{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Система внутреннего контроля (СВК) при организации налогового мониторинга в программах 1С

Автор: Евгений Грибков, руководитель Внедренческого центра Раздолье

В настоящей статье специалисты ВЦ «Раздолье» проанализировали, как в программах «1С» реализованы новые требования нормативных актов об организации системы внутреннего контроля (СВК). Данные требования в первую очередь важно использовать предприятиям, перешедшим на Налоговый мониторинг.

Опубликованный 01.06.2021 года приказ ФНС России от 25.05.2021 года ЕД — 7−23/518@ «Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля» вступает в силу по истечении 10 дней с момента его официального опубликования, но не ранее 01.07.2021 года.

В соответствии с положениями данного документа система внутреннего контроля организации (CDR) должна обеспечивать правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов; достоверность, полноту и своевременность отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности организации в отчетности; соблюдение законодательства РФ в процессе хозяйственной деятельности; своевременно выявлять, исправлять, предотвращать ошибки (искажения) в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности. Основные требования законодательства к системе внутреннего контроля (СВК) и управления рисками (УР) реализованы в продуктах линейки «1С:Управление холдингом».

То есть, произошедшие изменения законодательства в части системы внутреннего контроля и управления рисками (СВК и УР) утверждают требования к организации системы внутреннего контроля и перечень форм для заполнения организациями и представления их в дальнейшем налоговому органу.

Основные требования законодательства к СВК и УР в полной мере реализованы в продуктах линейки «1С: Управление холдингом», «1С ERP. Управление холдингом», «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО».

Подсистема «Управления рисками» продуктов линейки «1С:Управление холдингом» соответствует основным требованиям приказа ФНС России от 25.05.2021 ЕД — 7−23/518@ и позволяет выполнить общие требования, предъявляемые к системе внутреннего контроля и управления рисками; вести учет рисков и контрольных процедур в соответствии с требованиями ФНС России; формировать и отправлять отчеты, утвержденные ФНС России; анализировать информацию по рискам и СВК.

Функции подсистемы «Управление рисками» представляет собой следующие возможности для пользователей:

  • регистрации рисков, включая оценку вероятности рисков, источников рисков, установки уровней рисков;
  • планирования и регистрации контрольных процедур по предупреждению рисков;
  • планирование реакций на инциденты — мероприятий для минимизации ущерба от инцидентов реализации рисков;
  • регистрацию инцидентов и реакции них;
  • анализ информации о рисках в контрольных процедурах, инцидентах;
  • заполнения и отправки регламентированной отчетности.

Подсистема «Управления рисками» продуктов линейки «1С:Управление холдингом» соответствует основным требованиям приказа ФНС России от 25.05.2021 ЕД — 7−23/518@ и позволяет выполнить общие требования, предъявляемые к системе внутреннего контроля и управления рисками:
- вести учет рисков и контрольных процедур в соответствии с требованиями ФНС России;

- формировать и отправлять отчеты, утвержденные ФНС России;

- анализировать информацию по рискам и СВК.

Функции подсистемы «Управление рисками» представляет собой следующие возможности для пользователей:

  • регистрации рисков, включая оценку вероятности рисков, источников рисков, установки уровней рисков;
  • планирования и регистрации контрольных процедур по предупреждению рисков;
  • планирование реакций на инциденты — мероприятий для минимизации ущерба от инцидентов реализации рисков;
  • регистрацию инцидентов и реакции них;
  • анализ информации о рисках в контрольных процедурах, инцидентах;
  • заполнения и отправки регламентированной отчетности.

Рисунок 1. Форма регистрации риска

Дополнительным аргументом против для нас являлась слабая проработка законодательной базы по организации налогового мониторинга, так как содержащиеся в ней ограничения и оговорки частично нивелировали преимущества налогового мониторинга (например, сохранялась возможность проведения традиционных налоговых проверок при подаче уточненных деклараций с уменьшением суммы налога), а высокая степень неопределенности требований к ИТ-системам, информационной безопасности, СВК и др. увеличивала риски и трудозатраты предприятия.

Однако по мере развития и совершенствования механизма налогового мониторинга к началу 2019 года наше отношение к нему изменилось. Окончательно в пользу перехода нас убедило следующее: переход налогового мониторинга из стадии эксперимента в долгосрочный тренд и перспективное направление, позволяющее повысить эффективность взаимодействия с налоговыми органами и определяемое ФНС России как стратегическое направление развития налогового контроля для крупнейших налогоплательщиков.

Рисунок 2. Уровень риска и категория ущерба

Для всех рисков при регистрации указывается дополнительная информация, а также описываются причины и последствия рисков.

При регистрации риска в документе можно перейти:

  • к перечню контрольных процедур;
  • перечню реакций на инциденты;
  • настройкам использования шаблонов мероприятий.

Работа по зарегистрированным рискам может вестись по двум направлениям – превентивное выполнения предупредительных мероприятий (контрольных процедур), которые помогут избежать риска, регистрация случившихся инцидентов (реализованных рисков) и мероприятий по их устранению.

При регистрации инцидента пользователь указывает реализовавшийся риск, информацию о нем. А также его последствия. Далее регистрируется мероприятие по устранению последствий инцидента.

Рисунок 3. Форма инцидента

При регистрации превентивных контрольных процедур сначала создается шаблон мероприятия (контрольной процедуры) и далее, на его основании, создается экземпляр проведенного мероприятия (контрольной процедуры). При создании шаблона мероприятия (контрольной процедуры) к рискам, учитываемым в налоговом мониторинге, обязательно указывается флажок «учитывается в налоговом мониторинге».

Рисунок 4. Шаблон мероприятия контрольной процедуры

Шаблоны мероприятий контрольной процедуры содержат её заполненные реквизиты, определяют периодичность её проведения, и упрощают ручное и автоматическое создание контрольной процедуры. При создании шаблона мероприятия (контрольной процедуры) на вкладке «Стадии» можно указать детализацию по стадиям выполнения мероприятия с указанием содержания, ожидаемых документов и длительности стадии. А на вкладке «Принадлежность» можно указать риск, к которому данная контрольная процедура относится.

При создании контрольной процедуры указывается ранее созданный шаблон контрольной процедуры. Регистрация контрольных процедур предусматривает для пользователей ряд возможностей по её подробному описанию, отражению результатов выполнения с приложением подтверждающих документов.

Рисунок 5. Мероприятие

Участники контрольной процедуры персонализированы, они могут добавлять в текстовые поля отчеты о результатах мероприятий, видеть список мероприятий, в которых текущий пользователь является исполнителем.

Регламентированная отчетность по системе внутреннего контроля (СВК) и управления рисками в рамках налогового мониторинга формируется в разделе «корпоративные налоги», «сервис», «1С-отчетность», «уведомления» и отправляется пользователем в налоговый орган.

Рисунок 6. Отчетность по рискам

Раскрытие информации о системе внутреннего контроля может быть представлено в различных форматах (очень популярным является "Витрина налогового мониторинга"). В удобном для себя варианте организация позволяет налоговому органу проверить комплексное исполнение процессов внутреннего контроля участника налогового мониторинга. Налоговый орган анализирует риски организации и оценивает эффективность работы СВК налогоплательщика по выявлению и предотвращению рисков. Результаты этой работы являются основой для планирования проверок, определяют их метод (сплошной или выборочный) и массив необходимых документов. Стандартизация форм документов и утверждение XML форматов обмена данными, включая оценку вероятности рисков, источников рисков, установки уровней рисков позволят автоматизировать передачу документов между налоговыми органами и участниками налогового мониторинга.

Система внутреннего контроля должна функционировать на всех уровнях контроля осуществления бизнес-процесса (операции), в том числе:

  • до фактического начала бизнес-процесса (операции) с целью предупреждения или минимализации негативного воздействия событий, факторов, способных повлиять на достижение целей организации;
  • в ходе осуществления бизнес-процесса (операции) с целью своевременного выявления и устранения возникающих в ходе работы нарушений и отклонений;
  • после завершения бизнес-процесса (операции) с целью установления достоверности отчетных данных и оценки соответствия результатов плановым показателям.

Рассматриваемый приказ приводит сроки предоставления необходимой информации в налоговый орган. Информация, раскрываемая налоговому органу в соответствии с приложениями №1-4, 7, 8 к Требованиям к организации системы внутреннего контроля, предоставляется за отчетные периоды, наступившие после 01.01.2022 года.

Новые требования приведут нормативно правовые акты ФНС России в соответствии с положениями главы 14.7 части 1 налогового кодекса РФ.

Решаете вопрос о переходе на налоговый мониторинг? Хотите узнать стоимость внедрения за 1 день? Заполните анкету в google.docs, на сайте или свяжитесь с нами: 8 (499) 404-06-91.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда