, чтобы не угасла мотивация.

Мы понимали, что на органический рост уйдёт очень много времени, а значит, однажды столкнёмся с нехваткой денег на проект. К тому же мы только вышли на приемлемый для нас уровень дохода с основного проекта и опять рисковать и вкладывать большие суммы в новое дело были не готовы.

Поэтому решили развиваться на инвестиционные средства. Финансирование привлекли почти сразу: рассказали двум знакомым о том, что запускаем стартап, и получили сразу два предложения на несколько миллионов рублей, причём одно из них от нашего конкурента по доставке суши. Я был с ним в приятельских отношениях, мы часто обсуждали автоматизацию, поэтому я и решил рассказать ему о проекте, а он проинвестировал в него. Поскольку мы конкурируем по доставке суши, а не IT-проекту, никаких морально-этических вопросов не возникало.

Получив инвестиции, мы занялись продажами. Решили работать через дилеров — компании-интеграторы, которые продают ресторанам iiko и другие решения и оборудование. Эта модель оптимальна для нас: на старте трудно достучаться до конечных клиентов — ресторанов. К тому же они всё равно советуются с дилерами о решениях, которые планируют подключать.

Мы понимали, что для более эффективного взаимодействия с дилерами нужно стать официальными партнёрами iiko. Так мы бы сразу познакомились со всеми и не пришлось бы долго и кропотливо строить отношения с каждым из них.

Поэтому мы решили сначала познакомиться с представителями iiko. Вышли на технического директора и презентовали ему продукт. Ему понравилась глубина проработки технических вопросов и готовность работы с партнёрской сетью, например, свой биллинг для работы с дилерами. В итоге iiko разместили информацию о Smartofood на своём сайте, что упростило нам знакомство с дилерами.

Помимо этого, мы знакомились с дилерами на тематических мероприятиях — гастрономическом фестивале GASTREET в Сочи, выставке в индустрии HoReCa PIR Expo в Москве — всего посетили около 10 мероприятий за год.

Оба канала сработали: сейчас мы работаем с 34 дилерами, нашим сервисом пользуются 306 ресторанов. Некоторое время к нам даже были подключены сети ресторанов Дениса Иванова. У него более 40 заведений с общей выручкой более 2,8 млрд рублей в год.

Со временем мы стали реже посещать выставки, так как часть команды уехала из России. До 2023 года не искали другие каналы продаж, а теперь решили их расширять. Дилерская сеть — плохо управляемый канал: мы не можем повлиять на дилеров, чтобы они продавали больше. Нет прямой зависимости от бюджета: вложил деньги — получил лиды, а нужен и такой канал тоже. Поэтому решили продавать не только через дилерскую сеть, но и через контекстную и таргетированную рекламу и обзвоны клиентской базы.

Планируем выйти в страны MENA

Сейчас планируем продавать Smartofood на рынке Mena — Ближнего Востока и Северной Африки. Этот путь кажется нам логичным: в регионе присутствует и активно растёт iiko — сейчас у них более 1000 клиентов. Поскольку у нас уже настроена интеграция, это самый простой и менее затратный способ выйти на зарубежный рынок: не придётся интегрироваться с другими POS-системами.

Мы изучили рынок Mena и построили гипотезы. Например, мы планируем достичь соотношения ltv и стоимости привлечения клиентов между 3 и 5. Это будет означать, что привлечь клиента стоит в 3–5 раз меньше, чем все деньги, которые он нам принесёт. Мы подсмотрели этот показатель у сервисов, которые привлекают B2B-клиентов в ресторанной сфере. Но есть опасения: по словам знакомых рестораторов, на этом рынке мало кто пользуется контекстной рекламой, поэтому она такая дешёвая.

Ещё одна гипотеза — мы станем более выгодной альтернативой агрегаторов доставки. Сейчас у ресторанов нет своей доставки, они работают исключительно через агрегаторы. Запуск своей доставки дороже, поэтому большинство стартовало с агрегаторами.

Но это временная тенденция, в России было так же: рестораны использовали агрегаторы для привлечения клиентов, а когда появились постоянные покупатели, начали развивать свою доставку.

В Mena уже есть похожие на наш сервисы, например, глобальные компании Gloria Food, Foodix и ChatFood. Но у них другая модель продаж и нет части функций, реализованных у нас. Например, Foodix — не только e-com-платформа, но и POS-система. А мы не конкурируем с последними и хотим дать всем клиентам одинаково хороший e-com независимо от того, на какой POS-системе они работают.

Единственный прямой конкурент — ChatFood — подняли два раунда инвестиций в ОАЭ на $3 и $5 млн. Сейчас у сервиса более 8000 клиентов.

Теперь нам предстоит локализовать Smartofood, интегрировать сервисы геокодирования, так как в регионе по-другому указывают адреса, и открыть офис. В Дубае любят заключать сделки офлайн: прийти в офис, пожать друг другу руки. Поэтому решили открывать офис вместе с партнёрами, которые давно там живут. С партнёрами уже на стадии договорённостей.

Осталось найти ресурсы для запуска офиса, развития продукта и продвижения. Хотим привлечь $2 млн за 10% компании. Если получится, будем запускаться на инвестиции, если нет, запустимся на свои деньги, но медленнее.

Если будут вопросы — пишите в комментариях, постараюсь ответить.

0
148 комментариев
Написать комментарий...
Misha PHP

Удачи вам что ли)

Ответить
Развернуть ветку
Igor Lukin
Автор

спасибо! ирония?)

Ответить
Развернуть ветку
абсолютный вездеход

Ирония чтоли

Ответить
Развернуть ветку
145 комментариев
Раскрывать всегда