{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Учиться лучше на чужих: какие ошибки допустили предприниматели в кризис

Аналитический центр НАФИ спросил у предпринимателей, что они бы изменили в своей работе, если бы знали масштабы приближающихся трудностей ещё в начале весны 2020 года. Проблемы оказались похожие, и связаны они не только с деньгами. Сейчас обсудим)

1. Отсутствие подушки безопасности

26 % представителей МСП признали: финансовая подушка помогла бы смягчить удар от кризиса. К началу пандемии большинство предпринимателей не имели суммы «на черный день».

Финансовый резерв создают не для приумножения денег, а для безопасности: на случай форс-мажора на рынке или неправильного планирования. При этом большинство из тех, у кого есть финансовая подушка, признали: её хватит лишь на три месяца. Резерв на год стабильной работы имеют только 6 % предпринимателей.

Индекс финансовой грамотности россиян в среднем по стране составил около 12 баллов из 21, среди индивидуальных предпринимателей — 13 баллов, а среди юридических лиц — 13,5.

Сколько нужно денег, вопрос индивидуальный. Чтобы рассчитать размер необходимой вам финансовой подушки, эксперты советуют определить основной риск для вашего бизнеса. Это ситуация, когда вы лишаетесь главного канала получения выручки. Допустим, прибыль вам приносят один-два крупных заказчика. В кризис вы их лишаетесь. Оцените расходы, скажем, за два-три месяца, которые понадобятся на поиск новых клиентов.

А если ваш главный риск — взаимоотношения с арендодателем, представьте, что вы вынуждены искать новое помещение. Сколько потребуется денег на риелтора, грузовое такси, арендную плату минимум за месяц и залог? Исходя из расходов, составьте план формирования финансового резерва.

2. Развитие только в офлайне

Ошибка, которая многим стоила бизнеса, — низкий уровень цифровизации. Компании оказались не готовы к тому, что искать клиентов и решать операционные задачи придётся онлайн. Просто перевести команду на удалёнку недостаточно, нужно выстроить инфраструктуру, изучить интернет-маркетинг и перестроить многие процессы.

Высокий уровень цифровизации имеют всего 11 % компаний. Среди предприятий среднего бизнеса доля достигает 20 %, среди ИП — 10 %, среди микро и малых предприятий — 12-15 %.

Основной барьер для цифровизации бизнеса — нехватка средств, бюджетные ограничения. Особенно часто об этом говорят предприниматели из регионов. Ещё одна трудность — отсутствие планирования. Цифровизация — это процесс, в котором должны быть цели и задачи. Не стоит делать ставку лишь на программное обеспечение, нужны и организационные изменения. Инвестируйте в повышение квалификации сотрудников и общего уровня культуры киберзащиты.

Чтобы оценить уровень цифровизации своего бизнеса, ответьте на три вопроса:

  • Какие каналы передачи и хранения информации вы используете? Например: корпоративная почта, облачные решения, системы по автоматизации работы с клиентом. Чем больше вы приспособлены к жизни онлайн, тем больше шансов быстро оправиться от кризиса.
  • Какие технологии вы используете для развития компании? Контекстная реклама, продвижение бизнеса через социальные сети — все это дополнительные возможности для привлечения покупателей.
  • Как вы обеспечиваете информационную безопасность? Проверьте, готовы ли сотрудники противостоять фишинговым рассылкам, узнайте, какие инструменты кибербезопасности могут вам помочь.

«Компании, которые вовремя перешли на онлайн-торговлю и доставку, смогли компенсировать падение оборотов, а некоторые значительно увеличили прибыль за счёт использования такого канала», — говорит первый вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Павел Сигал. Он приводит в пример компании «Магнит», Х5 Retail Group (сети «Перекресток», «Пятерочка») и «Детский мир», которые активно развивают онлайн-продажи.

3. Недостаточная диверсификация

Диверсификация — изменение, внесение разнообразия, расширение ассортимента, переориентация на другие направления. В контексте бизнеса это поиск новых рынков сбыта, каналов продвижения или способов производства. Диверсификация важна всегда, а в кризис особенно — поскольку это возможность остаться на плаву, когда захлестнула волна обстоятельств.

Недостаточную диверсификацию своего бизнеса отметили 19 % предпринимателей. Они уверены: необходимо перепрофилировать свой бизнес, чтобы быть готовым к новому кризису.

Сеть книжных магазинов «Республика» не пережила пандемию и подала заявление о банкротстве. Однако владельцы компании намерены переформатировать бизнес и «развивать „Республику“ не как стандартный книжный магазин, а больше как форму социального клуба: добавятся кофе-пойнты, лектории и прочие интерактивные активности».

Больше возможностей для диверсификации, конечно, у корпораций. Во время самоизоляции каршеринг Яндекса находился в вынужденном простое. Однако на базе сервиса Яндекс.Такси компания активно развивала доставку еды по онлайн-заказам.

У малого бизнеса больше преимуществ в плане гибкости, за счёт чего можно быстро провести частичное перепрофилирование. Например, в пандемию многие магазины добавили в ассортимент защитные средства: маски, перчатки, антисептик.

4. Слабые партнёрские связи

В пандемию фирма «1С» предложила бесплатно воспользоваться пакетом решений «1С-Просто». Продукт оказался одним из самых востребованных, так как позволял быстро и nbsp;без посторонней помощи запустить интернет-магазин.

«Лаборатория карьеры Алёны Владимирской», которая занимается подбором сотрудников, снизила цены на свои услуги. «Мы нисколько не сомневаемся в устойчивости вашего бизнеса. Но сейчас вопрос экономии ресурсов — ключевой для всех…», — отметили в компании.

Несмотря на позитивные примеры партнёрства, вопрос выживания иногда стоял настолько остро, что отрезал любые пути для сотрудничества и взаимной помощи.

Большинство предпринимателей пытались договориться с арендодателями о пересмотре графиков платежей. Доля тех, кому партнёры пошли навстречу, составила лишь 13 %.

Причём, индивидуальные предприниматели сообщали о нехватке средств на аренду чаще юридических лиц: 73 % против 57%. Арендодатели часто занимали выжидательную позицию, ситуация неопределённости лишь усугубила ситуацию.

Магазин авторской сувенирной продукции и мерча артистов «Мам, купи» с началом кризиса сократил расходы и перевёл людей на удалённую работу. У компании был интернет-магазин и два офлайновых. «Я была уверена, что мы можем съехать, уведомив и оставив арендодателю залог. Оказалось, что нет, договор составлен таким образом, что мы не можем съехать без согласия второй стороны, а вторая сторона согласия не дала», — рассказывает основательница магазина Дарья Зарыковская, объясняя решение закрыть офлайн-точку.

Друзья, спасибо, что дочитали данную статью до конца.
Не забудьте так же подписаться на наш телеграмм канал, там ежедневно выходит много интересного:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда