{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

База знаний: 4 неочевидных способа, как уменьшить затраты компании

Часто я сталкиваюсь с тем, что руководители не осознают ценность платформы для управления знаниями. Думают они примерно так: “Зачем платить за доступ к какому-то сервису, если есть бесплатный Google-диск?”, но на деле оказывается, что без удобной базы знаний не обойтись.

Если документы, инструкции и файлы хранятся на сервере или в облаке, рано или поздно возникают проблемы. Например, документы дублируются, сотрудники вносят в них правки, а найти нужный файл становится всё труднее. Отсюда - ошибки, стресс и нежелание пользоваться хранилищем.

Вам знакомы такие ситуации? Хотите разобраться, почему всё больше компаний внедряют базу знаний, и как донести её ценность до руководства? Читайте небольшую, но содержательную статью, которую мы подготовили совместно с сооснователем платформы для управления знаниями Teamly, Виталием Чесноковым, и найдёте ответы на эти вопросы и не только.

База знаний – это сервис для хранения всей информации о компании, ее документации, регламентов и инструкций. Колоссальный объем данных разбросан по чатам, разным облачным хранилищам, доскам в Figma, таблицам в Excel и другим источникам. Сначала казалось, что ничего страшного в этом нет, но потом я начал понимать, сколько денег теряет компания на этом «информационном хаосе».

Проблема №1. Отделы техподдержки и продаж не знают об изменениях в продукте

Часто возникает ситуация, когда сотрудники отдела поддержки не могут экспертно проконсультировать клиента по техническим характеристиками продукта и его обновлениям. Время ответа увеличивается, решение проблемы затягивается, как итог – снижается лояльность клиента к компании.

То же самое происходит с отделом продаж. Менеджерам объясняют лишь базовые характеристики продукта, а за конкретикой им каждый раз приходится обращаться к разработчикам. Потенциальный клиент вынужден ждать звонка или сообщения, чтобы получить ответ на свой вопрос.

Некомпетентность сотрудников техподдержки и отдела продаж и долгая коммуникация с клиентом с большой вероятностью заставят его сделать выбор в пользу компании-конкурента и приобрести его продукт. А вы потеряете деньги.

Как это исправить?

  1. Вносите все изменения с описанием технических фич, которые были добавлены в продукт, в базу знаний. Структурированный подход к хранению информации поможет использовать ее оперативно и снизит количество ошибок.
  2. Мотивируйте сотрудников вносить отчеты по техническим ошибкам в базу знаний. Так вы сможете вовремя заметить проблему и понять, что это не разовый баг системы, а серьезные неполадки, которые пора решать.

Проблема №2. Результат всего отдела зависит от одного сотрудника

Иногда сотрудник знает абсолютно всё и может дать ответ на любой вопрос. Его знания и опыт бесценны и для компании, и для коллег. Но если он решит уйти в отпуск или уволиться, то вы заметите резкое снижение всех ключевых показателей результативности. И, как следствие, прибыль компании может сократиться.

В такой ловушке оказываются многие работодатели. Оперативно найти замену ключевым сотрудникам непросто, особенно, если сфера вашего бизнеса узкая.

А представьте, если этот сотрудник – руководитель отдела продаж. Для многих такая ситуация станет катастрофой. Моментально выручка падает в два, а то и в три-четыре раза. Весь отдел остается парализованным до прихода нового руководителя, обладающего достаточным уровнем профессионализма.

Как это исправить?

  1. Мотивируйте ключевых сотрудников работать в базе знаний. Иначе придется переносить документы из программы в программу, тратить много времени и сталкиваться с путаницей и ошибками.
  2. Попросите вашего HR-специалиста совместно с ключевым сотрудником создать обучающие курсы и тесты для новичков. Важно, чтобы все знания таких специалистов сохранялись в базе знаний, а не уходили вместе с ними.
  3. Проводите обучение в начале рабочего дня – после 17 часов информация усваивается гораздо хуже, да и сотрудники не скажут вам спасибо за принудительную лекцию после окончания работы.

Проблема №3. Неэффективность производства

Нередко отделы или филиалы компании делают параллельную работу, даже не подозревая об этом. Например, составляют одни и те же инструкции, ищут подрядчиков на одну задачу.

