{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Как сделать выбор между свободой и обусловленностью?

В работе с опытным практическим психологом изменения ­– или хотя бы ощущения возможности изменений – приходят быстро. Хоть жизнь – это что-то, что находится за пределами сессии, и менять что-то нужно там. Вопрос именно в этом: закрепить изменения в жизни, что не всегда легко.

А почему интегральное нейропрограммирование так эффективно? Почему изменения (или хотя бы вера в них) приходят действительно быстро?

«Магия» ИНП – в конкретности, «прямолинейности».

В ИНП все рассчитано на то, чтоб не размазывая, не «копаясь», поставить основной вопрос: о восприятии человеком себя и своей жизни. «Кем вы себя считаете, что происходит вокруг: вредно это или полезно для вас, влияете вы на происходящее или не влияете, что именно вы меняете или не меняете?».

Мы хотим самостоятельно оценивать, хотим влиять и менять. То есть – быть взрослыми. Чаще всего – недостаточно хорошо умеем это. И даже, по сути, таковыми себя не до конца воспринимаем.

Поэтому и ставим в практике вопрос: из какого представления о себе живет человек. Реагирует, воспринимает, обрабатывает информацию, действует. Тем, «из какого себя мы живем», все это и определяется (наши эмоции, оценки, возможности в том числе).

Самовосприятие можно (и нужно) менять с помощью техник. Но при этом переключение «образов себя» у человека во многом происходит бессознательно, автоматически.

И вот, допустим, мы поняли, как здорово жить из эффективного и самостоятельного взрослого, мы и сами этого очень хотим. Но только бессознательное часто «само» включает, нам какие-то старые идентичности – не того себя, из которого хотелось бы жить. Само включает.

А очень хочется, чтоб не было этого «само». Чтоб «само» включалось что-то полезное. «У меня неосознанно включается зажатый ребёнок, а хочу, чтобы также неосознанно включалось что-то другое».

Здесь, к сожалению, – ловушка. Думая о том, что что-то произойдет «само», мы отдаем свою жизнь снова непонятно чему, отказываемся действовать сами. Что же делать?

Ответом будет: воздействовать на бессознательное при помощи техник. Хороший практик должен это уметь.

Это действительно так. Но вопрос о том: кто берет на себя ответственность за то, из какого себя жить всё равно никуда не денется.

Специалист может помочь технически актуализировать другую идентичность на консультации, закрепить её. Но он не может гарантировать то, что человек будет сам себе помогать меняться и стремиться меняться. Ведь психолог не сопровождает человека в режиме 24/7. Можно снять психотравму, можно снять постоянное включение этого травмирующего автомата. Но та идентичность, которая всё время включалась на автомате – она же всё равно есть. Она же включается самим человеком.

И вот вопрос вопросов: что же поможет человеку закрепить свою взрослую идентичность кроме его собственного выбора, собственной решимости? Где найти этого взрослого себя, когда вы уже ушли из кабинета, закончили сессию?

Есть случай, о котором здесь уже писали. Женщина в тяжелых отношениях с мужем – ссоры, конфликты – все как обычно – решает, что никогда, ни при каких обстоятельствах не повысит голос на другого человека. Не будет агрессивно вести себя с другим существом. И ее жизнь меняется, круто меняется. На многие годы.

Что же произошло у человека?

Можно сказать, что она вывела себя «на другой вибрационный уровень» (красиво!), можно сказать – сделала этический выбор, можно конкретнее сказать: перестала быть человеком, который думает и отвечает только за себя и за «оборону себя от мира», а стала человеком, который заботится о том, кем он для мира является.

Просто заметим, что это действие (как бы его не описать) стало в данном случае моментом перехода «во взрослого». Это было серьезное, «энергоемкое решение». Опираясь на самостоятельно выбранные ценностные представления, человек отказался от значительного «куска» привычного себя – от закрепленной в поведении и реакциях привычки. В этом проявился выбор.

Выбор содержался, вероятно, уже в постановке вопроса. Ведь для женщины вопросом стало не то «как бы мне в мире устроиться без беды, без боли, чтоб что-то получать», а «кто я вообще для мира».

Человек задумался о жизни не как ребенок, стремящийся избежать каких-то обстоятельств, а как свободный взрослый. Это и стало изменением восприятия себя, осознанным.

Так что же: личный выбор между свободой и обусловленностью совершается самим человеком? Каждый день и час? и без него никак?

Вероятно – да.

И поблагодарим современную психологию, которая делает этот выбор возможным, понятным.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда