Кейс онлайн-школы: как вчерашние клиенты превращаются в сотрудников
В прошлом году у нас учился каждый десятый стобалльник ЕГЭ по химии. Такой результат был бы невозможен без менторов — рассказываем, кто это, какие плюсы, минусы и как мы с ними работаем.
В онлайн-школе Лии Менделеевой BuboUnicus сейчас учится 3080 школьников, а к весне их будет не меньше 8000. Окружать каждого ученика необходимым вниманием помогают менторы.
Кто такие менторы
Это студенты, которые учились в нашей школе и отлично сдали ЕГЭ. Им понравилась атмосфера, было желание преподавать и подзаработать, они прошли отбор и теперь сами помогают 11-классникам.
Сейчас одновременно работает 105 менторов. Скоро запустится новое направление, и мы набираем еще столько же. Конкурс — до 15 человек на место, как в топовые вузы 😊
Ментор курирует группу из 20‑35 учеников. Он общается с детьми, отвечает на вопросы, принимает домашние задания и мотивирует. Если бы у школьного учителя был помощник-студент, который брал на себя рутинные задачи и дружил с классом, его можно было бы назвать ментором.
Менторы знают предмет, сдали ЕГЭ на 90+ баллов и каждый месяц проходят переаттестацию. Но формируют образовательную программу не они: вебинары-лекции проводит преподаватель, а домашние задания составляют методисты. Так мы ограждаем учеников от ошибок в теории.
Почему без них никак
Для школы менторы — это масштабирование. Если еще пять лет назад в российском онлайн-образовании работала схема препод/помощник на 30 учеников, то теперь один популярный и увлекающий лектор обучает 3000 детей одновременно.
Когда мы ввели менторов, то не только начали расширяться, но и улучшили качество учебных материалов. Преподаватель, избавившись от рутинной проверки домашних заданий, концентрируется на вебинарах, подаче материала, разработке новых курсов.
Для школьников ментор — это старший брат или сестра, который уже прошел ад государственных экзаменов, поступил в топовый вуз страны и всегда поможет советом. Ребята обращаются к ним с любыми проблемами: не понимаю задание, куда поступать, давят родители, бросила девушка.
Поддерживать активность в чате-флудилке — обязанность ментора. Важно, чтобы между учениками завязалось неформальное общение: обсуждая общие проблемы, страхи, интересы и переживания, ребята разряжают стресс.
В менторах они тоже видят единомышленников, которые говорят с ними на одном языке и недавно сами через все прошли. А о том, как со стрессом могут помочь родители, мы рассказали в статье на «Меле».
Как мы выращиваем менторов
Большинство наших сотрудников — студенты 18–23 лет. Когда мы только вводили менторство, то набили много шишек. Кто когда-либо брал на работу студентов, нас поймет 😉
Так появилась школа менторов. Изначально в ней фильтровались совсем уж безответственные и случайные соискатели, но теперь это инкубатор универсальных кадров. Мы проводим с кандидатами скайп-собеседования, собираем их на обучающие вебинары, тестируем, подключаем к деловой игре.
Это помогает нам отсеивать людей, неспособных общаться, рассеянных и тех, кто хочет проработать только месяц, «попробовав себя».
В конце обучения составляется рейтинг. Кто в него вошел, уже обладает необходимыми для ментора знаниями и качествами. Но вакансий не так много, и на работу попадают только лучшие из потока.
С какими проблемами сталкиваемся
У менторов случаются факапы. Например, это медленный или неполный ответ ученику: школьник попросил объяснить пункт из домашнего задания, а ему вечером следующего дня отвечают: «Не знаю, погугли».
Это неприемлемо. Для менторов действуют строгие правила: отвечать на вопрос в течение восьми часов так, чтобы проблему решить. Оперативность и качество ответов проверяет старший ментор.
Раньше была система штрафов, но мы от нее отказались. Получился прайс-лист косяков, который не выполнял задачу: предотвращать халатное отношение к детям. И тогда мы ввели игровую систему, сходную с той, что работает для учеников.
У каждого ментора четыре ❤️, истратив которые он теряет работу. Один косяк — одно сердечко. Со временем жизни восстанавливаются, так что случайные, но некритичные ошибки не ставят на сотруднике крест.
Главная проблема с менторами в том, что они студенты. У них сессии, вечная нехватка времени, перегорание, неуверенность в себе. Мы об этом помним и стараемся помочь. А еще есть «кнопка SOS», с помощью которой ментора на пару дней подменяет другой человек.
Сколько платим менторам
Оклад зависит от числа учеников. Отдельная премия за школьников, которые продлили курс на месяц — поэтому менторы сами заинтересованы, чтобы ребятам было интересно учиться. Плюс надбавки за дополнительные активности: проведение видеовстреч, викторин, создание чек-листов. Чем лучше учится группа, тем больше получает ментор.
Средняя выплата за октябрь 2019-го — 9200 ₽. Максимальная — 25 700 ₽. Столько получил ментор, который ведет две успешные премиальные группы и помогает в отделе контента.
В день на работу уходит от часа в среднем до трех при полной загрузке. График свободный, воскресенье выходной.
Чтобы зарабатывать еще, можно развиваться вширь — то есть брать больше учеников, либо двигаться наверх — переходить на премиальные группы, стать старшим ментором. А еще брать дополнительные обязанности: например, помогать редакторам в составлении чек-листов или методистам — домашних заданий.
Вывод
Мы гордимся менторами и структурой, которую строим. Вчерашние клиенты, довольные нашей работой, становятся преданными и мотивированными сотрудниками. Им интересно передавать опыт нынешним школьникам, придумывать новые форматы, развивать собственные скиллы.
Есть трудности, которые подразумевает найм студентов. Но с этим можно работать: фильтровать кандидатов на входе, обучать, грамотно контролировать, мотивировать большими ответственностью и заработком, но при этом с пониманием относиться к форс-мажорам студенческой жизни.
Опытные менторы переходят в другие отделы компании: к редакторам, методистам или даже маркетологам. Главное, что эти люди понимают наш продукт изнутри и разделяют общую миссию.