Кому выгодно, чтобы вы не защищали свои права?
Когда Вы рисуете картину или физиономию шефа на салфетке во время совещания - Вы становитесь автором (и правообладателем) этой работы, которая не требует оформления какой-то регистрации на территории почти всех стран мира.
Интересно? Если вы не скучающий клерк, а предприниматель, в задачи которого входит продвижение собственного бренда и отстройка от конкурентов – таких продуктов у вас может быть очень много.
TL;DR: Существуют 4 базовых вида интеллектуальной собственности, различия между которыми надо четко понимать любому (желательно, после выпуска из средней школы). Говорить о необходимости охраны интеллектуальной собственности вашего бизнеса невыгодно многим: инвесторам и «потоковым» регистраторам товарных знаков, партнерам и поставщикам.
Спасибо всем, кто меня вчера анонимно заминусил - надеюсь сегодня они найдут в себе силы на осмысленный комментарий)
Меня зовут Давид Замирович, я юрист и эксперт в области интеллектуальной собственности. 🚀 Люблю наблюдать за тем, как бизнесы с учетом моих рекомендаций взлетают как ракета и сегодня я хочу рассказать о том, кому конкретно выгодно, чтобы вы не заботились о своей интеллектуальной собственности.
😿 «Мне кажется, что меня кинули»
Эти слова произнесла моя клиентка из бьюти сферы. Ее компания много лет поставляла в Россию и СНГ медицинские изделия и препараты для косметологии. За один день ее партнеры перекрыли ей кислород, заблокировав поставки и угрожая спором по поводу товарного знака корейских правообладателей.
По факту ее бизнес столкнулся с необходимостью срочного и полного ребрендинга, оформления новых упаковок, разрешительной документации на медицинские изделия и необходимостью заново выстраивать цепочки поставки простых товаров. Всего этого можно было избежать, если бы несколько лет назад она взяла ситуацию с охраной интересующих ее торговых марок в СНГ в свои руки заблаговременно.
🙈 Бизнес тренеры и инвестиционные фонды не скажут вам об этом – но в 2022 году интеллектуальная собственность влияет на любой проект. Почему об этом не говорят вслух?
① Вашему партнеру или поставщику не нужны конкуренты и он сам никогда не упомянет о том, что было бы неплохо изучить вопрос правовой охраны определенных товаров на той территории, где вы планируете их продавать и за свой счет вкладываться в их маркетинг;
② Инвестору нужно выгодно вложиться и обнаружив, что ваш стартап игнорирует оформление интеллектуальных прав на продукт, он с радостью вступит в торги и заставит вас делать эти документы задним числом;
③ Вопросы управления интеллектуальной собственностью не интересуют простых «регистраторов» товарных знаков. Клиент обычно думает, что регистрируя товарный знак покупает какую-то разовую услугу типа носильщика на вокзале и действует по принципу где дешевле. Ок, в лучшем случае вашу заявку просто подадут без проверки, а в худшем случае – никто не обратит ваше внимание на необходимость оформления авторского права на логотип или иные «мелочи».
Давайте обсудим, какие основные объекты интеллектуальной собственности должны интересовать любой бизнес в 21 веке
🕮 Что такое произведение?
Любое произведение культуры, литературы, науки или искусства – это объект авторского права. Статья, которую вы читаете сейчас – объект авторского права.
Автор не обязан регистрировать свое произведение (это правило одинаково в большинстве стран мира). Имущественные права на работу возникают с момента создания.
Именно исключительное (имущественное) право на работу обычно называют «авторским». Идеи, методы, способы решения задач или организации бизнеса – авторским правом не охраняются.
То есть нельзя запретить всем преподавать новую йогу, но можно охранять конкретно ваше пособие «по йоге Василия Пупкина» в котором есть творческая составляющая.
Если нам не нужно ничего регистрировать – это хорошо или плохо? И то, и другое. Так как в 21 веке возможности творчества не ограничены – также не ограничены и возможности для его воровства. Поэтому авторам рекомендуется заранее позаботиться о доказательствах создания и для каждого произведения они разные:
- для фото это может быть исходник с матрицы;
- для картины оригинал;
- для книги первое издание и так далее.
Также из специфики охраны объектов авторских прав следует, что если ваш бизнес (компания) заказывает создание произведений у подрядчика – без договора об этом никаких юридических прав на использование результатов не будет. Никак. Заключайте договоры!
💰 Круто, а что тогда такое товарный знак?
Mars/Snickers – это товарные знаки, но обязательно ли продавать миллион шоколадок, чтобы ваш бизнес был известным в своей сфере брендом?
❓ Что охраняем? Слова, фразы, форма или просто цвет (или звук). В общем именно то, что индивидуализирует ваш продукт в глазах потребителя и клиента. Кола охраняет не только название, но и форму бутылки. А МТС, Тиффани и Сбербанк – свои цвета.
Права на товарный знак возникают исключительно с момента его государственной регистрации. И только в той стране, где вы такую регистрацию осуществили. Никаких «международных» знаков не существует – но есть определенные процедуры, которые позволяют осуществить упрощенную подачу заявок в несколько стран или объединений (например «европейский товарный знак»).
Именно по этой причине компетентный специалист прежде чем «быстро отправить заявку на товарный знак» обязан предложить провести комплексный поиск и изучить, на что вы можете рассчитывать через шесть месяцев экспертизы, чтобы вы не потеряли свои деньги на государственные пошлины.
⚡ А что же тогда такое патент?
Патент представляет право монопольно использовать определенный способ, техническое решение или метод в каких-то странах на конечный срок – взамен правообладатель раскрывает свое техническое решение всему миру.
Права на патент, также как и на товарный знак, возникают только с момента государственной регистрации.
Считается, что основная задача патента – дать возможность предпринимателям «вернуть» затраты на инновации и предоставить им единолично доить ту корову, чтобы через какое-то время иметь средства для нового продукта. Все слышали про дженерики – это препараты, которые начинают выпускать все подряд, после того как истекает первый патент на оригинальную формулу.
🙊 Альтернативой патентованию является ноу-хау (или коммерческая тайна)
Это условно четвертая группа объектов интеллектуальной собственности. Принцип охраны прост – пока о тайне не знают все, вы можете извлекать из нее прибыль без смс и государственной регистрации.
А если его запатентовать, то через 20 лет кока-колу технически будет иметь право выпускать по этому рецепту любой желающий. Фактически, коммерческой тайной являются очень многие технологии и процессы в мире, а за самыми интересными экземплярами идет настоящая охота!
Я запутался и стал соображать еще хуже – что мне делать?
Возможно, если вы прочли статью целиком вопросов стало больше. Допускаю, что вы были уверены, что после «регистрации товарного знака» или «патентования ПО для ЭВМ» вы получите раз и навсегда при минимальных усилиях эффективную защиту своего проекта или бизнеса. К сожалению, все не так просто.
Я как эксперт в области уверен, что только комплексный подход к защите IP может гарантировать успех, развитие и окупаемость проекта. Одной из своих задач я считаю формирование у бизнес сообщества осознанного подхода к своим интеллектуальным активам, который позволит планировать и расходы, и действия к неприятелям, и варианты развития.
Правильный и рациональный подход:
- решить, какой дизайн футболки для вас важен и критичен;
- заранее собрать в одном месте документы на дизайн футболки, если он важен;
- подготовить план на случай, если в интернете кто-то нарушит дизайн футболки;
Уверен, что своевременный совет важен сейчас для бизнеса на любом этапе его развития! Буду признателен, если вы расскажете, с какой именно группой объектов интеллектуальной собственности вы сами сталкиваетесь чаще? Нашли ли вы что-то полезное для себя в статье?
А я планирую продолжать на этой неделе рубрики «Кейс», несмотря на полученные вчера минусы) Всем хорошего дня!