Азбука вкуса. Взгляд Кот.Финанс
Разбираем, чем Азбука Вкуса лучше Пятерочки? И кто-сколько зарабатывает.
Всем привет, на связи Кот.Финанс, а это значит, что мы рассматриваем очередной интересный выпуск облигаций. Вообще, мы специализируемся на обзорах специфичных компаний (пивоварню Афанасий, Henderson, Sunlight, новосибирскую сеть кофеен Kuzina, производителей протезов Моторика, перевозчика АльфаДонТранс, и множество других. Среди более известных имен – Делимобиль, Мвидео, Сегежа, Контрол лизинг), но сегодня у нас особый гость – Азбука Вкуса, которая не нуждается в представлении.
Вы можете быть спонсором статей, или целой рубрики. За сотрудничеством - сюда.
О выпусках
У Азбуки Вкуса (ООО Городской супермаркет) 2 выпуска облигаций
· Оферта в июне 2024 года, текущая доходность 15,2%
· Оферта в марте 2025 года, текущая доходность 16,3%
О компании
Азбука Вкуса в представлении не нуждается, но небольшое интро мы сделаем.
Компания основана в 1997 году и входит в число крупнейших продуктовых сетей. До ТОП-10 далеко (выручка десятого 160 млрд., выручка АВ – 77), но несколько поглощений и все возможно. Компания втрое меньше Вкусвилл.
На сегодняшний день у компании >170 магазинов (Москва и Санкт-Петербург), 5 фабрик-кухонь, и онлайн.
О продукте
Изобилие – это то, что Азбука Вкуса всегда стремилась показать своему покупателю. Самое лучшее, самое свежее – все в Азбуке. Так казалось. На самом деле все так и есть, но большая часть ассортимента – та же продукция, в упаковке. Поэтому свое отличие АВ могла показать только в отделах со свежим мясом, рыбой, сыров, готовых блюд. И, может быть, в ассортименте вин.
Еще лет 10 назад, такой супермаркет мог вызвать восторг – все красиво, стильно, продуманно, чисто.
Времена меняются, и теперь подобный формат может предложить даже «Пятерочка». Сравните:
Разница все еще есть, но то, что весь продуктовый ритейл (кроме дискаунтеров) идет в сторону удобных и приятных магазинов – факт. И это должно создавать серьезные проблемы Азбуке.
Финансы
В качестве основы анализа, мы взяли РСБУ отчетность: она более оперативная, и уже есть данные за 9 месяцев. Основные отличия РСБУ и МСФО в данном случае в районе признания типа расходов, поэтому сильное влияние – только на чистую прибыль: в РСБУ убыток, в МСФО прибыль. Поэтому мы будем ориентироваться на операционные цифры.
Выручка растет в пределах инфляции, о каком-то значимом росте говорить не приходится.
Валовая рентабельность показывает, что средняя наценка на товары – около 90-100%. При этом, весь лоск (аренда в проходных местах, большое количество приветливого персонала) съедает всю прибыль.
Даже на уровне списаний скоропортящейся продукции – 4-5% от выручки (или 8-10% от закупочных цен). Это очень дорого!
Сравните с показателями X5: у последней более динамичный рост выручки, двузначный рост сопоставимых продаж (like for like), но вдвое меньше валовая маржа. Т.е. в ущерб ассортименту и наценке – Х5 делает большую оборачиваемость и в итоге, больше зарабатывает. При этом, новый формат магазинов (в Москве и Питере) уже не много уступает Азбуке.
Баланс состоит из арендных обязательств и прав на нее. Если мы это отбросим (это требование стандарта), получится, что в активе запасы на полках (вместе с полками и холодильным оборудованием) и авансы поставщикам (предоплата за фрукты и свежую продукцию), в пассиве – долг отсрочка поставщиков (продукция в коробках).
Долг не большой, проблема в том, что АВ мало зарабатывает.
Риски
- Конкурентный рынок, очень сильные игроки (Х5, Магнит, Лента)
- Эволюция формата, что даже новая Пятерочка стремится быть похожей на Азбуку в части чистоты, красоты, удобства (видели кофемашины, свежую выпечку в Пятерочках?)
- Нишевый сегмент, которому уже сложно расти. Экономическая обстановка не способствует росту выручки или цен, а высокая аренда съедает всю операционную прибыль.
Преимущества
- Лучший ассортимент: рыба, мясо – все свежайшее, вино – лучший ассортимент. Но и тут: наступает на пятки «Вкуссвилл», а по алкоголю – много профильных винотек
- Хорошая доходность (16,3%). Помните, что Х5 размещается под 13,1%?
Вывод
Интересная, крупная компания с небольшим долгом и интересной доходностью (16,3%) на горизонте 1,5 лет. В перспективе, компанию выкупит кто-то из крупных игроков (Яндекс? Х5? Лента?), но компания спокойно справляется с обслуживанием долга. На помощь в погашении придет рефинансирование – общий долг низкий.
Для нас выпуск на грани комфорта по ставке. Его можно включить для диверсификации, но доходность выше сейчас дают более понятные нам лизинговые компании. А риск мы берем в строительных компаниях и проблемных (Сегежа, М.Видео).
---
---
Кот.Финанс: каждый день - интересное из мира финансов. Каждую неделю разбор новых компаний!
ты либо не был в азбуке, либо не был в пятерочке))) ну и главное там не ассортимент, а контингент;)
Там можно завязать полезные контакты?
Как коренной масквич, проводящий в этих магазинах половину жизни рассматривая чего бы хапнуть по акции смело заявляю следующее
Евроспар: встает с колен, очень достойная кулинария если вы совсем безрукий, хороший выбор, есть на что поглазеть, а че самое главное, там дешего, уровень пятерочки при подходе типо перекрестка (красиво, аккуратно, без понтов присущих азбуке)
Лента: оверпрайс, говно, Там что-то с 18-19г случилось и там плохо, дорого, очень дорого, хотя раньше это была заявка на рашн волмарт (когда Ашан загнулся)
Магнолия: говно, очень дорого, в самоделе просрок 90%, молочка просрок почти все, вывод на основании 5 магазинов на районе, азеры на кассах, цены как в Штатах (еще раз упрекну) ассортимент - говно
Ашан - rest in peace
Глобус (не который гурме✝️) не был, говорят ахуенно
Азбука - когда мы со всеми дружили был интересный ассортимент, теперь же я должен покупать селедку под шубой по 380р/100гр - сельд золотая видимо, так что в нынешних реалиях им бы не обанкротиться, ибо ассортимент = пятерочка, максимум найдете макароны итальянские по 400р упаковка при закупке в 0,5-0,7 евро (говорю как человек который это покупает вам в ваших европах, чтобы тут мажоры не удавились есть Макфу)
Че еще рассказать, сынули
P.s Пятера движется в нужно направлении, очень приятно купить хлеб курицу и молоко (то что каждый день понял да) когда все светло и чистенько и не эти жирные злые тетки на кассах, а робокассы, они всегда добры вежливы и от них не несет потом и перегаром (передаю привет без 5 минут банкроту дикси)
Комментарий недоступен
Классный коммент обзор, спасибо
Вкусвилл как вам?
Глобус (не который гурме✝️) не был.
А вот стоит посетить. Рекомендую тот, что на Новой Риге.
Кстати, у них доставка есть и скидосы постоянно пушат.
А что с Ашаном? Неужели только RIP?
Про кулинарию в азбуке: очень достойная за вполне адекватные деньги + ещё есть 40% дисконт на кулинарию, срок годности которой истекает сегодня - можно собрать суп-салат-горячее за условно 400-500₽
С пятёркой сравнивать АВ такое себе), с Лентой еще можно, но с пятёркой точно нет.
С перекрестком наверное правильнее. Лента - полноценный гипер, даже фотки пока смотрел - разные прям
понравилось сравнение с пятерочкой, потому что люди там бывают чаще и оставляют больше денег, но ассортимент в азбуке выше, не по коробкам, а именно по тому, что нельзя найти в 5ке
а что нельзя найти в .... окей... Что нельзя найти в Перекрестке?
Может когда-то разрастётся сеть магазинов Табрис (из Краснодарского Края) и составит конкуренцию. Направление похоже как раз на АВ и ВВ
Выглядит интересно
Дополню про маркетинговый анализ Азбуки:
Х5, Магнит, ВкусВилл, - это "магазин у дома" (КиБ стремится в этом же направлении).
АВ - другой формат в принципе, плюс у них есть под формат "daily".
И хотя средний покупатель ходит в 3-4 магазина, ядро аудитории АВ - все же другой контингент.
Ключевой вопрос - перспективы и тут палка о двух концах.
С одной стороны - я вижу, что продуктовый рынок FMCG растет (по Нильсону и офф-тейкам) и растет он в первую очередь в натуральном выражении (в рублях тоже, но и в кг/шт проданной продукции).
Но растут региональные рынки и только там, где развит ВПК, а динамика в таких регионах превосходит показатели обеих столицы в ~ 2 раза.
В сухом остатке:
1. Конкуренция конечно есть, но больше со стороны ВкусВилл
2. Перспективы (те уверенность) на горизонте ~ 2 лет уверенные
Внятные планы о развитии АВ на глаза не попадались (но и не искал).
Если у кого-то есть данные ОФД в части динамики количества чеков - будет здорово, если сможете показать :)
Спасибо ха развернутый комментарий по существу. Чеков не нашел, вот как они позиционируют себя в сравнении с конкурентами
Пишут, что у Перекрестка и других ассортимент хуже. Возомжно, сравнивают по количеству SKU
"ядро аудитории АВ - все же другой контингент."
И этот контингент они собирали годами и он не будет ходить в Пятёрочку. На крайняк, по-быстрому, по пути куда-то в Пятёрочку сгонять водилу за водой, если вода, вдруг, закончилась в машине.
Статья крутая!
Кот, хороший 🐈⬛ 👋☺️
Спасибо
Комментарий удален модератором
Мой совет: продавайте собак
В азбуке вкуса действительно выбор отличный и всегда качественный
В азбуке те же пятерочкинские продукты, только по оверпрайсу
Все что в упаковке да, а на развес, СТМ, свежее - много разного
Комментарий недоступен
В азбуке отличный дорогой товар, поэтому пенсионеры идут в пятерочку и оставляют там свои кровно полученные пенсии. Молодое поколение предпочитает доставку. Не все конечно, но многие.
Доставкой азбуки пользовались? Ассортимент там вроде тот же что и в магазинах
Если смотреть общую тенденцию и инвестиции крупных игроков, то упор идёт на лютых дискаунтеров типо светофора и чижика. Премиум сегмент будет существовать, но скорее сокращаться, если не будут расширять сеть и доставку.
Не скажите: Москва и Питер в сегменте выше среднего чувствуют себя хорошо, а у азбуки только два этих города
Другое дело, что тот же Перекреток может предложить почти все то же что азбука
Комментарий недоступен
Окей, Перекресток тоже?
Я понимаю, что тут видимо 74 раза написали уже, но в СПб кроме Азбуки вообще нет вариантов купить нормальные продукты. Отличное фермерское мясо, вкусные овощи, малина и прочее - это если что детям ) Надеюсь их не постигнет судьба глобуса гурмэ - храни их всевышний )))
Вкусвилл мне кажется вполне можно, перекресток - тоже. Во всяком случае во в проке в доставке
спасибо за обзор. Только 16,3 и 15,2 - это у нее не текущая, а эффективная доха
Согласен, всегда ориентируюсь на эффективную. Спасибо за корректировку
В моем портфеле Азбука в размещения. Брала по знакомости бренда, в отчетность не лазила
Что за портфель? Кожаный? Брали на авто? Посоветуйте проверенного продавца.
нахой эта инфа нужна?
ведь азбука - это непубличная компания и на бирже её нет
нельзя закотлетить с плечом
облигации