{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как сейчас начать зарабатывать на разработке не только рубли, не будучи при этом айтишником, и не разориться?

Вы знаете? Я нет. Поэтому и пишу эту статью — узнать мнение комьюнити.

VC всегда был для меня площадкой, где я могу прочитать полезный авторский контент, узнать что-то новое. В 2006-2009 году я узнавал бизнес через журнал «Секрет Фирмы», потом — «Бизнес-секреты с Олегом Тиньковым», и вот последние годы это VC. Не хочу ни на что жаловаться или обсуждать спец операцию, хочу рассказать про свой опыт и узнать совет.

Я Александр Долгов, предприниматель, владелец нескольких франшизных сетей. Подробней обо мне можно прочитать тут.

Хочу подсветить тему, актуальную многим предпринимателям — мобильная разработка. И разработка вообще. Мы с командой занимаемся этим полтора года, и если честно, прилично за*бались. Мы — не IT-компания, учимся делать все сами, быстро и недорого. Наблюдая за рынком сейчас, понимаю, что хочется научиться получать не только рублевую выручку и делать то, что в перспективе можно продавать не только на российском рынке.

В этой статье я поделюсь нашим опытом создания приложения, покажу, какие проблемы с точки зрения бизнеса я вижу, расскажу, как их решаем

В позапрошлом ноябре я писал статью на vc о нашем производстве рециркуляторов и получил много дельных советов от бизнес-комьюнити. Что с ними сейчас? А ничего, коронавирус отменили, и устройства никому не нужны. Сейчас мой запрос такой же — нужно экспертное мнение о нашей истории от тех, кто сталкивался с разработкой и кто выводил продукты на зарубежный рынок. В конце статьи я задаю ключевые вопросы.

Кто мы и как связаны с разработкой?

Разработкой мы начали заниматься в начале 2021 года. У нас есть проекты в общепите — сеть из 220 закусочных «ЧебурекМи» и доставка шашлыка Magma Food, для них мы сделали мобильные приложения и сейчас их развиваем.

Еще один продукт — платформа для обучения персонала франшизных сетей, крутой инструмент, которого не хватает рынку. Мы делали его для общепита и предпринимателей, которые работали на Poster.

Poster — POS-система, которая автоматизирует работу кафе, бара, ресторана или магазина. Система автоматизации состоит из фронт-офиса — приложения для работников зала и бэк-офиса — административной панели для менеджеров и собственников. Также для собственников есть специальное приложение, где в реальном времени отображаются основные отчеты: выручка, прибыль, количество чеков, среднее время обслуживания и так далее.

Но все пошло не по плану. Poster больше нет в России. Они обслуживали более 10 000 заведений в России, 200 из которых — наши точки ЧебурекМи. Мы дружили и работали с ними год.

Наступает 28 февраля. 8 вечера. Мы переписываемся с сотрудниками московского офиса Poster, говорят: все будет нормально, точно не уходим. Этой же ночью их уволили без сохранения зарплаты.

На следующий день в 14:00 нам отрубили доступ, через час уведомили об этом в ТГ.

Уход Poster подсветил проблему: в России нет собственных конкурентных решений, и когда мировой IT-рынок для нас закрылся, мы остались по факту ни с чем. 70% российских систем работают на Windows терминалах. Фактически, это Windows приложения. Получается, если ты покупал планшет на андроиде, то больше половины систем тебе просто недоступны.

С Poster было просто: берешь любой планшет на том же андроиде, подключаешь любую кассу, и все работает. В начале февраля это стоило порядка 30 000 — 40 000 рублей, с POS-терминалами на Винде сейчас это выходит под 100 000 рублей.

Сейчас мы всерьез задумались, как начать продавать свой софт зарубеж. Изучили западный рынок, провели большой анализ:

Наглядный пример формата, в котором хотим работать — FlipDish. Это стартап для ресторанов, сайт и мобильное приложение под одним брендом, на стандартной технологии. Заказы уходят автоматически на кухню и в курьерские службы. Комиссия за заказ — 7%.

FlipDish уже вышел на американский и основные европейские рынки. Почему мы тоже этого хотим? Зачем нам это?

В прошлый раз, когда скакнул курс доллара, я принял решение уехать в Китай, открывать бизнес и получать валютную выручку. В Китае продавать китайцам, а не возить в Россию айфоны. Мы запустили закусочную, которую хотели масштабировать по всей стране.

Это не первый мой опыт — с разработкой и внедрением я уже сталкивался трижды в жизни.

В теме заказа разработки у меня есть некий бэкграунд бизнес-заказчика. Я понимаю, что мне нужно и трезво смотрю на процессы.

Я работал в трех крупных компаниях: это крупнейший производитель бутилированной воды в России — компания «Чистая вода», которая продалась «Святому источнику», это компания 2Гис и новосибирское агентство недвижимости ЦАН на 600 риэлторов.

1. В Чистой воде мы решили внедрить SAP, и это длилось ДВА С половиной ГОДА. Так и не заработало. Постоянно что-то шло не так. У нас был принцип тройного учета: мы что-то еще делали в старой базе, видимую картинку работы создавали в SAP, а реальный отчет, который я сдавал директору, был только в экселе. Тогда еще Google Sheets активно не использовались, поэтому у нас была тупо табличка в эксель, которую пересылали по почте. В итоге мы почему-то решили вообще не говорить, что sap не работает — было стыдно признаться собственнику, что он потратил примерно 60 лямов на разработку, нихрена не заработал, а мы до сих пор все делаем в экселе.

В остальном что-то постоянно сбоило. Как щас помню: нужно перевести полную фуру воды из одного города в другой, а система дает лаг — перевезти можно только воду, без бутылок. Смешно, но в реальности это создавало кучу проблем. У тебя была на складе вода, бутылка, этикетка, и все это — разные товары. Почему из этого нельзя было создать единый товар, я так и не понял.

А еще меня всегда поражало, что вместо нормальной номенклатуры — слова «вода», например, использовались коды, и чтобы найти воду на складе, приходилось вбивать 12 цифр, а не 4 буквы.

На вопрос — почему такой у*банский интерфейс и ниче не понятно, разработчики отвечали, что работает обратная совместимость — мы поддерживаем те платформы, что вышли с 2001 года. На дворе шел 2012-й.

2. После этого я пришел в 2Гис. Мы меняли самописную CRM-ку. Ее поддерживала толпа народа, постоянно какие-то вещи дорабатывались и менялись. Решили переходить на Microsoft Dynamics. Весь год, что я там работал, этот процесс никак не могли доделать. Поменять срм-ку оказалось очень сложно. Это не вопрос одного дня. Чем все закончилось — не знаю, из 2гиса я ушел.

3. Мое последнее место работы в найме — это Центральное агентство недвижимости. Я туда пришел после того, как уже строил отдел продаж франшиз на базе amo-crm. Пришел с пониманием, что нужна срм-ка. Это условие было написано и в оффере. Но, как выяснилось, лучшая срм-ка для риэлтора — это его ежедневник.

У нас была 1С, которая напоминала старую дачу — маленький домик с кучей каких-то пристроек. Постоянно все ломалось, отваливалось, зависало, менялась выгрузка, разработчики постоянно что-то допиливали. Любая задача, которую мы хотели получить, требовала разработки.

Мне дали специальный доступ к отчетам — их там было 40 штук, из которых актуальны — только 2. Зачем еще 38 я так и не понял. После моей работы отчетов стало 8 — уверен, они тоже легли на полку и ими никто не пользовался.

В общем мы начали искать срм-ку для риэлторов. В 2015-2016 году на рынке не было ничего.

Мы выбрали CRM от Terrasoft, подписали контракт, но… было чувство, что разработчики тупо не понимали, что нужно риэлторам.

Основа риэлторской работы — это выгрузка объявлений на источники, сбор заявок с источников и коммуникация как с покупателем квартиры, так и с продавцом. В сделке всегда есть два участника — тот, кто покупает и тот, кто продает, и по ним нужно вести отдельные воронки. А все срм-ки были рассчитаны только для работы с новостройками, где у тебя один продавец, а клиент всегда разный.

Риэлтору нужно вести диалог одновременно с двумя сторонами сделки, и осуществить это ни одна система не могла. Не знаю, может ли сейчас. Если работаете в недвижке и знаете, как сейчас обстоят дела, черканите в комментариях.

Мы занимались этим полтора года, стоимость внедрением была в 2 раза выше стоимости лицензии. Лицензия уже тогда стоила больше 500 рублей на одного риэлтора — дальше можете посчитать сами.

Все, что нам нужно было — не терять заказы, перезванивать клиентам вовремя и контролировать, звонят ли люди риэлторам.

Когда я уходил из ЦАН, ничего так бл*ть и не внедрили. 600 риэлторов продолжали гонять с ежедневниками.

На этом с наймом история закончилась, с разработкой — продолжилась.

Мой первый бизнес появился не так давно — в начале 2018 года мы запустили проект Laser Love. Тогда все делали сайты на «Битрикс24», а мы уже начали использовать принцип зеро-кодинга и делали сайты (более 250 штук под каждую студию) на тильде — простом и понятном конструкторе. И в дальнейшем для всех своих проектов, а их уже больше шести, использовали сайты на тильде, и это оказалось верным решением — дешевым и эффективным. Плюс — мы сами себе настраивали амо-срм, потому что не видим в этом ничего сложного, подключили телефонию, интеграции с сайтами, виджеты, все работает.

Сейчас у меня есть два крупных франшизных проекта в общепите — сеть «ЧебурекМи» на 220 открытых точек + более 80 в стадии открытия, и сеть по доставке шашлыка Magma food. Для этих проектов мы и начали пилить приложения.

Резонный вопрос: зачем нам вообще свое приложение

Для меня было шоком, что в ресторанном бизнесе никто не занимается оцифровкой клиента. В заведениях не принято оставлять номера телефонов, и выходит, что человек пришел инкогнито — поел инкогнито — ушел инкогнито.

Мы проанализировали все крупнейшие системы учета ресторанов — нигде в базе нет модуля CRM, чтобы оцифровывать клиентский поток. Те же «Додо» поняли это очень давно и вкладывают сотни миллионов рублей в свою систему и приложения.

Ценность клиента сейчас колоссальная: инструментов для привлечения и удержания становится все меньше, и работающий способ «дотянуться» до человека — попасть в его телефон. Мы проводим в смартфонах очень много времени:

Вы спросите: ребята, а как же агрегаторы? У них же такая динамика роста, такое число пользователей. Но.

  1. За этот рост, откровенно, платим мы, причем 35%. А что по средней рентабельности бизнеса? Например, у то же «Додо Пицца», как они заявляют — 17%.

  2. За то, чтобы выставляться на агрегаторах, ты доплачиваешь. Здесь огромная конкуренция, и просто так разместиться нельзя. Надо рекламироваться, постоянно давать акции, чтобы попадать в ТОП. Это как выйти на Вайлдбериз в 2022 без рекламы и ждать, что у тебя купят. Не купят. Нужно уметь продвигаться внутри этого маркетплейса.

Получается: ты честно отдаешь свой% с заказа и еще доплачиваешь за рекламу. Хочешь зарабатывать на агрегаторах? Делай низкое качество продукта с высокой ценой, либо клади еды поменьше, продавай подороже. Но это бизнес не в долгосрок.

Единственный адекватный выход — свои прямые заказы, а значит — мобильное приложение.

Чтобы его сделать, есть 3 варианта:

1. Агентство

Вы вообще видели, сколько это стоит? Мы обратились к профессиональному агентству, когда я еще работал в ЦАН — под наш запрос они назвали сумму 250 000 долларов.

В чем суть агентского бизнеса? Это нанять спецов подешевле и продать их час подороже. Наверное, есть и более приятные варианты, но ты узнаешь об этом только через годы работы.

Я как-то делал сайт на Битриксе с ребятами-разработчиками, и мы делали его год. Вот он — 20x80.com. На эту тему в голову приходит старый анекдот.

Старый юрист еврей на смертном одре передает своему сыну дела. Тот возвращается и говорит: Папа, я за 3 дня закончил все дела, которыми ты три года занимался. Отец в ответ: сынок, ты идиот, мы могли еще три года с них кормиться.

Так и в разработке. Ты описываешь требования, а потом выясняется, что их нельзя реализовать или они не ложатся на твои бизнес-процессы. Начинаешь заново. И так ходишь по кругу и постоянно тратишь бабки. Чек на инвестиции вырастает в разы.

В чем еще я вижу минус?

Компании, которые делают продукт на этом рынке, как правило, не имеют своих ресторанов. Но чтобы сделать качественный и реально полезный продукт, нужно знать проблемы бизнеса изнутри и решать их с помощью приложения. Как это делают те, кто не в теме — постоянно кого-то опрашивают?

Мы занимаемся доставкой — мы понимаем проблемы в нише доставки. Логично, что наше приложение будет лучше.

2. Конструктор приложений

Для нас в конструкторах есть ряд ограничений. Мы франчайзинговая сеть, и у нас много запросов к распределению средств внутри приложения: в одном городе несколько партнеров, у них разное меню, может быть и разное ИП, поэтому оплату нужно делать так, чтобы она шла каждому конкретному клиенту.

Мы связались с кучей компаний — есть большой анализ, там 56 организаций:

Если кому-то нужно, пишите в телеграм @dolgovalexandr запрос, скину ссылку на таблицу.

Проанализировав компании-конструкторы, обнаружили две проблемы такого формата работы:

1) те, кто делает классное приложение, где плюс-минус все норм работает, берут% от заказа. Для одного заведения это терпимо, но если ты — франшиза, и берешь роялти, которое для партнеров по договору 3%, то платить еще от заказа 5% за приложение — очень странно, ни на чем не заработаешь.

Понятно, что не 100% заказов у нас идет через приложение, но все равно выгоды в этом решении мало.

2) Приложения с фиксированной оплатой не имеют нужных нам настроек. Мы уже работаем с тремя крупными вендорами, которые могут какой-то кастом под нас делать: это Yclients, Helloclient, amo-crm, раньше был Poster. И мы поняли, что правила такие: либо ты свои бизнес-процессы подстраиваешь под разработку, либо ждешь, что кто-то доработает разработку за тебя, либо платишь очень большие деньги за доработку решения.

Сейчас я думаю, может, и стоило выбрать вариант с конструктором, дружить с каким-нибудь подрядчиком? Но вообще непонятно, как его выбирать: на звонки из представителей никто толком не отвечает, каталогов никаких нет. Короче бл*ть — сложно.

3. Своя разработка

Я много общался с компанией Yclients — сервис онлайн-записи для бьюти-рынка. Говорят, что у них 200 программистов. Куда? Мы с тремя справиться не можем.

Еще общаюсь с тремя представителями общепита — это Додо пицца, Сушкоф, Пицца-синица. С некоторыми записывал свой подкаст ТРУ бизнес СТОРИ, где общался о рынке. Я видел, как у них строится команда разработки. Они это делают уже 10 и более лет и все отмечают, что это очень сложно. Чуваки целый софт разрабатывают. Мне это неблизко. Я понимаю, что это все — годы и миллионы рублей.

Куча народа мне рассказывает, что разработчиков не найти, что это очень дорого.

И бл*ть они правы! Начинаешь собирать команду, смотришь вакансии на HH. ru — пи*здпец.

Сейчас половина вакансий на поисковой странице — в долларах. От 1500 USD, максимальный ценник — 5000 — 6000 USD. А насколько российским компания окей платить разработчикам в долларах? Как из-за этого поменяется рынок? Кто знает — пишите в комментариях, интересно обсудить.

Я делал запрос на просчет работы команды. Вот ценник, который мне озвучили:

В итоге разработкой занимаемся сами, объединились с командой разработчиков. Работают хорошие ребята, которым мы платим хорошую зарплату и они делают хороший продукт. Но все равно есть проблемы.

Процесс разработки идет с прошлого лета. Мы не эксперты, мы просто учимся делать это недорого.

И если честно, то мы за*бались.

А вообще, за*баться с разработкой — это нормально, да?

Разработка = десятки миллионов рублей, куча часов, постоянные потери. Чувство, что автоматизация вместо того, чтобы помогать зарабатывать деньги и облегчить жизнь, становится причиной для конфликтов, кучи рабочих встреч и разговоров. Мне одному кажется, что все это как-то странно — тратить на это столько времени и денег?

Какие проблемы я вижу в разработке как предприниматель

Чувство, что это замкнутый круг. Ты понимаешь, что без приложения никак. Но писать на заказ свое приложение — дорого. Делать самому — тоже дорого и геморно.

Я открываю телефон и понимаю, что каждый день обновляется по 15-20 приложений. Значит, там что-то меняется. Мы за полгода выпустили обновления более 30 раз. На что? Да на все подряд. Например, вдруг поняли, что не поставили пиксель для отслеживания рекламной кампании. И только с 3-го апгрейда получилось поставить нужный.

Я постоянно слышу истории: год что-то делали, «пилили» и ниче не получилось. Так бывает. Я вижу миллионные бюджеты, которые спускают другие компании, заказывая приложение. Например, я недавно узнал, как кто-то очень долго разрабатывал приложение МТС. музыка. Что бл*ть? Зачем?

Мы подружились с ребятами, которые делают Пачку. У них больше 20 разработчиков, и им постоянно есть, что делать. В разработке ты никак не можешь знать весь фронт — постоянно что-то меняется, кто-то обновляет правила, и ты должен этому соответствовать.

А еще меня удивляет, что когда ты делаешь разработку, тебя постоянно сравнивают с кем-то. «Смотри, как у Яндекс. еды удобно сделано». Люди легко вешают ярлыки: «У вас мобилка? Так это же просто, че сделать-то не можете?»

А все это нифига не просто. Каждая задача — это куча интеграций, синхронизаций.

Возможно, мы вообще все делаем неправильно. Как делать, когда ты большая компания, у которой много денег — я понимаю. Большую команду разработчиков мы наращивать не можем. Сейчас это минимум лям в месяц минимум сейчас, а еще — налоги на ФОТ, ДМС и прочие плюшки. Теперь представьте, сколько точек нам нужно открыть, чтобы тупо содержать команду разработки.

Вместо вывода — попрошу совета

У нас есть свои приложения, которые мы можем предложить общепиту. Они интегрируются с IIKO, сейчас доделываем интеграцию с «Мой Кассир». Но уход Poster с рынка показывает, что нужно писать свой БЭК. А это еще миллионы рублей инвестиций.

Если мы не будем продавать это решение сторонним компаниям, шансов окупить все это лично у меня нет. Только привлечение инвестиций и большая разработка.

Насколько это сейчас реально? И сколько потребуется денег? И если делать для России, тот почему сразу не выходить за границы российского рынка? Получать от международных продаж долю выручки, пусть и незначительную.

Еще есть мысль сосредоточиться только на рынке кофеен. Тот же Poster говорил, что 70% их клиентов — кофейни.

В чем наша идея? Дать решение для маркетинга и возвращаемости клиентов под ключ.

Какие в этой нише есть проблемы:

1. Низкий чек

2. Соответственно, нужна высокая проходимость. Как ее получить: либо иметь топовую локацию, либо — сильный бренд, либо — вливать кучу денег в маркетинг.

Есть еще один путь: увеличивать возвращаемость клиентов. Кофейням это жизненно важно.

Этот путь выбрал стартап от Dodo Brands — «Дринкит». И еще ребята из Риги Сofyz. Загвоздка в том, что все они хотят развивать свои кофейни со своим софтом под своим брендом. А для рынка?

Наша идея продукта:

1. Приложение для кофейни, увеличивающее возвращаемость клиентов

2. Аналог Poster, но под бизнес-процессы кофейного рынка

Плюсы:

1. Предзаказ без очереди

2. Программа лояльности, абонементы на кофе, шестой кофе в подарок

3. Учет привычек пользователя, кнопка «Мне как обычно», сиропы, молоко, зерно и прочее.

4. Умные уведомления в зависимости от контекста

5. Обратная связь: если клиент оставит плохой отзыв, приложение поможет вернуть его обратно

Очень хочется получить дельных советов и рекомендаций. Возможно, кто-то планирует писать такой софт или уже пишет. Может, кто-то хотел инвестировать в разработку. Буду рад любым комментариям и обратной связи.

Мой телеграм-канал, где пишу о том, что происходит в моем бизнесе и о том, что мы делаем сейчас — https://t. me/StoryTrueBuisness

Личный Телеграм для связи — https://t. me/dolgovalexandr

0
36 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Стаханов

Александр, приветствую! На запрос поделится мыслями: от лица "Мой Кассир" хочу сказать, что мы в своей жизни писали 5 касс. 1). В далеком 2016-м году мы делали кассовое решение для одной крупной сети пекарен. 2). Потом, победив в Стартап Сабантуе написали свое отдельное кассовое решение, так называемый "Мой Кассир 1" и продавали его на рынок. 3). Потом у нас случился крупный заказчик из ТОП-5 производителей онлайн касс и мы также отработали контракт 4). Потом был заказ также от первого же заказчика о второй версии приложения. И в том подходе мы пробовали привлекать аутсорсеров - очень печальный опыт. 5). И в 2020-м году мы начали писать ту версию Моего Кассира которая видна сейчас. Это действительная шикарная возможность каждый раз писать все с самого начала и переписывать - любимая забава программистов. Но с каждым годом мы по разному смотрели на сам формат зарабатывания на софте. Когда-то была мысль, что можно найти несколько интересных фишек и клиенты прибегут. Это быстро ушло. Потом была иллюзия что достаточно выбрать сегмент и стать там лучшими. Это заблуждение тоже ушло. Сейчас мы выстраиваем то что вообще не любили когда начинали - бизнес процессы каждого отдела, регламенты, аттестации, контроль стандартов работы - начиная от техподдержки, заканчивая отделом продаж и отделом внедрения. В каждой стране СНГ абсолютно свои особенности, а в Европе мы столкнулись с феноменально непривычными отчетами по налогам, где все чеки продаж за месяц надо размещать на листах А4. И если раньше мне нравилось участвовать в написании кода, потом я был уверен что я лучше всех понимаю что хочет клиент и пишу лучшие ТЗ, то сейчас я пытаюсь скальпировать процессы loyverse или lightspeed. Подводя итог, хочу сказать, что я восхищен тем, как вы развиваетесь и как работаете. Но, возможно, сохранить динамику в том что вы делаете сейчас и преуспеть в IT разработке одновременно будет слишком тяжело. Партнерства и кооперации - прекрасный путь!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Долгов
Автор

Спасибо за отличный комментарий
За этим я и пришёл сюда. Очень ценно!

Ответить
Развернуть ветку
Иван Дубышкин

Как бэкендер могу сказать, что успех проекта процентов на 50 зависит от менеджера/руководителя проекта. Если он знает куда идти, умеет декомпозировать задачи, ставить их понятным языком и контролировать выполнение, то будет результат. Я всего пару таких встречал.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Степанов

ФОТ, приведенный на скриншоте выглядит более чем скромным. Или вы действительно считаете, что толковые ребята будут работать за меньшие деньги? Максимум, что вы получите это джунов-студентов, которые у вас за пол года прокачают скил и уйдут на работу получше. А вы потратитесь на текучку и изначально корявую архитектуру от человека без опыта.
Хотелось бы увидеть такой скриншот с ФОТ вашей команды. Из оптимизаций, я бы реакт сменил на флаттер, оставив в команде только Mobile Frontend, Mobile Flutter, Backend и Project Manager. Это главный костяк и минимум, который должен быть в команде.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Petrenkov

Вероятно вы имели в виду Web Frontend и Mobile Flutter?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Степанов

Если речь идёт только о разработке приложения, то для веба достаточно будет базовую админку написать, с самым примитивным дизайном, чтобы просто мониторить ситуацию, с этим справится тот же backend разработчик. А уже для самого приложения, нужен полноценный мобильный Frontend, который грамотно построит UI/UX. Либо сам разраб на Flutter должен быть очень крутым, что собрать приложение по всем канонам юзабилити и еще прекрасно разбираться в построении самой логики.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Petrenkov

Подождите, я всё ещё не понял: если мобильное приложение пишется на флаттере, то зачем там фронтендер (под этой профессией подразумевается разработчик на HTML/CSS/JS)? Или вы имеете в виду дизайнера?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Степанов

Да, вы правы, тут под фронтендом скорее подразумевается та часть, которую видит конечный потребитель продукта. Поэтому в контексте мобильной разработки можем называть такого специалиста UI/UX дизайнером.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Petrenkov

Что значит "можем"? Он или UI/UX Designer, то есть рисует в Скетче/Фигме/XD/etc.. макеты интерфейса, или Flutter Developer, который реализует эти макеты на Flutter и пишет логику приложения.

Ответить
Развернуть ветку
Julia Medvedeva

Бек админки не пишет

Ответить
Развернуть ветку
Александр Долгов
Автор

Грустно а за сколько будут работать нормальные ребята ? И каким образом окупать такую разработку на начальном этапе?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Степанов

С учетом новых реалий и нового курса нужно рассчитывать только на тех IT-специалистов, которые по каким-либо веским причинам не могут работать на заграницу, так как там уровень зарплат вне конкуренции с российскими и все, кто могли, уже зацепились там. А значит конкуренция на такого IT-специалиста в России, который готов работать по сниженному рейту, очень высока. Поэтому я бы отталкивался от месячного бюджета минимум 1 млн. рублей на команду из 4 человек. Для получения первого MVP, с которого можно начинать деятельность понадобится от 3 до 6 месяцев работы, в зависимости от сложности задачи, потом еще время на раскачку проекта и выхода в прибыль. Поэтому в идеале нужно располагать бюджетом на год работы всей команды разработки и остальных продажников. Если за год работы не успеете выйти хотябы в 0 по ежемесячным расходам, то наверное дальше нет смысла влезать в долги.
Один из вариантов потянуть весь процесс - это инвестиции еще на ранней стадии. Другой вариант раздать доли разработчикам, чтобы снизить основной расход и платить им меньше. В той же Америке не найдете успешного стартапа, где, как минимум, у главного разработчика нет доли, так как это основная статья расходов и без заинтересованного разработчика любой технологический стартап обречен на провал.

Ответить
Развернуть ветку
Julia Medvedeva

Инвестора найти. Единичка в год раньше было и бюджет не только на фот идёт. Вы ещё покупку/аренду серверов не считаете, администрирование и тех поддержку. Надеюсь хотя бы в минцифре зарегистрировали и налоги платите как it компания?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Долгов
Автор

Пишу как есть:-)

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Сурнина

А сколько в итоге потратили на разработку приложения?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Долгов
Автор

Я думаю уже 5+ млн рублей

Ответить
Развернуть ветку
Plekhanov Roman

Слишком общо. Цифры, динамика, факапы — это покажете?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Долгов
Автор

Видимо нужно писать ещё одну статью

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Васин

Фастфуд есть в каждой точке мира. Доработки, если и будут, то только для фискализации.
Poster нужно брать за основу и хантить от туда фронта, либо кого рядом. Накормить, напоить и выведать основы.
Это не честные методы, но действенно.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Долгов
Автор

Согласен

Ответить
Развернуть ветку
Накосика Сукасена

Фронт никому не нужен — это кнопочки, формы и картиночки. Ханти беков. Бекенд - сердце всего.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Непомнящих

Делать можно по-разному.
Если четко понимать что есть необходимый минимум (и по функционалу и по техническим требованиям) и как его достичь (технологически, архитектурно) то внедрить первую версию и начать получать выгоду можно в весьма короткие сроки и бюджеты.

А если заниматься перфекционизмом на старте, то да, миллионы и годы...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Долгов
Автор

Ага

Ответить
Развернуть ветку
k54

Обычно заголовок - это ответ (вывод) на то что ты читаешь.
У вас заголовок не подходит наполнению статьи.

Описаны ваши боли, рассуждения, вопросы, вывод какой ? Подписаться на телеграмм?

То что вы пытаетесь что то сделать новое это круто, респект! (Но тогда должна быть другая статья и другое наполнение - мы пытались мы делали мы сделали или не сделали) Извиняюсь за назойливость но заголовок не тот и статья не та, перебрасывает с прошлого в будущее без выводов и результатов.

Какой я понял вывод: все дорого но мы как то пытаемся своими силами сделать достойный продукт.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Долгов
Автор

Что-то да) не понятно получилось, будем переписывать.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Золотухина

Очень круто! Все по делу. Но замечу, что отзывы нужно отрабатывать максимально быстро, чтобы вернуть клиента.

Ответить
Развернуть ветку
Накосика Сукасена

В яндыксе бот максимально быстро отрабатывает. Кто-то из клиентов доволен результатом?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Миронов

У вашей проблемы есть решение, и называется она: "коллективный заказ на разработку".
По сути это формат "кооператива", финансирующего разработку продукта, который будет находиться в общей собственности. При этом возможен сценарий, когда новые члены этого "кооператива" при входе будут компенсировать пропорциональную долю вложенных инвестиций.
Самое сложно в этом сценарии - договориться с, по сути, вашими же конкурентами, с которыми вы должны вступить в этот "кооператив", и с которыми придется определять приоритеты разработки. А вот ИТ-шников в этой ситуации лучше не слушать: половина из них из жадности, а другая - от недостатка квалификации (совместить ваши общие хотелки и правда не легко - но возможно), будут рассказывать про то, что у вас все процессы разные, и что нет иного пути кроме как каждому заплатить по 100-200 тысяч долларов.
И тот факт, что этим вашим Poster-ом пользовались тысячи компаний (одинаковым ПО - тысячи "компаний с разными процессами"! нонсенс!!) подтверждает мое утверждение.
Так что мой вам совет:
1. соберите "кооператив" единомышленников
2. учредите отдельное юр.лицо (чисто для удобства коллективного владения)
3. загоните туда штат ваших действующих программистов
4. возьмите в качестве ТЗ одну фразу "сделать точную копию Poster-а"
5. формируйте бюджет и запускайте разработку
6. выгода (если наберёте хотя бы 2-3 единомышленников): вместо 200 тыс. платите за разработку 200 / 3 = 67 тыс. + имеете на руках готовый продукт, который можно продавать на запад.

И сказу отвечают про кастомизации под конкретный бизнес: у вас на руках будут "исходники", так что вы можете не беспокоиться заранее, что те 20% кастомизации, которые вам все таки понадобятся, вы не сможете реализовать. Современное ПО очень сложно написать так, чтобы в него не получилось вносить изменения (речь в первую очередь про инструменты разработки, а не про разработчиков... вот за ними лучше присматривать, ведь сложно - не значит не возможно ;) ).

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Аримов

Был такой опыт (негативный), даже если и удается как-то договориться на начальном этапе, жизнь меняется, у каждого участника возникает свое видение на ситуацию, свои хотелки и приоритеты и все разваливается. Не советую такой вариант развития.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Миронов

Позвольте поинтересоваться, а Вы в каком качестве выступали в том проекте, на который ссылаетесь?

Ответить
Развернуть ветку
Sergei

Посмотри проект vsem-edu.ru

У нас есть бэк, несколько фронтов. Начинаем товароучетку. Более 400 клиентов. Пиши, звони. Будем думать

Ответить
Развернуть ветку
Александр Долгов
Автор

Так это тоже надстройка над айко, эхх

Ответить
Развернуть ветку
Sergei

Почему так? Платформа может работать самостоятельно.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Погорелов

...

Ответить
Развернуть ветку
Localix dots

Скажу что довольно многое зависит от руководителя проекта. Если он сможет толково декомпозировать да и в целом понять задачу, то успех не за горами. Есть люди которые просто на зарплате и им плевать что там чего - они просто будут долбить сроками команду - таких не берите на борт. Ищите человека который будет вникать в проект и его процессы. + огромную роль играют аналитики. Довелось пообщаться с аналитиками из McKinsey, не реклама, но ребята умели вскрыть процессы компании так что сама компания до конца не понимала сам процесс, а они разобрали по полочкам за 2-е недели. Команду разработки собирайте не только по хард скилам, но и по софт скилам, токсичный потащит команду вниз, слишком заумные потратят много часов на вылизывание функционала который почти не играет роли в бизнес процессах, а важные вещи будут ждать очереди. Тестировщик одна из бестолковых штатных единиц - хотите чутка поджать ресурсов берите его в самую последнюю очередь когда вот прям приспичит. Скажем знаю когда целиком продукт для целого предприятия под бизнес процессы предприятия и его отрасли написал один человек без "лишнего" актерского состава. Внимание - за 1,5 месяца (правда внедрялось 4 мес). Так, чтобы вы поняли масштаб - это клиент-сервер приложение объединившее офис продаж, производство, менеджмент, склад, финансы. Не было допущено критических дефектов которые смогли бы повлиять на бизнес, только проблемы с орфографией местами.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
33 комментария
Раскрывать всегда