{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Новый взгляд на предпринимательство

Как я начинал свой исследовательский проект?

Проект BUSINESS INTELLECT IQ (Бизнес-интеллект) начался с того, что я поставил себе цель найти причину высокого уровня «смертности» в предпринимательстве.

Мне не давал покоя вопрос, почему только 3 предпринимателя из 10 доживают до своего десятилетнего юбилея. Эти цифры, конечно, разнятся от страны к стране, от отрасли к отрасли, но в целом тенденция является характерной.

Альберт Эйнштейн писал: «Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы,»поднявшись на следующий уровень».

Если это так, то где находится тот следующий уровень, на котором мы сможем решить проблему?

Этот вопрос положил начало данному исследованию.

Тогда, в 2015 г., когда я только встал на путь поиска, у меня не было никакого четкого плана, как узнать ответ на этот вопрос. Я сознательно не стал выбирать в качестве стартовой точки какую-либо из существующих теорий, поскольку достаточно справедливо предполагал, что в дальнейшем это может стать для меня непреодолимым препятствием к получению нового понимания и поиску решения.

Тогда же, признаюсь, не без доли сомнения, я сформулировал центральную гипотезу этого исследования: «причина столь высокой “смертности” в малом бизнесе, вероятно, заключается в том, что предприниматели в своей деятельности упускают из виду какую-то главную задачу, решение которой обеспечило бы им выживание».

Предполагалось, что эта упущенная задача должна была бы быть тесно связана с общим контекстом такой предпринимательской деятельности.

Именно тогда родилась идея найти универсальный метод, на основании которого можно было бы эффективно формулировать и решать такой новый тип задач, который через пять лет я назову «предпринимательская задача».

В процессе изучения и систематизации большого количества данных я пришел к выводу, что различные бизнес-системы имеют общие закономерности, которые можно представить в виде набора правил, во многом определяющих их будущую эффективность.

Кроме этого, забегая немного вперед, я замечу, что обнаружил любопытный феномен: вопрос производительности труда работников не может быть решен путем простого разделения работ на такие части, как наем и удержание сотрудников,вознаграждение, должностная инструкция, управление проектами, и рассмотрения этих компонентов по отдельности.

Обычно предприниматели решают свои проблемы при помощи постановки и решения управленческих задач — разделение задач на части и затем координация этих «отдельных» работ. Это такой стандартный путь. Но согласитесь, нет большого смысла делать пересадку новой печени алкоголику без изменения его образа жизни.

Также и в предпринимательстве, нет смысла менять ДЕЛАНИЕ предпринимателей без того, чтобы вначале изменить их МЫШЛЕНИЕ.

Эта проблема очень хорошо разобрана в книге Л. С. Выготского «Речь и мышление». Он разбирал пример двойного представления воды. Химическая формула воды Н2О представляет воду как соединение, составленное из двух элементов. Рассматривая воду через эту призму, мы никогда не сможем объяснить, почему и каким образом вода тушит огонь. Ведь водород сам горит, а кислород поддерживает горение. Почему же тогда вода тушит огонь?

Здесь мы видим, что “расчленение” воды на химические элементы не может нам объяснить тот факт, что вода тушит огонь. Для того, чтобы объяснить это явление нам нужен другой способ “расчленить” воду на части.

Мы видим нечто похожее и в предпринимательстве — простое «расчление» деятельности на элементы деятельности — найм, продажи, маркетинг, производство, управление, производство и так далее не может объяснить нам почему один бизнес умирает, а другой процветает.

Фокусирование на разного рода модных решениях в каждой из этих областей по отдельности можно сравнить с наложением повязки на раковую опухоль в надежде, что она ее излечит.

Производительность труда — явление, имеющее отношение ко всей бизнес-системе в целом. Она объединяет в себе все то, что лежит в пространстве между предпринимателем и потребителем, в том числе факторы, находящиеся на границе этих двух миров. Именно с этими явлениями и имеют дело предпринимательские задачи.

Вскоре в фокус моего исследования попал новый фактор, который проливал свет на эти закономерности и общие шаблоны поведения в предпринимательстве.

Фактор, занявший центральное место в предпринимательской задаче, я обозначил как воспринимаемая ценность продуктов и услуг.

