{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Кому выгодно, чтобы вы не защищали свои права?

Когда Вы рисуете картину или физиономию шефа на салфетке во время совещания - Вы становитесь автором (и правообладателем) этой работы, которая не требует оформления какой-то регистрации на территории почти всех стран мира.

Интересно? Если вы не скучающий клерк, а предприниматель, в задачи которого входит продвижение собственного бренда и отстройка от конкурентов – таких продуктов у вас может быть очень много.

TL;DR: Существуют 4 базовых вида интеллектуальной собственности, различия между которыми надо четко понимать любому (желательно, после выпуска из средней школы). Говорить о необходимости охраны интеллектуальной собственности вашего бизнеса невыгодно многим: инвесторам и «потоковым» регистраторам товарных знаков, партнерам и поставщикам.

Спасибо всем, кто меня вчера анонимно заминусил - надеюсь сегодня они найдут в себе силы на осмысленный комментарий)

Меня зовут Давид Замирович, я юрист и эксперт в области интеллектуальной собственности. 🚀 Люблю наблюдать за тем, как бизнесы с учетом моих рекомендаций взлетают как ракета и сегодня я хочу рассказать о том, кому конкретно выгодно, чтобы вы не заботились о своей интеллектуальной собственности.

😿 «Мне кажется, что меня кинули»

Эти слова произнесла моя клиентка из бьюти сферы. Ее компания много лет поставляла в Россию и СНГ медицинские изделия и препараты для косметологии. За один день ее партнеры перекрыли ей кислород, заблокировав поставки и угрожая спором по поводу товарного знака корейских правообладателей.

Шок и трепет – примерно такое у нее было состояние.

По факту ее бизнес столкнулся с необходимостью срочного и полного ребрендинга, оформления новых упаковок, разрешительной документации на медицинские изделия и необходимостью заново выстраивать цепочки поставки простых товаров. Всего этого можно было избежать, если бы несколько лет назад она взяла ситуацию с охраной интересующих ее торговых марок в СНГ в свои руки заблаговременно.

🙈 Бизнес тренеры и инвестиционные фонды не скажут вам об этом – но в 2022 году интеллектуальная собственность влияет на любой проект. Почему об этом не говорят вслух?

① Вашему партнеру или поставщику не нужны конкуренты и он сам никогда не упомянет о том, что было бы неплохо изучить вопрос правовой охраны определенных товаров на той территории, где вы планируете их продавать и за свой счет вкладываться в их маркетинг;

Инвестору нужно выгодно вложиться и обнаружив, что ваш стартап игнорирует оформление интеллектуальных прав на продукт, он с радостью вступит в торги и заставит вас делать эти документы задним числом;

③ Вопросы управления интеллектуальной собственностью не интересуют простых «регистраторов» товарных знаков. Клиент обычно думает, что регистрируя товарный знак покупает какую-то разовую услугу типа носильщика на вокзале и действует по принципу где дешевле. Ок, в лучшем случае вашу заявку просто подадут без проверки, а в худшем случае – никто не обратит ваше внимание на необходимость оформления авторского права на логотип или иные «мелочи».

Давайте обсудим, какие основные объекты интеллектуальной собственности должны интересовать любой бизнес в 21 веке

🕮 Что такое произведение?

Любое произведение культуры, литературы, науки или искусства – это объект авторского права. Статья, которую вы читаете сейчас – объект авторского права.

Автор не обязан регистрировать свое произведение (это правило одинаково в большинстве стран мира). Имущественные права на работу возникают с момента создания.

Именно исключительное (имущественное) право на работу обычно называют «авторским». Идеи, методы, способы решения задач или организации бизнеса – авторским правом не охраняются.

То есть нельзя запретить всем преподавать новую йогу, но можно охранять конкретно ваше пособие «по йоге Василия Пупкина» в котором есть творческая составляющая.

✅ Принцип прост: с момента как вы создали произведение только вы (и никто иной) решает, что ним происходит. Вы можете сжечь свой дружеский шарж, завещать, продать, подарить как единоличный владелец.

Если нам не нужно ничего регистрировать – это хорошо или плохо? И то, и другое. Так как в 21 веке возможности творчества не ограничены – также не ограничены и возможности для его воровства. Поэтому авторам рекомендуется заранее позаботиться о доказательствах создания и для каждого произведения они разные:

- для фото это может быть исходник с матрицы;

- для картины оригинал;

- для книги первое издание и так далее.

Также из специфики охраны объектов авторских прав следует, что если ваш бизнес (компания) заказывает создание произведений у подрядчика – без договора об этом никаких юридических прав на использование результатов не будет. Никак. Заключайте договоры!

💰 Круто, а что тогда такое товарный знак?

Mars/Snickers – это товарные знаки, но обязательно ли продавать миллион шоколадок, чтобы ваш бизнес был известным в своей сфере брендом?

❓ Что охраняем? Слова, фразы, форма или просто цвет (или звук). В общем именно то, что индивидуализирует ваш продукт в глазах потребителя и клиента. Кола охраняет не только название, но и форму бутылки. А МТС, Тиффани и Сбербанк – свои цвета.

Права на товарный знак возникают исключительно с момента его государственной регистрации. И только в той стране, где вы такую регистрацию осуществили. Никаких «международных» знаков не существует – но есть определенные процедуры, которые позволяют осуществить упрощенную подачу заявок в несколько стран или объединений (например «европейский товарный знак»).

✅ Важный момент: при регистрации товарного знака патентное ведомство каждой страны проводит независимую экспертизу и изучает заявленное вами обозначение на предмет того есть ли уже что-то похожее, а также может ли оно в принципе по закону быть зарегистрировано (например, запрещено регистрировать в качестве товарных знаков обозначения противоречащие общепринятым моральным нормам вроде орудий пыток или слова, которые могут ввести потребителя в заблуждение)

Именно по этой причине компетентный специалист прежде чем «быстро отправить заявку на товарный знак» обязан предложить провести комплексный поиск и изучить, на что вы можете рассчитывать через шесть месяцев экспертизы, чтобы вы не потеряли свои деньги на государственные пошлины.

⚡ А что же тогда такое патент?

Патент представляет право монопольно использовать определенный способ, техническое решение или метод в каких-то странах на конечный срок – взамен правообладатель раскрывает свое техническое решение всему миру.

Права на патент, также как и на товарный знак, возникают только с момента государственной регистрации.

Считается, что основная задача патента – дать возможность предпринимателям «вернуть» затраты на инновации и предоставить им единолично доить ту корову, чтобы через какое-то время иметь средства для нового продукта. Все слышали про дженерики – это препараты, которые начинают выпускать все подряд, после того как истекает первый патент на оригинальную формулу.

✅ Патенты охраняют реальные (работающие) решения и методы, а не абстрактные идеи. То есть не выйдет запатентовать гипердвигатель до того, как вы изготовите и примените его в реальности. Но при этом, патентом могут охраняться рецепты и формулы – то есть то, что не может считаться объектом авторского права.

🙊 Альтернативой патентованию является ноу-хау (или коммерческая тайна)

Это условно четвертая группа объектов интеллектуальной собственности. Принцип охраны прост – пока о тайне не знают все, вы можете извлекать из нее прибыль без смс и государственной регистрации.

По легенде коммерческой тайной является например рецепт кока-колы.

А если его запатентовать, то через 20 лет кока-колу технически будет иметь право выпускать по этому рецепту любой желающий. Фактически, коммерческой тайной являются очень многие технологии и процессы в мире, а за самыми интересными экземплярами идет настоящая охота!

Я запутался и стал соображать еще хуже – что мне делать?

Возможно, если вы прочли статью целиком вопросов стало больше. Допускаю, что вы были уверены, что после «регистрации товарного знака» или «патентования ПО для ЭВМ» вы получите раз и навсегда при минимальных усилиях эффективную защиту своего проекта или бизнеса. К сожалению, все не так просто.

Я как эксперт в области уверен, что только комплексный подход к защите IP может гарантировать успех, развитие и окупаемость проекта. Одной из своих задач я считаю формирование у бизнес сообщества осознанного подхода к своим интеллектуальным активам, который позволит планировать и расходы, и действия к неприятелям, и варианты развития.

🐤 Есть принцип т.н. «чайка-менеджмента»: в интернете кто-то нарушает права на наш дизайн футболки – срочно созываем консилиум юристов и подаем в суд.

Правильный и рациональный подход:

- решить, какой дизайн футболки для вас важен и критичен;

- заранее собрать в одном месте документы на дизайн футболки, если он важен;

- подготовить план на случай, если в интернете кто-то нарушит дизайн футболки;

Уверен, что своевременный совет важен сейчас для бизнеса на любом этапе его развития! Буду признателен, если вы расскажете, с какой именно группой объектов интеллектуальной собственности вы сами сталкиваетесь чаще? Нашли ли вы что-то полезное для себя в статье?

А я планирую продолжать на этой неделе рубрики «Кейс», несмотря на полученные вчера минусы) Всем хорошего дня!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда