Розничные магазины мясокомбината: как я это вижу
Я написал пост, где предложил читателям выбрать тему для следующего поста, и один из комментариев был про розничные магазины при мясокомбинате.
С мясокомбинатами я связан не был, но тщательно изучал тему вертикальной интеграции и разбираюсь в теме ритейла в нашей стране, поэтому расскажу, как я это вижу.
Фирменная розница мясокомбината - это классическая вертикальная интеграция. В этой ситуации, полагаю, собственнику мясокомбината хочется, чтобы его фирменные магазины были чем-то нишевым, уникальным. Чтобы люди приходили туда за качественным продуктом и были постоянными клиентами.
Пока из практики, общения и анализа подобного рода систем, я не видел эффективной модели.
Причины:
1) То, что происходит сейчас с ритейлом в стране. Если это мясокомбинат, который параллельно отгружает в сети, тогда этому мясокомбинату нужно разделить свою ассортиментную линейку.
Потому что сети требуют удешевления (что безусловно влияет на качество не лучшим образом), а в свои собственные магазины хочется отдавать качественный продукт.
Разделение ассортимента значит разделение и производства, и технологов. Ставить им разные задачи. В сети идёт один продукт, в фирменные магазины - другой.
Но тогда возникает другая проблема:
2) Если у той части производства, которая выпускает качественный товар, есть гарантированный сбыт (та самая сеть фирменных магазинов) - это все становится НЕ рыночной экономикой. Ведь в такой вертикальной схеме появляется вопрос: как разделить маржу? Что оставить на мясокомбинате, а что отдать в фирменную розницу?
3) Абсолютно точно собственник столкнётся с тем, что фирменные магазины будут говорить «нам поставляют недостаточно качественный товар», а производство станет пенять на магазины: «не умеют продавать!»
Бесконечная цепочка претензий и споров, которые точно не будут положительно влиять на эффективность.
В этой ситуации та часть производства, которая выпускает продукцию под фирменную розницу, должна находиться в некой конкурентной ситуации и поставлять куда-то ещё этот же товар. И слышать своих клиентов. Тогда возможно какое-то развитие.
Но, к сожалению, так у нас в стране делать не получается, ведь сетям нужен товар совершенно иной по качеству.
Решение:
Полагаю, что модель магазинов при мясокомбинате может работать в случае, если добавить определеную ассортиментную матрицу к этому магазину. И превратить его из специалитета в некий нишевый формат, похожий на Trader Joe's, на Вкусвилл или Фермер-Центр.
В такой модели, мне кажется, работа может быть выстроена.
_____________________
Если среди моих читателей есть собственники мясокомбинатов, было бы интересно послушать ваше мнение.
Выстраивали ли вы подобные системы при своих предприятиях? Какую экономку это давало?