{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Продают металлопрокат, дрова и рыбу: как я запустил конструктор магазинов в Telegram

Привет! Меня зовут Алексей Кондратенко. Я основатель «Ребуса». Это сервис, где можно создать магазин в Telegram за 15 минут. Работает на любом смартфоне, собирает посетителей для рассылок и всегда находится под рукой у клиента.

Летом 2022 года Telegram дал возможность создавать приложения, например магазины, прямо в мессенджере. Они имеют уникальные особенности перед сайтами и могут поменять правила игры в онлайн-торговле. Расскажу о планах Павла Дурова, нашем проекте и первых клиентах на глобальном рынке.

Как появилась идея

Последние семь лет я занимаюсь маркетингом и IT. У меня было несколько интернет-магазинов, маркетинговое агентство и сервис для анализа звонков, о котором я писал на VC ранее.

В 2022 году мой бизнес столкнулся с серьезными трудностями: крупные клиенты начали уходить из России, сокращать бюджеты и отказываться от услуг. В целях диверсификации задумался о запуске нового стартапа. К проекту были такие требования:

  • большой существующий рынок;
  • IT-продукт;
  • полностью удаленная команда;
  • развитие на глобальном рынке;
  • B2C или B2B для малого и среднего бизнеса.

Когда я перебирал идеи для бизнеса, узнал о большом обновлении Telegram. В нем анонсировали Web Apps — веб-приложения для ботов. Простыми словами, теперь можно создавать сайты прямо в мессенджере.

Это сильно расширяет возможности бизнеса внутри платформы. А значит, предпринимателям понадобятся инструменты для работы с Web Apps. Например, для создания сайтов, магазинов, приема платежей, автоматизации рекламы. Поскольку у меня есть опыт работы с проектами в e-commerce, я решил сделать конструктор магазинов в Telegram.

Магазин обладает уникальной особенностью — собирает всех посетителей в базу и позволяет отправлять им рассылки!

Что задумал Павел Дуров

Telegram пошел по успешной модели китайского мессенджера WeChat и начал создавать огромную экосистему со множеством сервисов. У WeChat 1,3 миллиарда активных пользователей. С 2017 года в нем можно создавать приложения, например магазины, сервисы развлечений, заказа еды, аренды транспорта. Сейчас в WeChat работает 4,3 млн приложений. Их суммарный оборот — около 500 млрд долларов в год!

Китайский пример доказывает, что электронная коммерция в мессенджерах быстро развивается. Людям удобно общаться, потреблять контент и совершать покупки внутри одной платформы.

Что задумали мы

В свое время Shopify и Tilda совершили революцию. Они существенно упростили и удешевили процесс выхода на рынок онлайн-торговли. Тем не менее, более 30% компаний по всему миру до сих пор не имеют сайта.

Купить домен, выбрать хостинг или установить ssl-сертификат — не самые простые задачи для людей, далеких от мира технологий. Именно поэтому у многих кафе нет сайтов, а доставка еды организована через сообщения в мессенджерах.

Мы решили дать предпринимателям по всему миру простой инструмент для запуска или расширения бизнеса в онлайне. Создать конструктор, с помощью которого человек с минимальными техническими навыками сможет за честные 15 минут запустить продажи.

Демо-магазин: @RebusStore_bot

Первая версия продукта и команда

В конце 2022 года я начал проектировать интерфейс и собирать команду. Первым появился Дима Глазков, сооснователь компании Dev Complete. Сейчас он технический директор Ребуса. Вместе мы сформулировали требования к первой версии продукта. Мы хотели, чтобы пользователи могли:

  • добавлять товары с фотографиями и описанием;
  • принимать заказы в админке, когда покупатели кладут товары в корзину;
  • делать рассылки по всем, кто зашёл в магазин.

Хотели создать конструктор с базовым набором функций, чтобы нам при этом не пришлось собирать большую команду, тратить много времени и денег.

Пока Дима писал код, я думал над интерфейсом

Минимальная версия продукта должна была работать стабильно. Чтобы минимизировать баги, в команде появилась тестировщица Эльвина. Она тестирует все крупные обновления на 12 устройствах: разных мобильных телефонах, десктопах и виртуальных устройствах.

Чтобы интерфейс был максимально понятным, я нашел UX-редактора Настю. Она продуктовый редактор в Тинькофф Помощи. В «Ребусе» Настя пишет интерфейсные тексты, подсказки, оформляет базу знаний простым языком.

Командные задачи заносим на доску в Trello

За четыре месяца мы с командой создали первую версию Ребуса. Я запускал проект на собственные средства. Инвестировал 1 000 000 ₽ на разработку.

Первый запуск

В мае 2023 года, когда первая версия платформы была готова к тестовому запуску, я опубликовал посты на личных страницах в соцсетях, чтобы привлечь первых клиентов. Сразу стало понятно, что интерес со стороны рынка большой: многие клиенты стали приходить по сарафанному радио.

Первые пользователи давали обратную связь. По ней составили список приоритетных задач. Мы постоянно работали над улучшением продукта. За три месяца докрутили платформу: добавили некоторые функции, о которых просили клиенты. Например, подключили платежные системы и добавили 22 валюты для оплаты товаров.

Первые пользователи писали в поддержку, просили добавить новые функции. Каждое обращения вносили в таблицу

Сначала в конструкторе были баги и ограниченный функционал. Клиенты пользовались конструктором бесплатно и помогали нам улучшать продукт.

Первые клиенты

За три тестовых месяца на платформе клиенты создали около 150 магазинов. Мы поняли, что магазины в Telegram нужны совершенно разным бизнесам. Ожидали увидеть много кафе и доставок еды и магазинов одежды. Пришли очень разные бизнесы: доставка дров в Ногинском районе, аренда авто на Кипре, продажа игровой валюты, доставка рыбы и морепродуктов в Новосибирске, магазин металлопроката на Урале и много вейпшопов.

Кафе и рестораны тоже есть. Они используют магазин в Telegram, чтобы автоматизировать доставку. Некоторые — устанавливают qr-код, который ведет на магазин, на столиках, чтобы быстро принимать заказы и собирать клиентскую базу.

Первые клиенты, дают ценные советы и находят ошибки. Они активно общаются с поддержкой, а мы на основании этой обратной связи улучшаем продукт.

Кроме Таиланда, России и Кипра, пользователи открыли магазины в Израиле, Казахстане, Узбекистане и Белоруссии.

Планы и рынок

Мировая аудитория Telegram составляет более 800 млн пользователей в месяц. Мессенджер занимает 6-е место в рейтинге самых скачиваемых приложений в мире. В России у приложения 54,3 млн пользователей ежедневно — это больше, чем у ВК и YouTube.

Источник: New Media по данным Mediascope Cross Web

Сейчас сервис используют не только русскоязычные пользователи. В ближайшее время планируем перевести интерфейс на английский и языки тех стран, куда будем выходить.

В первую очередь это страны СНГ: Узбекистан, Казахстан, Грузия. Потом — Индия и Иран. Именно на этих рынках большое количество интернет-населения использует Telegram.

Статистика скачиваний Telegram по разным странам, любезно предоставленная друзьями из Appmagic

Открытых данных по Ирану и Узбекистану нет, потому что мобильная экосистема Ирана закрыта от внешнего мира, а Узбекистан из-за слабого развития экономики исключён из отчётов по мобильному рынку — эти данные собираем в закрытых источников.

Ищем кейсы

Сейчас мы ищем клиентов, которым интересно открыть для себя новый канал продаж и опубликовать кейс на VC для бесплатного пиара.

Если у вас стабильный известный на рынке бизнес, вы ищете способы его расширить и готовы выделить бюджет на рекламу, пишите мне в личку. Мы вместе пройдем путь от создания магазина до результата.

0
38 комментариев
Написать комментарий...
Artem Kultaev

Ого, так это вы его создатель? Своих героев нужно знать в лицо)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кондратенко
Автор

Привет-привет 🤝

Ответить
Развернуть ветку
Neyara

Вы считали размер рынка? Реальный размер, а не аудиторию мессенджера. Ваши клиенты это микробизнес и самозанятые.
Смотрели прямых и косвенных конкурентов? Например https://taplink.ru/ на 7 лет раньше вас начал решать эту задачу.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кондратенко
Автор

О каком именно рынке речь?
Например, возьмем рынок кафе и ресторанов в РФ — 100 000 компаний.

Мы ориентируемся на долю населения в мессенджере. Чем больше населения сидит в телеге, тем больше интерес к этому каналу продаж у бизнеса.

Если в каком-то месте собрана гигантская аудитория и маленькая конкуренция — бизнес довольно быстро придет туда за ними.

Ответить
Развернуть ветку
Neyara

Рынок - потенциальные покупатели вашей услуги. Вы же не создаёте рынок, а приходите в канал с аудиторией и нужно убедить ваших клиентов в том, что эта аудитория там есть.
99,9% ваших потенциальных клиентов имеют каналы продаж, иначе у них не было бы бизнеса. Историям с интернет магазинами - 100 лет в обед +- все адекватные рестораны имеют или сайт или доставщиков, у которых витрина итд. И ваш SAM сжимается фактически до бабушек, торгующих на вокзалах, а SOM практически до 0, потому что вы до них не дотянетесь. Поэтому даже на бесплатный сервис приходят "дрова" и "металопрокат", а не рестораны.
Задача для микробизнеса за копейки состряпать точку продаж - я показал на примере таплинк, они конкретно вашу задачу решают уже 7 лет. То, что у них это сайт, а не бот - это им плюс, они не зависят от правил и возможностей конкретной платформы.
Почему вы считаете, что ваш проект взлетит? Мне кажется вы просто выкинули 1 миллион.
А собирание контактов для рекламы без информированного согласия - ну это прямой путь к штрафу.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кондратенко
Автор

Давайте прокомментирую)

1. «приходите в канал с аудиторией и нужно убедить ваших клиентов в том, что эта аудитория там есть»
В Telegram сидит больше 80% интернет-населения РФ. Он обогнал ВК и Ютуб, аудитория там есть.
2. Да, у «адекватных ресторанов» есть сайт. А вот у огромного количества кафе у дома с доставкой - нет. Более того, если адекватный ресторан захочет прорекламироваться в ТГ канале «Куда сходить Москва», гораздо эффективнее сделать это нативным образом с помощью бота.
Любой ресторан с помощью бота может собрать аудиторию своего заведения и взаимодействовать с ними. Сейчас никто этого сделать не сможет таким нативным образом. Есть wi fi авторизация, но это сложнее/дороже и т.д.
3. «Поэтому даже на бесплатный сервис приходят "дрова" и "металопрокат"».
Рестораны и кафе у нас тоже есть. Чтобы им проще было работать, нужно упростить для них запуск — интегрировать их программы учета, генерировать QR-код и рекламный банер для столика, например, и т.д. Сейчас им сложно загружать руками несколько сотен позиций.
4. «Почему вы считаете, что ваш проект взлетит? Мне кажется вы просто выкинули 1 миллион.»
Да никто ничего не знает)) По цифрам мы видим крутые результаты. Высокий процент после создания магазина становятся платными пользователями с ежемесячными и ежегодными подписками.
5. «А собирание контактов для рекламы без информированного согласия - ну это прямой путь к штрафу»
Возможно) Никогда не слышал ни одного прецедента на тему подписки на бота. Тут либо вопрос времени, либо надо повнимательнее прочитать оферту ТГ. Открывая (подписываясь) бота пользователь автоматически соглашается с возможностью получения от него сообщений.
Поживем, увидим...

Ответить
Развернуть ветку
Neyara

1. Интересный термин интернет-население ). Пользуются интернетом 88% населения РФ, из них 60% пользуются телеграмм ежемесячно, 40% ежедневно. Клиенты ваших клиентов в этих 40% https://mediascope.net/news/1601603/
2. Кафе у дома с доставкой - яндекс еда и подобные в регионах. Они большую часть рынка съели. Там и меню и интеграция с учётом и приём платежей и чаевые и главное, что не будет у вас - доставка.
3. Вы описали разработку на пару лет ). Она окупится примерно никогда. В то время как у вашего прямого конкурента всё это уже есть. И клиенты есть. И канал универсальный не на 80% интернет-населения (по факту около 50%), а на честные 100%
... Ваша идея не нова. Конкурентов полно, большая часть из них успешно загнивает. Рынок уже давно "красный океан". Вы просто вышли на канал, в который мало кто пришёл. Вопрос - почему? Вероятнее всего потому, что там денег нет. В первую очередь из-за механики взаимодействия.
Посмотрите на таплинк, посмотрите на других конкурентов, выясните ключевые, даже ключевую фишку, которая нужна их клиентам, сделайте её лучше, но только её одну. Например мультиканальность (и телега и сайт итд) И тогда уже проверяйте взлетит - не взлетит.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кондратенко
Автор

Вы неправильно посчитали. В исследовании не интернет-население берется за базу, а население. Поэтому не надо брать 60% и 40% от 88%.
Проще говорить абсолютными цифрами — больше 80 млн человек сидит в ТГ ежемесячно это много)

Ответить
Развернуть ветку
Neyara

Не 80 млн, а 70, но это не важно. Важно то, что ваша аудитория в тех 40%, которые каждый день там сидят. А исходя из механики, что нужно установить себе бота, и не заблокировать его, что я сделал после первого сообщения от вашего тестового магазина, то и в этих 40 надо очень поискать. Нужно уже сегментировать. Недостаточно просто сидеть в тг, чтобы поставить себе бота на разовые покупки. А постоянных там не будет, для постоянных покупок, с программой лояльности, црм, отчётностью нужны другие инструменты.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кондратенко
Автор

Вы очень категоричны)
Есть магазины, которые по 50-100 заказов ежедневно получают. Вроде их проблему решаем, они довольны)
Да, какая-то часть пользователей блокирует бота, но это нормально. В приложениях и email рассылках тоже блокируют письма... Это нормально

Ответить
Развернуть ветку
Neyara

Ещё не посмотрел на ценник - он у вас практически на порядок выше таплинка ), даже дороже базового insales, с сайтом, интеграцией с соц сетями из коробки, учётом, аналитикой

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кондратенко
Автор

Да вообще беда)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кондратенко
Автор

Посмотрел insales — вы опять ошиблись. Их базовый тариф дороже)

Ответить
Развернуть ветку
Neyara

Дороже вашего базового, но у вас даже на максималке нет и 10й части их функционала, а он в 2 раза дороже.
Повторюсь ещё раз, как я понял вы считаете, что ваша ниша и соответственно конкуренты - это магазины в телеге. Но это не так. Ваши конкуренты - все конструкторы интернет магазинов, все цмс, яндекс еда, сбермаркет итд. У вас просто ещё 1 канал продаж с недоказанной эффективностью.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кондратенко
Автор

Наш базовый 1500 руб, у Инсейлс 2120 руб.
Как вы считаете, объясните? Или я куда-то не туда смотрю?

Ответить
Развернуть ветку
Neyara

1590 у них при оплате за год. 2970 с интеграцией с маркетплейсами 3 штуки. У вас 1990. Продавать свои товары с чужим лого, ну совсем беда.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кондратенко
Автор

Так а у нас при оплате за год 1190)) Мы все-равно дешевле!

Ответить
Развернуть ветку
Neyara

Вот реально лучше бы сделали модуль для инсалес и других конструкторов, который в телегу переносит витрину.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кондратенко
Автор

Так сделаем, мы только начали)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кондратенко
Автор

Яндекс еда и Таплинк точно не наши прямые конкуренты. И между собой они не конкуренты. Это как говорить что таргетолог в ВК прямой конкурент директологу. Все-таки разные вещи.

Ответить
Развернуть ветку
Neyara

Не конкуренты в чём? В решении проблемы бизнеса в канале продаж? Это прямые конкуренты. У бизнеса нет цели продавать в тг. Есть цель продавать, её решает и ЯЕ и таплинк.

Ответить
Развернуть ветку
Neyara

А к слову вы не решаете проблему продаж, у вас нет инструментов. Есть только витрина, а бек часть? Учёт, црм, продажи, кассы итд.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кондратенко
Автор

Да мы ничего в этой жизни не решаем, никакие проблемы))

Ответить
Развернуть ветку
Neyara

Вам бы сначала надо было бы продакта нанять, чтобы он вам это всё посчитал, а не тестера.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кондратенко
Автор

И продакт есть у нас)

Ответить
Развернуть ветку
Neyara

Был бы продакт, вы бы не искали клиентов в кафе, а искали в инфобизе. Но это ещё та клоака.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кондратенко
Автор

А что плохого в кафе? Большой и интересный рынок! Наш продакт супер крутой!

Ответить
Развернуть ветку
Neyara

Рынок большой и интересный, ни кто не спорит. Но ваш продукт не для этого рынка.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кондратенко
Автор

Может быть и так.
Китайский пример говорит об обратном. Там миллионы приложений в мессенджере, оказалось очень удобной экосистемой. Телеграм ведь туда и метит.
+ посмотрите на рынок Узбекистана. Там таких ботов очень активно используют уже давно. Они вообще Телеграм гораздо раньше полюбили и внедрили себе везде. Там еще большая доля населения использует его.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Беговатов

Я помню в 2017 году делали внутри своих городских приложений открытый маркетплейс для любых товаров, помимо доставок еды и цветочных в Новгороде добавился продавец лома, так что магазины бывают разные да ))))

В «Трибуне» опубликовались – теперь пора на Радаре появиться https://productradar.ru 🌚

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кондратенко
Автор

Спасибо, ждите! Скоро мы у вас будем)

Ответить
Развернуть ветку
Елена Растворова

А как сейчас продвигаете сервис?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кондратенко
Автор

Сейчас все только по сарафану. Люди заходят в магазины, видят наш логотип и создают свои. Сейчас начнем уже расширять воронку платным трафиком)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Кашицын

ВК уже давно стал помойкой.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кондратенко
Автор

Охваты у него все-равно огромные 😳

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мастаков

Впечатляющая идея использовать Telegram для создания магазинов

Ответить
Развернуть ветку
Марсель Ахметзянов

Добрый день, Алексей!
Я являюсь скаутом стартапов краудинвестинговой платформы Brainbox VC. Как я могу связаться с вами лично?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кондратенко
Автор

Добрый день. Написал в личку

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Раскрывать всегда