База знаний может стать информационным центром для распределенной команды компании. Она позволяет сообщать всем о том, какие проекты ведутся или велись, как решались те или иные сложности, накапливать экспертность и делиться опытом.

Как это исправить?

  1. Систематизируйте все знания компании в одном месте, чтобы в каждый сотрудник мог найти нужную информацию в хранилищах других отделов и филиалов.
  2. Создайте общие папки, где будете собирать документы общего пользования. Например, контакты подрядчиков, брендбуки, макеты договоров.
  3. Проводите корпоративные активности. Ваша задача – сделать так, чтобы люди в компании общались и с радостью делились с коллегами опытом и лайфхаками друг с другом. Это не слив бюджета в никуда, как до сих пор думают многие, а ценная инвестиция в сотрудников, которые в дальнейшем принесут прибыль вашему бизнесу.

Проблема №4. Новички очень долго адаптируются

Во многих компаниях нет отлаженной системы онбординга ­– новому сотруднику показывают его рабочее место, быстро знакомят с коллегами, выдают компьютер и всё. Дальше новичок оказывается между двух огней. Лишний раз что-то спросить у коллег ­– неловко, а дамоклов меч в виде начальства, требующего результатов, уже навис над головой.

Даже профессионалу с многолетним опытом не пожелаешь оказаться в такой ситуации, что уж говорить про молодых ребят, которые недавно закончили университет. Это приводит к тому, что сотрудники начинают показывать результаты лишь через 6-8 месяцев или увольняются.

Как следствие, компания тратит деньги на зарплаты сотрудников, которые долгое время дают минимальную отдачу, или на рекрутинг новых. А руководители отделов – часы рабочего времени на бесконечные собеседования.

Как это исправить?

  1. Отправьте новичку welcome-письмо с паролями, ссылками на необходимые инструкции и документы в день его выхода на работу.
  2. Сделайте понятные гайды про вашу компанию, ее деятельность и цели. Опишите обязанности и задачи, которые новому сотруднику предстоит выполнять. Новичок должен хорошо понимать, где он работает и чем будет заниматься.
  3. Предоставьте новому сотруднику доступ к базе знаний, где хранятся все документы, регламенты, чек-листы и гайды, и проведите ознакомительное обучение. Посмотрев, чем занимается каждый отдел, ему станут понятны многие бизнес-процессы компании.
  4. Создайте курсы для онбординга на копроративной платформе. Это поможет закрепить знания и более ответственно подойти к вопросу обучения.

Вместо заключения

Управление знаниями – один из самых неочевидных способов оптимизировать работу компании и сократить ее расходы. Если вы прикладываете много усилий, но всё равно не можете снизить издержки бизнеса, проанализируйте работу со знаниями. Не исключено, что именно в этой области вы найдете те незаметные нюансы, которые заставляют вас тратить десятки, а то и сотни тысяч рублей ежемесячно.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Яша Соболь

“Зачем платить за доступ к какому-то сервису, если есть бесплатный Google-диск?". Ну, в целом, я считаю, что для 3-5 человек в супер-маленькой команде можно и там базу знаний спокойно организовать. Или гугл.диск - это зло, и нужно прям специальное ПО брать?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

Кстати, есть и др решения - бесплатные на 5 человек. База знаний ХайХаба (https://start.hihub.ru/), например.
Еще и БИ24 бесшовная интеграция, прямо с маркета.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Симанова

На мой взгляд, если все документы распределяются по 5 папкам - тогда гугл диск хорошее решение. а по другому если - это бесконечное папка "самое важное", в ней папка "важное", а в ней папка "текущее"

Ответить
Развернуть ветку
Антон Коновалов

Зато так можно спокойно прокрастинировать, типа "поиск информации затянулся". А что ещё остается, когда все по полочкам-то лежит?

Ответить
Развернуть ветку
Святослав Гусев

Меньше сотрудников, самый главный пункт

Ответить
Развернуть ветку
Surrr

Круче всего, что теперь отговорка "мне не отправили документ" больше не работает

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Брусилов

" без удобной базы знаний не обойтись."удобно когда есть сервис со всей необходимой информацией ,нужно платить за удобство

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда