{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Пионерская реальность, признаки существования по сей день

Пионеры, давно исчезнувшая и прекрасная пора. Многие с упоением души вспоминают о ней, почему же всё прекратилось? Кто пришел на смену бывшим пионерам? Является ли это проблемой? Стоит ли вернуть Пионерское движение или оставить все как есть? В этой статье мы в этом разберемся, узнаем немного про пионеров и сделаем вывод, стоило ли прекращать работу пионеров.

Ключевые слова: Пионеры, волонтеры, пионерское движение, волонтерское движение, Ленин, сравнение, день пионерии, распад пионерии, возникновение пионерии.

Введение

Возникновение

Распад

Почему нельзя вернуть пионеров?

Влияние на людей (раньше/сейчас)

Выдающиеся пионеры

Волонтеры/пионеры

Заключение

Введение:

19 мая - после распада СССР День пионерии перестал быть официальным праздником, но и сегодня найдутся люди, которые с удовольствием вспоминают юные пионерские годы, именно в этот день впервые открылась первая пионерская партия имени В. И. Ленина. Пионерская партия ранее сближала людей и помогала делать хорошие поступки, вызывала тягу к учению и достижению каких либо целей, однако из-за перестройки в стране, время пионеров завершилось. Плохо это или хорошо? Сейчас разберемся. Сегодня мы узнаем, нуждалась ли пионерия в исчезновении и как теперь люди напоминают о бывшем существовании пионеров.

Возникновение:

Пионерское движение - это собирательное название детских коммунистических организаций, существующих в разных странах. Первая пионерская организация была создана в СССР в 1922 году. За основу было взято российское скаутское движение. Скаутское движение - всемирное добровольное не политическое образовательное молодёжное движение. Членство в скаутских организациях открыто для всех без различия пола, происхождения, расы или вероисповедания. Деятельность пионерской организации в 60-80-е годы ХХ в. представляет определенный научный интерес ввиду того, что она была неотъемлемой составляющей системы воспитания подрастающего поколения. Вместе с семьей, школой и другими учреждениями, причастными к воспитанию детей и подростков, она формировала личность, используя своеобразные формы и методы. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, но после смерти Ленина Всесоюзной организации дали имя вождя. Принято считать, что у истоков советского пионерского движения стояла Надежда Крупская, и это действительно так, но большую роль сыграл также советский педагог Иннокентий Жуков.

Он был идеологом скаутизма, и во многом благодаря ему пионерская организация переняла так много от бойскаутов. Например, была позаимствована структура движения и игровой метод воспитания детей. Именно Жуков предложил девиз «Будь готов!», который стал приветствием каждого советского пионера. Сама Крупская была не в восторге от скаутского движения, считая его частью капиталистического строя. Однако, несмотря на это, Крупская признавала, что бойскаутское движение очень эффективно воспитывает детей в нужном государству духе, и предлагала перенять некоторые методы воспитания.

С начала 1930-х годов пионерские объединения стали создаваться на базах школ: отряды состояли из школьных классов, внутри могли образовываться отдельные звенья, пионерской дружиной становилась целая школа. Кстати, институт пионерских вожатых тоже позаимствовали у скаутского движения.

Распад:

В период перестройки и либеральных реформ по инициативе председателя Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени Ленина Игоря Никитина, главного идеолога коренной перестройки деятельности пионерской организации в сторону ее демократизации, с целью выведения ее из под крыла комсомола. 1 октября 1990 года на 10-м Всесоюзном пионерском слёте в Артеке делегатами было принято решение о преобразовании единой пионерской организации в «Союз пионерских организаций — Федерацию детских организаций» (СПО-ФДО), председателем которого на слёте была избрана его заместитель Елена Чепурных, однако пионерская организация не имела самостоятельной юридической формы, Центральный Совет имел только рекомендательные функции, и на основании Положения о Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина находилась и действовала в составе ЦК ВЛКСМ, который так и не утвердил решение о реорганизации.

27-28 сентября 1991 года после запрета КПСС в Москве в гостинице «Орлёнок» под председательством первого секретаря ЦК ВЛКСМ Владимира Зюкина, второго секретаря ЦК ВЛКСМ Вячеслава Копьева прошёл XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, объявивший историческую роль ВЛКСМ исчерпанной, распустив на съезде комсомольскую всесоюзную организацию, вместе с тем официально прекратив и существование Всесоюзной пионерской организации имени Ленина.

После распада СССР и самороспуска ВЛКСМ имущество организации было изъято, в регионах, Дворцы пионеров были перепрофилированы в «Дома детского и юношеского творчества», перейдя в собственность муниципалитетов, подавляющее большинство пионерских лагерей перепрофилированы в частные турбазы и пансионаты, часть - в детские оздоровительные лагеря (не связанные с политикой и идеологией), большая их часть находящихся далеко от населённых пунктов, заброшены в лесах бывших союзных республик.

Почему нельзя вернуть пионеров?

Среди старшего поколения, к которому и относится упомянутый выше депутат-коммунист, пионеры ассоциируются с чем-то, похожим на социальное волонтерство. И те, и другие бесплатно помогают несчастным. Логика может быть такой: если уже есть волонтерство, то стоит его переназвать и внедрить в школы, и всё будет сделано. К сожалению, и в этом случае идея нежизнеспособна.

Первая и самая главная причина в том, что пионеры — дети, то есть несовершеннолетние. Детское волонтерство и самоорганизация существуют в России только при условии серьезных ресурсных вложений от школ или колледжей, да и то при условии наличия явного харизматичного лидера и организатора от того или иного учреждения. В такой ситуации, как правило, помощь ближним не является самостоятельным желанием детей. Она не может осуществляться без участия государственного учреждения и мотивирования детей с его стороны.

Дети не обладают никакой квалификацией и опытом. Это значит, КПД их труда будет низким, а спектр возможных дел — узким. Наша социальная и медицинская сфера не предполагает участия детей самих по себе, разве что в дозированном виде, малыми группами под руководством опытных взрослых. Дети ни за что не отвечают и при этом более уязвимы, чем взрослые, прежде всего, психологически.

Иными словами, социальная работа детей как часть учебного и воспитательного процесса, вероятно, возможна. Однако вопрос о качестве оказываемой помощи и о том, готовы ли оказавшиеся в беде люди стать средством воспитания остаётся открытым.

Влияние на людей

Перед тем как указать вам на то, как именно реагировали люди на время пионеров, я хотела бы указать то, как рассказывал о пионерах того времени один из первых пионерских вожатых города Балахны Николай Николаевич Долганов: «Первым пионером был у нас приехавший из Сормово бойкий и смышленый лет 12-13ти Женя Мусатов, а его старшая сестра Вера объявилась вожатой. Помню, она пришла в райком РКСМ и сказала: «Будем организовывать пионерский отряд. Просим вашей поддержки». Это было в конце августа 1923 года. А на другой день на всех видных и людных местах города появились большие объявления: «Граждане! Райком комсомола производит запись в пионеры детей от 8 до 14 летнего возраста. Отдавайте своих детей в пионеры!» Что собой представляли первые пионеры, каковы их цели и задачи? Об этом никто из населения не знал. И понятно: объявления висели, а детей в пионеры родители не отдавали. Тогда недели через две райком партии предложил руководителям – коммунистам записывать в пионеры своих детей, а комсомольским активистам – младших братьев и сестер. О пионерах заговорили …и в школах. Вера и Женя Мусатовы ходили по улицам и беседовали с людьми. И вот лед тронулся! К декабрю 1923 года в отряде насчитывалось уже человек 30, а к лету 1924 года – около 60.»

Бурылова Наталья:

  • - Никаких необычных историй не было. Мы помогали взрослым, это было нашей основной задачей. Если честно, я совершенно не задумывалась об этом, пока ты меня не спросила, на самом деле это было прекрасное время и о нем в основном только теплые воспоминания.

Коротенко Людмила:

  • - Да никаких интересных воспоминаний не было, однако. я точно помню, что нам нельзя было не ходить на вечный огонь, хотели мы этого или нет. Если ты не ходил - то ты сразу же не уважал своих предков, поэтому ни один человек не осмеливался прогуливать данное заседание. А так же, у нас был веселый директор. Он был участником войны и это была еще одна причина, по которой мы не могли улизнуть с этого мероприятия. Если он нас ловил, то обязательно. практически за шкирку тащил туда. Вообщем то, прогулять такое мероприятие было практически невозможно.

Выдающиеся пионеры.

Каждый пионер был интересен по своему, однако есть и самые выдающиеся люди, которых ставили в пример, они часто сменялись, но на данный момент особую известность получили погибшие на войне пионеры, такие как: Марат Казей, Володя Дубинин, Лёня Голиков и Валя Котик.

Самой известной пионеркой времен Великой Отечественной войны стала Зина Портнова из Ленинграда.

Немного о каждом:

  • Валя Котик родился в крестьянской семье в селе Хмелёвка Шепетовского района в Каменец-Подольской области Украины. Эта территория была оккупирована немецкими войсками. Когда началась война, Валя только перешел в шестой класс. Однако подвигов совершил немало. Вначале он вёл работу по сбору оружия и боеприпасов, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. Потом подростку доверили более значимую работу. На счету мальчика работа связным в подпольной организации, несколько боев, в которых он был дважды ранен, разрыв телефонного кабеля, по которому осуществлялась связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве. Кроме того, Валя подорвал шесть железнодорожных эшелонов и склад в октябре 1943 года, находясь в дозоре, бросил гранаты во вражеский танк, убил немецкого офицера и вовремя предупредил отряд о нападении, тем самым спас жизни солдат. Мальчик был смертельно ранен в бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года. Спустя 14 лет ему присвоили звание Героя Советского Союза. Кроме того, он удостоен Ордена Ленина, Ордена Отечественной войны I степени и медали «Партизану Отечественной войны» II степени.
  • Еще один юный Герой Советского союза - Леня Голиков - родился в Новгородской области. Когда пришла война, он окончил семь классов. Леонид был разведчиком 67 отряда четвёртой ленинградской партизанской бригады. Он участвовал в 27 боевых операциях. На счету Лени Голикова 78 убитых немцев, он разрушил 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Кроме того, он был сопровождающим обоза с продовольствием, который везли в блокадный Ленинград.
  • Портнова Зинаида Мартынова, родилась 20 февраля 1926 года в городе Ленинград в семье рабочего. По национальности белоруска. Окончила 7 классов (1941).В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы в деревню Зуи, близ станции Оболь Шумилинского района Витебской области. После нападения гитлеровцев на СССР Зина Портнова оказалась на оккупированной территории. С 1942 года — член Обольской подпольной организации «Юные мстители», руководительницей которой была будущий Герой Советского Союза Е. С. Зенькова, член комитета организации. В подполье была принята в ВЛКСМ.Согласно советской историографии, участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков. Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила суп (погибло более ста офицеров). Нацисты начали поиск злоумышленников, подозревая всех и каждого. Попала под подозрение и Зина, которую немцы почти насильно накормили тем самым супом. Она не помнила, как добралась до крылечка бабушкиного дома, но та напоила ее травяными отварами и молочной сывороткой, в результате девушка осталась жива. Однако после произошедшего оставаться в деревне ей было смертельно опасно, и Портнову переправили в партизанский отряд.С августа 1943 года разведчица партизанского отряда им. К. Е. Ворошилова. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители», схвачена в деревне Мостище и опознана некой Анной Храповицкой. На одном из допросов в гестапо деревни Горяны (ныне Полоцкого района Витебской области Белоруссии), схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена. После этого её пытали больше месяца, пытаясь получить какую-либо информацию о партизанах.Утром 10 января 1944 года ее расстреляли в тюрьме города Полоцк (по другой версии — в деревне Горяны).
  • Марат Казей был в 13-летнем возрасте, когда умерла его мать, а они с сестрой пошли в партизанский отряд. Маму, Анну Казей, в Минске немцы повесили за то, что она прятала у себя раненых партизан и лечила их.Сестру Марата, Ариадну, пришлось эвакуировать — девочка отморозила обе ноги, когда партизанский отряд выходил из окружения, и их пришлось ампутировать. Однако мальчик отказался от эвакуации и остался в строю. За смелость и отвагу в боях его наградили орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Юный партизан погиб, подорвавшись на гранате. Мальчик сам подорвал себя, чтобы не сдаваться в плен и не навлечь беду на жителей близлежащей деревни.
  • Володя Дубинин погиб в 15 лет. Пионер-герой был членом партизанского отряда в Керчи. Вместе с еще двумя ребятами он носил боеприпасы, воду, питание партизанам, ходил в разведку. В 1942 году мальчик вызвался помочь взрослым товарищам — саперам. Они разминировали подходы к каменоломням. Произошел взрыв — подорвалась мина, а вместе с ней один из саперов и Володя Дубинин. Мальчика похоронили в ратской могиле партизан. Его посмертно наградили орденом Красного Знамени.

Волонтеры/Пионеры

Начем с того, почему мы сравниваем именно Волонтеров и пионеров. Видите ли. самое первое что приходит на ум после пионеров в реальной жизни: волонтеры. А ведь правда, в Волонтерское движение в России неплохо развито. Молодые люди, взрослые и дети любых возрастов часто участвуют в волонтерской деятельности. Это не только помощь каким либо людям, но и дополнительное получение: знаний, умений и в некоторой сфере баллов для поступления. У каждого участвующего в каких либо мероприятиях волонтеров есть какая то цель. Однако, если ранее у людей помощь была безвозмездной и была обязательной для всех школьников, то тут все иначе. Школьников не принуждают участвовать в этом. это личный выбор каждого, плюсо, каждый из людей ЛЮБОГО ВОЗРАСТА может получить какой то бонус взамен. Волонтёрский труд не оплачивается, однако организаторы работ на добровольной основе могут оплачивать волонтерам проезд, проживание, питание, покупку средств индивидуальной защиты и страховые взносы на ДМС, которые не облагаются налогом. Часто волонтерская деятельность - это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути. У пионеров же все было немного иначе. Пионеры работали просто так, ну или за поездку в лагерь. У них не было какой либо глобальной цели и каждый делал то, что ему скажут люди свыше. Если так посчитать, то у пионеров даже не было особого выбора. Нет, конечно они могли подумать: Переводить ли мне эту бабушку через дорогу или нет? Но все равно выбор оставался: Переводить. Пионерам было важно не отхватить наказания. В то время все должны были быть не то что правильными, из них строили идеальных людей, хотя возможно они таковыми не являлись.

Подводя итоги всего выше написанного, хотелось бы указать сходство волонтёрского и пионерского движения:

1. Деятельность двух этих движений направлена на оказание помощи, которая носит общественный характер.

2. Помощь оказывается людям, находящимся в сложной жизненной ситуации.

3. В каждом из движений могут участвовать дети.

А также определить различия различия этих движений:

1. Волонтерское движение не является продолжением пионерского движения, каждое из этих движений имеет свою собственную историю.

2. Пионеры совершали добрые дела тайно, не рассчитывая на награду. У волонтеров же заведена «книжка добрых дел», где отмечены все дела.

3. Волонтером может быть и школьник, и взрослый человек – независимо от возраста, пионерское же движение рассчитано только на школьный возраст.

Но, несмотря на разность, есть одна цель – творить добро.

4. Волонтеры получают дополнительные баллы при поступлении, а пионеры не имели понятия о баллах.

Заключение.

Под конец, я бы хотела написать небольшой вывод. После всей проделанной работы и новых познаниях в этой теме, я готова сказать о том, что думаю. Как бы не были хороши пионеры в то время, сейчас они уже давно устарели, на смену этим людям пришли волонтеры и скауты (что существовали давно, и по сей день существуют). Теперь волонтеры сделали неплохой шаг к чему то новому и интересному. Я до сих пор считаю пионеров удачной идеей на то время, однако сейчас они бы просто не смогли существовать по вышеперечисленным причинам. В этой работе я была не одна, мне помог прекрасный человек. Надеюсь вам в чем то помогла эта работа. Будь то просто разобраться в теме или что то более серьезное. Сегодня с вами были рады работать Саша Камышева и Милана Зырянова. До новых встреч! А как вы относитесь к этому? Можете оставить истории своих родственников о их пионерском времени и поделиться с нами ниже или по контактному адресу.

Контактный адрес: [email protected]

+79013617514

Литература:

  • https://realnoevremya.ru/articles/175061-derzhaschiy-ruki-v-karmanah-ne-vsegda-gotov-kak-zhili-chto-nosili-i-chto-peli-yunye-pionery
  • Читайте на WWW.VOLOGDA.KP.RU: https://www.vologda.kp.ru/daily/26192.5/3080343/
  • Воспитательная деятельность пионерской организации: вопросы методики / под ред. Б.Е. Ширвиндта. − М. : Педагогика, 1982. − 168 с.
  • Система воспитательной деятельности пионерской организации / под ред. Б.Е. Ширвиндта. – М. : Педагогика, 1978. – 176 с.
  • Ширвиндт, Б Е. Система деятельности пионерской дружины / Б.Е. Ширвиндт. − М. : Просвещение, 1975. – 136 с.
  • Літопис піонерської організації України (1941–1982) // Піонерія України. 1941– 1982 рр :збірник / Упорядник Б. М. Нудлін. – Киев : Молодь, 1983. – 384 с.
  • Методика роботи піонерської дружини / за ред. І.А. Винниченко та В.А. Якубо
  • вського. – Киев : Рад. школа, 1970. – 319 с.
0
2 комментария
кики

эх пионеры,пионеры

Ответить
Развернуть ветку
Полина Мироненко

Этот рассказ окунул в невероятную атмосферу того времени и помог вспомнить рассказ моей бабушке о пионерах и тех рядах.. как они трудились во благо других.
Читать было реально интересно, особенно концовку и заключение.
Спасибо за такую работу!!!

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда