Ирина Попова

Тяжелый выбор

Уже не осталось тех, кого бы не задела новая реальность. Какие-то бизнесы она сразу сбила с ног, а кого-то только начинает уверенно накрывать…

Санкционные меры как из пулемета продолжают стрелять по нам каждый день, курсы валют бьют исторические рекорды, все планы на будущее в один день превратились в туман и рассеялись….

Каждый предприниматель сейчас выбирает для себя стратегию выживания. Замереть и понаблюдать, чем все закончится? Постараться адаптироваться к новым условиям? Или включить жесткий режим выживания и сразу принять кардинальные меры?

Как действовать правильно в такой ситуации?

Все бизнесы, к управлению которых я сейчас имею отношение, будь то торговля, производство, образование, строительство или различные сферы услуг, независимо от выбранной стратегии хотят существенно сократить расходы. Если бизнес напрямую зависит от остановившихся поставок — там, понятное дело, идет резкое сжимание по всем фронтам сразу. А если все еще не так плохо?

Одна из сложных развилок для таких бизнесов сейчас — это принять решение, что резать сильнее: ФОТ или бюджет на цифру?

С одной стороны, в последние годы все больше компаний запустили цифровую трансформацию или, как минимум, занялись цифровизацией процессов для построения системы учета и управления, а некоторым и до платформы вроде бы осталось дотянуться совсем чуть-чуть. А как быть тем, кто не успел? Остановить проекты, не получив результата, к которому так долго шли? Но ведь даже для управления падением нужна цифра и точные данные, чтобы очень быстро принимать и реализовывать управленческие решения… Как без этого разобраться, что делать с клиентами и как управлять эффективностью, когда она так нужна? (выношу пока за скобки, что все цифровые проекты придется пересматривать и быстро искать альтернативы привычным ИТ-решениям).

С другой стороны, за последние пару лет все пытались сформировать управленческие и продуктовые команды, позволив зарплатам улететь в космос при адском дефиците квалифицированных кадров. И что теперь? Если оставить ФОТ как есть, то некоторым компаниям не дожить даже до завершения переговоров…А если начать резать ФОТ или сокращать людей, то как перестроить управление? Как будет жалко потраченных миллионов на поиск и адаптацию этих команд….А когда ситуация стабилизируется, сколько еще придется потратить времени и сил на их восстановление? Выбор не так-то прост… Так что из этого менее важно прямо сейчас?

Цифра всегда позволяет снизить ФОТ на управление, но с другой стороны, чтобы внедрить нормально цифру, нужны сильные управленцы) ))

Единого решения, понятное дело, нет. Выбор стратегии (напомню, что ее суть не в том, что выбрать, а от чего отказаться) зависит от множества факторов, условий и возможностей конкретного бизнеса.

Могу только поделиться, в какой логике мы действуем с владельцами бизнесов, где мы являемся стратегическими партнерами по развитию бизнеса и поставщиками ИТ-решений: Из всех цифровых инициатив мы оставили только те, которые понятны по срокам/бюджетам реализации и которые сразу влияют на повышение эффективности, а также дадут экономический эффект даже в сложившейся ситуации. Разработку новых продуктов и все остальное, связанное с развитием, заморозили.

На первый план вышли низкобюджетные проекты с минимальной настройкой CRM (Битрикс/АМО) + 1С + онлайн аналитика в BI для качественного оперативного управления. Такой базовый набор позволяет в онлайне рулить маркетингом и продажами, а также управлять процессами и эффективностью сотрудников, тонус которых сильно упал в текущей обстановке. Сюда же отнесли и HR-аналитику, особенно с отражением финансового среза эффективности управления сотрудниками.

В виде исключения там, где разработка новых ИТ-решений кардинально может повлиять на эффективность, оставили и ее. Например, для одной из компаний мы оставили доработку продукта, который автоматизирует процесс оформления повторных сделок и полностью исключает участие менеджера. Размер эффекта существенно превышает затраты на реализацию. Делаем.

Я, конечно, не забываю пользоваться моментом и проблематизирую владельцев: если бы не тянули с настройкой системы управления знаниями через цифровые инструменты , то уже сейчас смогли бы оперативно получать достоверную информацию, знать что происходит в каждой функции бизнеса и что именно нужно скорректировать, то текущую ситуацию могли бы пережить гораздо легче…

В зависимости от вида бизнеса выработали и продолжаем вырабатывать короткий план действий по работе с клиентами и партнерами.

Торговые компании оперативно переключаем на работу с более мелкими, российскими и ранее не приоритетными партнерами. Помимо отсутствия альтернатив, с ними реально проще передоговориться о предоплате (ДЗ сейчас не к чему) и решать непредвиденные вопросы в случае чего. E-com и другие низкомаржинальные каналы с отсрочкой платежей пока притормозили. Строительное направление, импорт фреша и оборудования пострадали больше всего — там, конечно, пришлось применять жесткие меры…несмотря на сложности, я всегда пытаюсь сместить фокус на возможности в сложившейся ситуации. Например, настроить процессы и внедрить необходимые ИТ-решения под личным управлением ключевых управленцев сильно проще и дешевле, чем это делать с большим штатом через многие слои управления. Текущей возможностью точно надо пользоваться, чтобы подготовиться к будущему росту на основе уже внедренных цифровых решениях и настроенных процессах.

В образовательных проектах сделали фокус на построение частной практики в процессе обучения и возможности работать потом из любой точки мира. В текущей ситуации, когда почти каждый задумывается об альтернативном месте жительства, это уже дало свои результаты. Плюс решили не повышать цены, чтобы сыграть на общем тренде подорожания. Дополнительно быстро начали разработку коротких практико-ориентированных продуктов по самым модным темам повышения квалификации. Надо признать, что трагичная ситуация неплохо подстегнула спрос на уже надоевшую «психологию». Понятно, почему….

Самое главное — наконец-то владельцы смелее используют фреймворки формирования команды с фокусировкой на одной понятной цели и четко сформулированной ответственностью за результат, в том числе финансовой. Раньше приходилось показывать фин. модель, наглядно сопоставлять динамику ФОТ и выручки, объяснять, что текущая мотивация несет большие риски и т.д. Пока жирок был, всем не очень-то хотелось заводить этот сложный разговор. А сейчас все поменялось: ТОПы с владельцами в "одной лодке", и, если бизнес проседает, то всем вместе надо быстрее работать веслами, иначе никак.

Вообще, кризисные ситуации хорошо проясняют «кто есть кто» и с кем можно идти вдолгую, делиться активами и вместе строить новые бизнесы. За это я их и люблю (глубоко в душе, конечно).

А вы как отреагировали на ситуацию? Какие меры успели реализовать? Над какими развилками думаете?

Дата публикации: 3 марта 2022 г.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null