{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как я за ночь написал блочный конструктор писем, который помог заменить целую команду на одного человека

Привет! Я Иван Дудин, руководитель IT в CRM-group и сооснователь EmailMaker. Расскажу, как мы разработали инструмент для создания письма. Он должен был закрывать лишь потребности агентства, но пользуются им маркетинговые команды футбольного клуба «Динамо», сервиса «Домклик» и застройщика «Самолет». Сейчас расскажу, как так вышло.

Все девять лет, что я работаю в агентстве, я слышу от случайных людей про то, что email-рассылки вот-вот умрут. Хотя в реальности объём работ растёт: компании всё тщательнее работают с сегментами, соответственно, количество писем в неделю увеличивается.

Начальству не хотелось сильно расширять штат, поэтому передо мной поставили задачу — придумать, как делать письма быстрее и дешевле, но при этом не терять в качестве. Конкуренты успешно использовали блочные редакторы, но для нас это не сработало.

Придумали инструмент, чтобы решить собственные проблемы

В нашей работе было несколько «болячек», которые мы не могли вылечить на протяжении уже долгого времени. Вот что бесило больше всего.

Нам было нечего предложить маленьким компаниям. В отдел продаж часто попадали лиды, которые хотели начать работать с email-маркетингом или вывести текущие коммуникации на новый уровень. Но ознакомившись с расценками агентства, часто пропадали с радаров.

Дело в том, что хорошее письмо делают пять человек: редактор пишет текст, корректор вычитывает на ошибки, дизайнер готовит макет, верстальщик переносит макет в формат HTML, а менеджер контролирует весь процесс и настраивает рассылку. Оплата работы всех специалистов требует значительного бюджета, которого часто не хватает у маленьких компаний. Мы хотели помочь, но ничего не могли предложить.

Не хотели экономить на внутренних коммуникациях. Для внутренних рассылок не подходил процесс, который мы выстроили на клиентских проектах. Привлекать к неоплачиваемой работе пять дорогих специалистов, чтобы они сделали письмо про нового сотрудника, было слишком затратно.

Мы думали о том, как сократить продакшен до одного человека, но при этом не потерять в качестве рассылок. Ведь email-маркетинг — это наше лицо, поэтому даже внутренние коммуникации должны быть выполнены на высочайшем уровне.

Тратили много времени на подготовку рассылок. Давным-давно, во времена COVID-19, болели не только люди, но и весь российский маркетинг. У бизнеса сокращали бюджеты на рекламу, из-за этого B2B-агентства значительно снижали цены на свои услуги. Всем было плевать на маржинальность, главное, чтобы была работа.

Конкурировать в таких обстоятельствах было очень тяжело. Мы начали оптимизировать работу каждого сотрудника, чтобы сократить стоимость работ, но этого было недостаточно. Бизнес предпочитал выбирать конкурентов, а после тендеров мы получали такую обратную связь: «Ваша работа была лучшей на конкурсе, но коллеги по рынку предложили лучшую цену. Будем рады пригласить вас в следующем году».

В течение нескольких лет я искал подходящий способ, который помог бы решить перечисленные проблемы. Вместе с коллегами мы перепробовали все варианты на рынке, но так и не нашли инструмент, который на 100% закрывал бы потребности агентства.

Одни инструменты не поддерживали Outlook и «Яндекс Почту», другие навязывали свои паттерны для вёрстки писем, которые противоречили процессам агентства. Нас это не устраивало.

Три раза провалились, на четвёртый — получилось

Хоть мы и не нашли готовое решение, зато многое поняли про рынок и придумали, что из себя должен представлять инструмент мечты. Он должен быть:

  • понятным, чтобы даже бабушка могла собрать письмо;
  • не требовательным к вёрстке, чтобы каждый работал так, как привык;
  • функциональным, чтобы один человек мог заменить целую команду;
  • быстрым, чтобы изменения в визуальном редакторе и коде происходили мгновенно, а не с ощутимыми задержками.

Мы три раза пытались создать конструктор для рассылок, но каждый раз задача оказывалась не по зубам. То выбранные исполнители не могли собрать рабочий прототип, то не было денег на приличных подрядчиков. Последняя попытка отправила мечту в беклог, в самый низкий приоритет.

Сделали за ночь то, что не могли сделать за год. Через полгода мне написал Женя Шишков, наш руководитель отдела вёрстки:

В ту осень меня мучила бессонница, после разговора с Женей она обострилась. Я долго залипал в телефоне, но так и не смог уснуть. Поэтому встал и пошёл делать EmailMaker — так мы решили назвать конструктор писем.

Тут я с любовью описывал, как нашёл решение за одну ночь, что конкретно сделал и как тестировал, но… редактор сказал, что это никто читать не будет, поэтому поделюсь выводом. Часы показывали 4 утра, когда ядро будущего сервиса было готово.

Было две основные функции — предпросмотр письма и панель кода. Также я настроил синхронизацию между ними. Работало так: меняешь текст в письме — он меняется в коде, редактируешь код — правки отправляются сразу в письмо.

За следующий месяц мы с Женей в четыре руки в стартап-режиме собрали MVP и согласовали с руководством дальнейшую разработку.

Когда стали масштабироваться, то стало больно. Через три месяца мы вышли на первых клиентов — сначала внутри агентства, потом за его пределами. Стали получать много обратной связи и вводить новые функции, но быстро поняли, что будет тяжело.

30 строчек кода, которые я написал в первую ночь, не позволили легко масштабироваться. Например, когда мы добавили подсветку синтаксиса, чтобы было проще читать код, это привело к короткому миганию при каждом обновлении. Было неудобно.

Каждое обновление постепенно превращало EmailMaker в подобие государственной больницы — вроде как сходить на приём к терапевту можно, но очень не хочется стоять в очереди. В итоге наш конструктор стал периодически серьёзно тормозить даже на мощном железе. Мы задумались об оптимизации логики ядра.

Полностью переписали ядро, теперь всё хорошо. Тогда были тёмные времена. Чинили баги в одном месте, отваливалась интеграция в другом. Женя Шишков лично отрабатывал все обращения в службу поддержки, но их было слишком много. Больше было невозможно откладывать задачу по пересборке ядра, и мы запустили процесс, который растянулся на четыре месяца.

Когда-нибудь я напишу отдельную статью про то, как интересно переписывать ядро работающего сервиса, но сейчас не хочу отвлекаться на детали, поэтому поделюсь главным выводом. Мы освободили себе пространство для масштабирования: теперь вместо жалоб стали получать хорошие отзывы.

Сейчас читаю отзыв и думаю о том, что как будто сам его написал. Но нет, это слова реального пользователя.

Количество клиентов увеличилось, и они стали больше времени проводить в EmailMaker. Например, у нас есть фрилансер, который собирает письма сразу для 12 клиентов. С момента запуска сервиса он провёл в конструкторе больше времени, чем мы с Женей вместе взятые. И это история не про шеринг аккаунта — мы знаем, что все эти письма собирает один человек, так как успели с ним познакомиться и постоянно общаемся.

Ещё стало легче продавать продукт. Раньше перед покупкой тарифа мы проводили презентацию почти каждому новому пользователю, теперь люди сами регистрируются, сами пользуются, сами оплачивают тарифы на год. И всё это без единого обращения в техподдержку.

Как работать в EmailMaker, чтобы создавать классные письма за 30 минут

EmailMaker — это блочный конструктор писем, который работает прямо в браузере. Инструмент помогает сократить время на запуск email-рассылок. Есть несколько вариантов, как начать с ним работать.

Использовать готовый шаблон. В сервисе есть несколько шаблонов под разные задачи: промописьмо с товарной сеткой, анонс новой акции, рассказ о продукте и так далее. Выбираете наиболее подходящий, меняете содержимое и стиль под свою компанию — письмо готово.

Способ подойдёт для малого бизнеса и для тех, кто никогда не собирал письма сам. Готовые шаблоны помогут сэкономить время и деньги, так как можно обойтись без помощи дизайнера.

Создавать письма с нуля с помощью готовых блоков. В EmailMaker есть галерея готовых блоков и элементов: шапки, меню, кнопки, тексты, заголовки и так далее. С их помощью можно собирать письмо без знания кода. Процесс напоминает игру в детский конструктор: берёте готовые детали, соединяете их вместе — получается симпатичный домик. А если нужного блока не найдётся, всегда можно создать новый.

Этот способ подходит для тех, кому нужно реализовать свою идею или собрать письмо по дизайн-макету.

Верстать письмо в режиме WYSIWYG. Этот режим позволяет создавать письма с помощью визуального редактора, который отображает результат вёрстки в реальном времени. Это упрощает весь процесс: ведь можно писать код и сразу видеть, как меняется письмо. Также вёрстка в этом режиме позволяет убедиться, что письма будут правильно отображаться для всех получателей.

Этот режим для тех, кто предпочитает работать с кодом.

Импортировать свою вёрстку. В EmailMaker легко переехать, так как он не предъявляет никаких требований к вёрстке. Можно взять 1 000 писем из другого блочного конструктора и загрузить в наш. При этом изначальная вёрстка сохранится — сервис определит блоки, созданные в других редакторах, и с ними можно продолжить работать в no-code-режиме. Клиенты говорят, что вообще не замечают разницы: как будто с самого начала собирали письма в нашем сервисе.

Эта функция будет полезна крупным компаниям, которые хотят объединить все свои шаблоны в едином окне, а также всем тем, кто хочет работать со своей вёрсткой.

Как улучшаем EmailMaker прямо сейчас

EmailMaker сейчас уже закрыл все основные «болячки» агентства: мы оптимизировали работу на большинстве проектов, все внутренние рассылки закрепили за одним человеком, а для среднего и малого бизнеса у нас появилось адекватное по цене предложение. Но мы на этом не останавливаемся: постоянная обратная связь мотивирует выпускать новые функции. Сейчас расскажу про ближайшие обновления.

Совместное редактирование — почти готово. В большинстве конструкторов неудобно работать командой: если одновременно вносят правки сразу несколько человек, то при сохранении результата пропадает прогресс у других участников. Поэтому в EmailMaker появится функция совместного редактирования: она позволит синхронизировать работу всех участников в реальном времени и избежать таких потерь. Весь процесс работы можно обсуждать прямо в конструкторе с помощью функции комментирования.

AI-инструменты — уже работают, но активно улучшаем. В конструкторе есть AI-генерация изображений и AI-ассистент на базе прокачанного ChatGTP. Первый помогает создавать картинки прямо в интерфейсе EmailMaker: можете сэкономить деньги на покупке стоковых фотографий. Второй анализирует контент письма и подсказывает, что можно улучшить с точки зрения маркетинга.

Оба инструмента уже можно использовать для решения большинства задач, но мы продолжаем анализировать опыт их использования и улучшать их работу.

Больше шаблонов — постоянно добавляем. Сейчас в EmailMaker есть шаблоны, которые закрывают лишь базовые сценарии в email-маркетинге. Мы хотим добавить много новых вариантов, чтобы восемь лет опыта агентства в разработке писем были доступны всем пользователям сервиса.

В ближайшее время в галерее появятся тематические шаблоны рассылок под конкретные инфоповоды: Хеллоуин, Чёрная пятница, Киберпонедельник, Новый год. Также мы планируем добавить дизайнерские шаблоны для разных сфер бизнеса: e-commerce, медицины, финансовых продуктов и так далее.

Функция «Плагин» — на подходе. Наш конструктор писем можно будет встроить в платформу рассылок, CRM-систему или любой другой сервис, где нужен редактор вёрстки. Весь процесс интеграции будет довольно простым, но если возникнут сложности, мы расскажем, как всё сделать.

Копилка писем — пока в беклоге. У каждого проекта будет автоматически генерироваться свой email-ящик, который можно подписывать на понравившиеся рассылки. Полученные письма можно будет открывать прямо в конструкторе, чтобы анализировать, тестировать и использовать в своей работе в качестве шаблона.

Тестирование качества письма — очень хотим в ближайшем будущем. Мы добавим автоматическую систему проверки писем: она будет давать рекомендации, как улучшить код и наполнение письма. Это поможет пользователям повышать доставляемость писем.

Интеграция с платформами рассылок — почти придумали. Чтобы использовать созданное в EmailMaker письмо в любой платформе рассылок, нужно каждый раз экспортировать архив из конструктора и ручками выгружать в ESP. Мы хотим настроить интеграцию, чтобы каждое собранное письмо автоматически загружалось в выбранную платформу. Тогда маркетологу будет удобнее работать: ведь останется только настроить кампанию и запустить рассылку.

Уф, кажется, я писал эту статью дольше, чем разрабатывал сервис. Редактор сказал, что в финале должен быть призыв к действию, поэтому призываю — пользуйтесь EmailMaker. Он классный, быстрый, удобный и полезный. А если будут вопросы, пишите, отвечу в комментариях.

0
64 комментария
Написать комментарий...
Alex Lapen

Реально помогли. Продумываю CJM своего стартапа. Вы попали прямо в десяточку.

Помогу и я Вам. Много и долго занимался классическим маркетингом. Теперь скорее наблюдаю. В век digital sales самым востребованным USP становится простота, удобство, этичность использования продукта. Что вполне понятно. Уже утонуть можно во всех этих он-лайн сервисах. Вы, собственно, по этому пути и пошли и, разумеется попали в яблочко. Но это очевидные выгоды. Однако. При всей простоте —} использования сервисов и приложений часто их отцы-изобретатели не удосуживаются таким же простым языком рассказать об их преимуществах или выгодах использования. А ведь это, часто, тот камень, о который легко может споткнуться новый пользователь, особенно если это лирик, а не физик(т.е. не из сферы ИТ). Не всё очевидно.

Примеры выше из ветки комментариев как-раз об этом.

Попробуйте объяснять простым и понятным языком сложные вещи. Не все знают как работает и тем более верстается е-mail письмо. Я, например. А уж то, что для его написания нужно и то, и сё, и пятое и десятое - вообще. А ещё, оказывается, есть такие функции как хранение, и рассылка. Это что-то про сервера?
Ещё старик Огилви напоминал: чем сложнее продукт, который вы продаёте, тем более простой и, одновременно, тщательно-разжёванной должна быть реклама такого продукта. Ваш - из этой области. Особенно, если ваша ЦА - как вы сами написали ИП и малые стартапы. Тем не менее.

Спасибо Вам за действительно выдающийся продукт. И удачи.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Дудин
Автор

Спасибо, Алекс! Заложил ваш комментарий для разбора с командой маркетинга =)

Ответить
Развернуть ветку
61 комментарий
Раскрывать всегда