Больше, чем копирайтер: как живется UX-писателю в технологической компании
UX-писатель — прямой родственник UX-дизайнера, он также работает над уже готовым с технической точки зрения продуктом, адаптируя его к пользовательскому восприятию. Задача такого специалиста — сделать текст как можно легче, доступнее и информативнее. Узнали у коллег, в чем отличие профессии от копирайтинга и какие проблемы приходится решать, чтобы создавать идеальные тексты.
Всем привет, мы продолжаем цикл статей про особенности труда не-айтишников, которые работают в IT-компаниях. В прошлом материале речь шла о дизайнерах, теперь же мы побеседовали с нашими UX-писателями.
На наши вопросы о нюансах своей работы ответили трое UX-писателей: Каролина Нухрикян, Марат Яхшибекян и Александр Слышенко.
История профессии
UX-писатели — достаточно новое явление на отечественном рынке труда. Впервые понятие UX-райтеров появилось на Западе около пяти лет назад, когда несколько крупных компаний, в том числе Amazon и Paypal опубликовали вакансии на позиции с таким названием.
Сразу возникает вопрос, чем UX-писатель отличается от копирайтера? Если взглянуть со стороны, и тот и другой специалист работают с текстами, которые касаются продукта компании, оба они обращаются к пользователю-читателю, и должны придерживаться определенных правил при составлении этого обращения.
Еще более лаконичная формулировка может звучать так:
Если взять дизайн какой-либо страницы и убрать весь текст, сразу становится очевидно, что он является важным звеном во всем флоу, и без него дизайн интуитивно не будет работать. Таким образом, главная задача UX-текста — быть полезным и наиболее четко передать то, чего ожидает пользователь.
Проблема унификации
Основная проблема, как единодушно соглашаются наши UX-писатели, — унификация текста. Каждый пишущий сотрудник, как правило, обладает собственным стилем, и получающиеся в итоге тексты могут значительно отличаться друг от друга, в том числе в плане удобства восприятия пользователем. Решение этой проблемы — единый стилистический гайд по написанию текстов в компании, независимо от того, на какой внутренней или внешней платформе они публикуются.
Встраивание в команду
На большинстве сайтов и курсов, посвященных UX-writing, говорится о том, что писателя надо звать проектировать вместе с дизайнером и аналитиком, продактом и другими членами команды. Однако на практике это не всегда и не везде так. Зачастую приходится подгонять текст под определенный макет, который не будет меняться из-за технических ограничений дизайна. Наши UX-писатели все же считают, что специалиста по текстовому дизайну нужно звать уже на этапе проектирования, чтобы таких моментов избежать и выдать в итоге качественный продукт.
UX-писательством должен заниматься отдельный человек. По опыту наших сотрудников, которым раньше приходилось выполнять эту функцию в рамках другой должности, в противном случае результат может быть неудовлетворительный.
Так как данная специальность достаточно молодая, многие команды на рынке еще не привыкли делегировать редактуру интерфейсных текстов отдельному специалисту, поэтому взаимодействие UX-писателей с дизайном и разработкой часто слабо регламентированно и выстраивается «на ощупь».
Типичные для специальности челленджи первого этапа — разобраться в продукте, встроиться в существующие процессы. Последнее — общая боль UX-писателей. В целом они сталкиваются и с теми же проблемами, что и UX-дизайнеры: необходимо сохранять консистентность элементов (формулировок, терминологии, тона) во всем продукте, координировать свои решения с другими людьми, которые создают тексты для продукта.
Подробное ТЗ с пояснением «почему так надо» в работе UX-писателя помогает, но не является панацеей, так как есть продакты, маркетологи, SEO, разработчики и другие сотрудники, у которых свое видение продукта. UX-писатель собирает все требования и находит золотую середину между всеми точками зрения.
Советы
Важно помнить цель UX-текста. В основном это CTA — нам нужно, чтобы пользователь совершил действие. Наряду с этим, в текстах UX-писатели заботятся об аудитории компании: например, предупреждают о предстоящих технических работах; где-то в интерфейсе расставляют подсказки на технических терминах; делают онбординг для новых пользователей в личном кабинете, чтобы стало понятно, как все тут работает; и еще много мелких, но важных вещей.
Бизнесу нужно продавать, а писателю сделать так, чтобы текст не был отталкивающим, как какая-нибудь невнятная реклама, звучащая как обман, чтобы собрать классы. Тут не обойтись без споров и отстаивания своей точки зрения. Часто приходится искать компромисс, но по итогу UX-тексты должны побеждать. Перечислю основное, от чего нужно избавляться в первую очередь: вводные слова, усилители, модальность, неопределенность, оценку. Все эти штуки только засоряют текст и вводят пользователя в заблуждение. Их можно смело убирать из текста без потери смысла.
Где учиться
Поскольку у всех троих UX-писателей есть филологическое или лингвистическое образование, мы поинтересовались, насколько его наличие помогает в работе.
Начитанность в плане иноязычных текстов и собственный опыт перевода помогает создавать полноценные лингвистические аналоги русскоязычных выражений, а не калькированные конструкции. Тексты, написанные на английском русскоязычными копирайтерами, в том числе автоперевод, нередко выглядят неестественно для зарубежного читателя, так как для адаптации текста одного лишь знания языка недостаточно, нужно еще и профессиональное образование переводчика и понимание культурного контекста.
Выводы
Рамки профессии UX-писателя сегодня еще не до конца сформировались, и в ней продолжает присутствовать серьезная творческая составляющая. При этом она касается, скорее, подхода к работе над текстом, но не его контента.
Как стать профессиональным UX-писателем сегодня? Специальность еще совсем молодая, в университетах ее не преподают. Однако на образовательных площадках в сети появляется все больше курсов длиной в 2-6 месяцев, которые помогут понять основные принципы работы и сделать первые шаги в этом направлении.
По аналогии с разработчиками, в UX-writing уже сейчас существует градация Junior – Middle – Senior – Team Lead с четко измеряемыми критериями профессионализма. В крупных компаниях, где штат сотрудников преодолел отметку в тысячу человек, сформированы отдельные команды с десятками UX-писателей. Такие тенденции говорят о том, что профессия становится неотъемлемым спутником разработки.
было бы интересно увидеть сравнение "до UX писателя" "после UX писателя" на каких-то одинаковых проектах.
Нужен еще UX-верстальщик. Обычный верстальщик верстает страницу, а UX-верстальщик верстает страницу так, чтобы это было удобно пользователю. Ну и UX-уборщик тоже бы пригодился.
Штука интересная. И отличный пример для тех, кто кричит, что ИИ скоро вытеснит копирайтеров
Комментарий недоступен