Поскольку предпринимательская задача не является управленческой, которая требует от человека умения решать вопросы разделения труда и координации, она должна была в своей основе существенно от нее отличаться.

После того как мне удалось в конце концов найти и сформулировать эту задачу, я убедился в том, что изначальная гипотеза была совершенно верной.

И хотя мое понимание вопроса в самом начале исследования было немного упрощенным и даже наивным, в целом выбор исследовательского направ- ления был правильным.

На сегодняшний день главной своей целью я вижу изменение мышления предпринимателей, а не руководство их действиями.

На проведение исследований, систематизацию огромного объема данных, сведение их к единому знаменателю, изучение сотен источников, опрос тысяч людей по всему миру и написание этой книги у меня ушло более шести лет. В какой-то степени моя книга «Бизнес Incognita. Как расширить границы предпринимательского мышления» (издательство «Альпина ПРО», 2023) представляет собой фрагмент моего исследовательского журнала, который я вел все это время.

Могу признаться, что с моей склонностью к творческому беспорядку для меня это было непросто. С помощью журнала я решал две задачи:

1) записывал малейшие изменения в своем понимании объектов изучения;

2) фиксировал степень моего собственного прогресса в ходе исследования.

Все это время у меня была мечта создать метод, с помощью которого практически любой человек, не имеющий специального образования, мог бы решать задачи, касающиеся предпринимательства, на существенно более высоком уровне, чем он делал это раньше.

Я вижу в этом большую потребность, особенно сейчас, когда пишу эти строки, — начало 2023 г. Предпринимательство всегда было и будет для людей на планете источником хлеба насущного, особенно в периоды смены технологических платформ, которые часто называют термином «промышленные революции».

Однако новые реалии требуют изменений, которые касаются даже не масштабов деятельности, а мышления самих предпринимателей. Пока человек будет думать по-старому, он не сможет действовать по-новому.

Это еще одна центральная идея, полученная мною в результате исследования. Сейчас мы живем в период некоего межвременья. Замечательно описал происходящие процессы Вацлав Гавел:

«…Сегодня многое указывает на то, что мы переживаем переходный период. Все выглядит так, как будто что-то уходит, а что-то рождается в муках. Как будто что-то осыпается, распадается, истощается, а что-то иное, пока неясное, возникает из обломков…».

Когда мы переходим от одного мировоззрения к другому, нам не всегда хватает слов для описания новых понятий. Резкие изменения в понимании мира характеризуются недостаточностью терминологии. Обратите внимание: мы по-прежнему говорим «восход» или «заход» солнца, хотя Н. Коперник еще пять столетий назад доказал, что именно Земля движется вокруг Солнца.

Современному предпринимателю важно понимать, что в момент перехода от старого мировоззрения к новому перед нами возникают определенные барьеры и сложности, растет неопределенность. Мы можем пытаться не замечать этого, но это не решит проблему. Тратя дополнительную энергию на наведение порядка в жизни, мы не устраняем неопределенность, а лишь увеличиваем свою усталость. Мир переживает глобальные изменения.

Это не красивые слова — это реальная трансформация, связанная с исчерпанием традиционного механизма создания и эксплуатации ценности. Этот «старый трамвай» больше не может везти нас по привычному маршруту. Словно невидимая рука рынка разобрала рельсы и оставила нам в наследство лишь размытую глину, ужасающие ямы и ухабы.

Полагаю, в ближайшее время нас всех ждут принципиальные изменения в расстановке рыночных лидеров: от мест, где мы покупаем себе еду, до целых товарных категорий и отраслей экономики. На фоне растущей инфляции и падающей экономики подняться после спада, используя старые, привычные подходы к бизнесу, будет практически невозможно.

Вместе с тем разрушение рынков создает уникальные возможности для взлета. Думаю, для многих не секрет, что кризисы, если ими правильно воспользоваться, открывают большие перспективы.

Нужен «всего лишь» новый взгляд на предпринимательство и на то, что сегодня в бизнесе означает понятие «делать правильные вещи».

В сущности, проект «Бизнес-Интеллект» именно об этом — новый взгляд на предпринимательство.

Заказать книгу можно на сайте издательства «Альпина» по ссылке:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда