{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

Обещали вывезти в лес и закопать. Как я строил бизнес по доставке ПП-еды на Дальнем Востоке

В 2018 году, будучи толстеньким и неопытным, я открыл бизнес по доставке готового питания. Но жизнь меня не готовила к встрече с дальневосточными бандитами, кассовым разрывом, воровством сотрудников, злыми мамами и проверкам из прокуратуры.

Тем не менее с 350 кредитных тысяч я вышел на оборот 35+ миллионов в год. Про это и расскажу.

Протестировал бизнес за 2 недели: получил первые 96 заявок

В 20 лет у меня был лишний вес. Я хотел сбросить пару килограммов и на этом фоне увлекся правильным питанием. Пока сбрасывал вес, поднаторел в теме и подумал, почему бы не заработать на этом денег. Идея была такая: сделать доставку готовой ПП-еды с рационом на несколько дней, которая избавляет тебя от нужды готовить самому.

Чтобы убедиться в том, что идея хорошая, я начал с изучения ниши. Читал статьи предпринимателей-рестораторов на vc.ru и смотрел отчеты от фондов по росту и капитализации рынка. Через пару дней изучения я понял, что эта ниша только растет и самое время открыть в ней свой бизнес.

У меня не было подходящего образования и опыта в составлении технологических карт, поэтому я пошел по самому простому пути: взял готовые меню у конкурентов, занес их в программу FatSecret, рассчитал калории и прикинул стоимость.

Еду мы готовили вместе с женой прямо дома на кухне и потом забивали весь свой холодильник

Чтобы найти первых клиентов, я сделал группу во ВКонтакте: выкладывал там фотки, делился процессом и, конечно, настроил таргет. Выбрал именно ВК просто потому, что сам там сидел на тот момент.

Таргетом во ВКонтакте за 10 дней я получил 96 предоплат — где-то на 70 тысяч рублей.

Деньги с предоплат стали стартовым капиталом. Готовили еду дома, а потом упаковывали в прозрачные контейнеры и клеили логотипы, чтобы люди запоминали наш бренд. Развозил еду по Хабаровску на своей машине. Такая вот модель получилась на старте.

Денег со стартового запуска особо не заработали, потому что покупка ингредиентов, контейнеров, расходы на бензин и остальное вышли примерно на те же 70 тысяч, которые собрали с предоплат.

Но главное, что я понял, — спрос на услугу есть и, если дальше раскручивать эту идею, появится и прибыль.

Вот так выглядело первое меню. Чтобы конкурировать с остальными чуваками на рынке, я сделал небольшой демпинг по ценам. Рацион на день питания у меня стоил около 500–600 рублей

Взял в долг 350 тысяч под конский процент

Денег, что я получал от бизнеса на тот момент, естественно, не хватало на развитие. Нужно было купить еще блендеры, холодильник и так далее. И арендовать помещение, иначе бы мы не смогли расшириться и выйти на нормальный доход.

Я обращался за кредитом и в банки, и, прости господи, в микрозаймы. Но везде мне отказывали, так как кредитной истории не было, плюс я уволился с нормальной работы и на момент подачи заявки у меня был только молодой бизнес, в который я верил. Но менеджеров банка и МФО это, конечно, не особо зацепило =) Некоторые всё же одобряли заявки, но предлагали минимальные суммы: около 30 тысяч, их не хватило бы даже на кухонные принадлежности.

В то время у меня был один, как я думал, хороший знакомый. Он согласился одолжить мне 350 тысяч, но на дебильных условиях: 12% в месяц. Тогда мне казалось, что сделка плюс-минус нормальная: процент, конечно, грабежный, но я же молодой крутой бизнесмен и быстро смогу отбить деньги. Планировал вернуть долг уже через месяц.

По итогу из-за конского процента и нереалистичной оценки своих сил я переплатил знакомому 850 тысяч. Пара-пара-бам! Можете написать в комментариях, как я лоханулся. Ну или посочувствовать =)

Cнял первое помещение под дарк китчен за 40 тысяч

Я, как настоящий молодой и зеленый бизнесмен, пошел искать помещение, не разобравшись в этом рынке. Выбрал, какое больше понравилось: красивое и большое, за 150 тысяч в месяц. Даже съездил на встречу с хозяином, но, к счастью, по рукам не ударили: на просмотре стало понятно, что кухня там меньше, чем казалась на фотографиях.

Уже в этот же день нашелся более крутой вариант с классной кухней и всего за 40 тысяч. В него мы и въехали, но хозяин помещения был, по-моему, какой-то очень важный человек. Один раз мы немного задержали аренду, и я получил на телефон несколько звонков от мужиков, которые стали требовать денег. Я пытался с ними поговорить и объяснить, что мы без проблем всё выплатим и угрозы — это уже перебор. На это получил недвусмысленный намек, что меня закопают в лесу. Поверьте, ребята звучали вполне серьезно, и я не сомневался, что они вполне могут пойти на такое. Поэтому решил не тянуть: заложил машину и рассчитался с хозяином помещения.

Вот то помещение за 40 тысяч

Нанял первых сотрудников и столкнулся с воровством

Нам с женой уже было сложно вдвоем справляться с потоком заказов, поэтому мы начали поиск сотрудников. Раскидали объявления по Авито и hh.ru и быстро смогли найти сильного повара — женщину, которая работала в хорошем кафе Хабаровска. У нас она отвечала за производство. Еще у нас появились курьер и нутрициолог.

Однажды мы наняли очень странного чувака. Он систематически опаздывал на 2–3 часа, мог уйти на перекур на 1,5 часа, а как-то раз ему поплохело, он выпил таблетку и без предупреждения ушел домой на весь день. Я понимаю, что всякое бывает, но нам нужен был нормальный повар, на которого можно было бы положиться. Поэтому чувака решили уволить.

Увольнение очень задело его маму. Она написала на нас заявление в прокуратуру и Роспотребнадзор за то, что мы якобы нарушаем саннормы и отмываем деньги. Я не знаю, почему именно такие жалобы она придумала, но тем не менее очень скоро я обнаружил на пороге кухни даму из прокуратуры, а затем и из Роспотребнадзора. Они приходили к нам 3 раза по очереди и все 3 раза, естественно, не смогли ничего найти.

После каждой проверки мы пили с этими женщинами чай, и я всегда спрашивал: «Ну вы же понимаете, что у меня всё в порядке?» На что они мне говорили: «Да, но мы обязаны проводить проверку по заявлению».

Мы смогли зафорсить тему с проверками у себя в соцсетях и даже получить на ней новый поток лидов =)

Еще одна большая проблема, связанная с сотрудниками, — на производстве часто воруют, потому что вся еда в доступе. В омлет можно положить не 100 яиц, а 90 и забрать себе домой десяток. Пару раз я ловил поваров на этом. Когда понял, что с проблемой не справиться разговорами, решил установить камеры.

Камеры засекли несколько случаев воровства. Сотрудники всё отрицали, даже когда я показывал им видеозапись. В тот день мне пришлось уволить всю смену разом.

После этого случая повара начали серьезнее относиться к работе, бояться камер и прислушиваться к тем, кто уже давно у нас работает. Случаев воровства я больше не встречал.

Столкнулся с первым кассовым разрывом

На старте мы были воодушевленные и не особо следили за деньгами, уже в первые 3 месяца работы вышли на оборот в миллион. Деньги тратили куда только могли: на тест рекламы, покупку оборудования, даже на видеопродакшен.

В итоге в августе произошел первый кассовый разрыв в 300 тысяч. Это случилось, потому что летом люди разъезжаются и клиентов становится меньше, о чем я узнал, только столкнувшись с проблемой. Доход в летние месяцы у нас сильно просел, а заначки не было.

Мне снова пришлось закладывать машину и тащить все деньги в бизнес. Но как только летний сезон закончился, я разрулил ситуацию и выплатил долг за авто. На это ушло всего полгода.

Открыл производство в Омске, но оставил его отцу

Мой отец живет в Омске, и у него было свободное коммерческое помещение. Восстановившись после кассового разрыва, я решил попробовать запустить свой бизнес и там тоже. Сделал ремонт в отцовском помещении и накупил оборудования — всего вышло на 400 тысяч. А за пару дней до открытия на дверь повесили ордер о том, что здание будут сносить.

Успел сделать фотку здания, когда оно уже было в процессе сноса

Так как с папиным помещением не выгорело, я нашел другое в Омске и перевез туда оборудование. К счастью, там ремонт был более-менее нормальный, поэтому на «косметику» ушло всего 70 тысяч.

Запуститься в Омске оказалось проще, чем в Хабаровске. Но не из-за локации, а потому что бренд у нас уже был раскручен. Люди видели, что мы уже давно работаем в Хабаровске, поэтому без проблем несли предоплату.

Я не хотел останавливаться, поэтому еще решил открыть новую точку во Владивостоке. Действовал по накатанной схеме: запустил рекламу, собрал предоплату, нашел помещение и запустился. Сейчас мы продолжаем работать во Владивостоке, а недавно добавился еще и Уссурийск.

Вот так выглядит наше помещение под дарк китчен во Владивостоке

Каждые 4 месяца обновляю меню

Нельзя сделать одно меню раз и навсегда, потому что людям оно приедается, а некоторые продукты в несезон могут превышать стоимость всего рациона на день. Поэтому я постоянно работаю над рецептами и поиском новых поставщиков.

Раз в 4–6 месяцев я сажусь за новое меню. Покупаю готовые варианты, где есть, например, 300 блюд. Из них выбираю только то, что мне самому нравится, закидываю в ERP и смотрю на расчеты.

Наша ERP умеет подгонять любое блюдо под нужные калории и рассчитывать фудкост. После этого я скидываю полученный результат нашему нутрициологу на проверку

Иногда мы меняем блюда под запрос клиентов. Например, раньше было много крем-супов, но они не заходили вообще, и мы их полностью убрали. Поставщиков тоже постоянно меняем, потому что цены у них могут меняться хоть каждый день. Перед закупкой я ищу, кто дает самую низкую цену за те же самые ингредиенты, и выбираю того, у кого дешевле.

Раньше мы развозили рационы клиентам каждый день. Если человек купил питание на 7 дней, мы ему раз в день доставляли порцию —и так в течение недели. Но схема получилась неидеальная: из-за частых развозов появились доптраты на бензин и курьера. Решили перейти на режим доставки 1 раз в 3 дня. Так как для блюд мы используем шоковую заморозку и вакуум, еда спокойно хранится в холодильнике даже 5 дней.

После пересмотра стратегии развоза мы стали экономить на работе производства около 5–6 миллионов.

Сейчас у нас рацион стоит 900 рублей в день, фудкост 230–250 рублей + 100 рублей доставка + 80 на упаковку

Чисто с рекламы получаю 25–40 новых лидов в месяц

Как только начал расширять бизнес, сразу ушел с таргета во ВКонтакте в инсту. ВК со временем перестал давать нормальное количество лидов, а Инстаграм был второй по популярности площадкой, туда и отправился. А чтобы всё делать круто, нанял небольшое рекламное агентство на аутсорсе за 20 тысяч в месяц. Ребята сами решали все вопросы по продвижению, а я только закидывал деньги.

За всё время сменил только две команды рекламщиков. Первое агентство, как я думаю, набирало себе слишком много клиентов, поэтому начало проседать в качестве и отвечало на мои сообщения по несколько дней. Новые ребята стали приносить стабильно по 25–40 новых клиентов и десятки старых в месяц чисто с рекламы.

Мы пробовали работать с блогерами: доставляли им еду по бартеру, а они освещали это в сторис. На удивление, лучшие результаты давали индивидуальные тренеры, у которых было по 400–700 подписчиков. С них приходило по 10 лидов. Блогеры-фитоняшки и другие чуваки с 10+ тысяч подписчиков вообще не приносили лидов.

Прогнозировать результаты работы с блогерами оказалось слишком тяжело, поэтому сейчас мы эту модель вообще не используем.

Арендовал приложение и получил дополнительный источник бесплатной рекламы

Еще несколько лет назад читал отчеты Федора Овчинникова. Он как-то сказал интересную мысль, которую я запомнил. Звучала она как-то так:

Если у вас есть свое мобильное приложение, то вам не надо беспокоиться о том, что какую-нибудь соцсеть закроют. Если вы попали к человеку в телефон, то останетесь там навечно.

Делать свое приложение с нуля было бы слишком накладно, поэтому я нашел вариант интереснее и проще: взять приложение в аренду. То есть на рынке есть уже готовые решения с написанным кодом, надо только подогнать их под свой бизнес.

Я нашел команду, которая продала мне приложение и подогнала его под мой бизнес всего за 10 дней. За сборку приложения отдал 20 тысяч и помесячно сейчас плачу 9 тысяч.

Сделал франшизы, но не продал ни одной

Я хотел расширить бизнес и создать франчайзинг, поэтому в 2022 году пробовал продавать франшизы. За год получил 40 заинтересованных человек, но из этой идеи ничего не вышло. Основная проблема в том, что покупать франшизы приходят люди, которые просто хотят кнопку «бабло». Когда им объясняешь, что из операционки они смогут выйти только через год, а пока придется много работать и вкладывать, разговор быстро заканчивается. Поэтому на текущий момент я не продал ни одной франшизы.

Придумал идею, которая должна помочь конвертировать временных клиентов в постоянных

Люди, после того как похудеют, как правило, заканчивают диету и начинают есть всякую дрянь и поэтому быстро возвращают свои килограммы. А еще к нам часто приходят женщины, у которых есть семьи. Они для себя заказывают доставку, а для семьи всё равно приходится готовить, а не проводить время с пользой. Мы искали способ решить эти проблемы. Так у нас появилась доставка домашней еды.

Суть доставки в том, что, когда человек уже сбросил вес, он может перейти с ПП-рациона на домашнюю еду. У нее рацион не такой строгий по калориям. Ну а мамы с семьями могут заказывать домашнюю еду на всех и не стоять сутками у плиты.

Доставка происходит пакетами по 4,5 кг, а сама еда разложена по нескольким контейнерам, чтобы не портилась. Например, килограмм макарон будет разделен на 2 контейнера: один открыли — покушали, второй оставили на завтра.

Идею начали тестировать в марте, и уже пошли первые заявки. Но пока продажи минимальные и про оборот еще рано говорить.

Итог: я построил классный бизнес, но продаю его из-за переезда. Может быть, даже вам

Я построил крутой и прибыльный бизнес, но сейчас переезжаю в Москву. Вести дела на расстоянии будет тяжело, поэтому принял непростое решение о продаже. Если вы живете на Дальнем Востоке и хотите свой бизнес — приходите: предоставлю все отчеты, расскажу, как что работает, что надо делать, где что смотреть.

Сейчас мы работаем по Хабаровску, Владивостоку, Уссурийску. В среднем делаем оборот 3,5–4 миллиона в месяц, из них чистыми выходит около 30%.

В Хабаровске у нас аренда 360 квадратов за 52 тысячи. Выручка с Хабаровска — 1,8–2 миллиона. Полностью свое оборудование, есть пароконвектомат на 20 уровней, 8 разделочных столов, 2 морозилки и много всего еще.

Выручка с Владивостока и Уссурийска приходит почти одинаковая — 1,4–1,6 миллиона в месяц.

Мы готовим только в Хабаровске. А уже с завода оттуда идут поставки на рефрижераторе в холодные склады Владивостока и Уссурийска.

Наш сайт — levelenergy.ru

Мой контакт в Телеграме для связи — @Zloigenui

0
442 комментария
Написать комментарий...
Владислав Брючко
Я пытался с ними поговорить и объяснить, что мы без проблем всё выплатим и угрозы — это уже перебор. На это получил недвусмысленный намек, что меня закопают в лесу.

Интересно, а кто бы долг выплачивал в этом случае

Прогнозировать результаты работы с блогерами оказалось слишком тяжело, поэтому сейчас мы эту модель вообще не используем.

Очень зря. Если ваш продукт норм, то блогеры самый эффективный источник продвижения

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

Никто, сумма долга пошла в статьи расходов "Построение личного бренда" и "Мотивация клиентов-должников".

Году в 1993 это было очень быстро окупаемая статья расходов . Как сейчас не знаю.

Ответить
Развернуть ветку
439 комментариев
Раскрывать всегда