{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

7 причин не открывать компьютерный клуб

Составить бизнес-план, посчитать расходы и доходы, провести SWOT-анализ… Да не, бред какой-то!

Мне приятель, который играет в компьютерные игры, рассказал, что компьютерные клубы сейчас на хайпе и это очень прибыльный и простой бизнес. Другой друг продал второй папин гелик и открыл собственный компьютерный клуб с блекджеком и кальянами, и теперь чилит там по выходным. Чем я хуже?

Своими глазами наблюдал все это и еще с десяток интересных сценариев, по которым люди открывают свой первый компьютерный клуб (КК). Давайте разберемся, какими ошибочными идеями иногда руководствуются те, кто хочет открыть компьютерный клуб.

Вот 7 самых частых заблуждений при открытии КК:

Заблуждение №1: «Компьютерный клуб — это простой бизнес»

Нет. Компьютерные клубы — сложный бизнес, в первую очередь потому, что он работает 24/7. А значит, вы круглосуточно должны быть готовы решать любые проблемы. А по закону Мерфи, если что-нибудь может пойти не так, оно обязательно пойдет не так. У вас может возникнуть какое-либо ЧП, например, кто-нибудь устроит потасовку в клубе. Что-нибудь может протечь — от канализации до потолка. Обязательно что-нибудь навернется — от компа до интернета во всем клубе.

Вариантов того, что может пойти не так — прям до хрена. И большая часть этих вещей происходит в самое неудобное время: по ночам, в выходные, в день рождения вашей собаки.

Кроме того, КК — сложный бизнес с точки зрения операционки. Заработать денег на компьютерном клубе может быть той еще проблемой. Даже если у вас потрясающая идеальная реклама и маркетинг (а таких не бывает), то в сутках все равно 24 часа, а у вас — ограниченное количество компов. Есть объективное время, когда клуб не загружен — глубокая ночь и первая половина дня. Есть физическое ограничение для часа пик: вы не посадите больше человек, чем у вас есть компов.

Заблуждение №2: «Инвестируя в компьютерный клуб, ты ничего не теряешь»

На самом деле теряешь достаточно много. По моему опыту, ты теряешь до 50% своих инвестиций в открытие новой локации.

На чем теряются эти деньги: всевозможные комиссии риэлторов и агентские, проработка помещения — дизайн-проект, кондционеры, вытяжка, вентиляция. В конце концов — время (не важно, ваше или вашего сотрудника) — каждый час работы стоит денег.

Дальше вы делаете ремонт. Как и любые неотделимые улучшения помещения, все это останется вашим арендодателям, вы не сможете забрать его с собой. Одними из самых серьезных расходов могут стать вентиляция и кондиционирование, а также любые вещи, связанные с монтажами. Потому что любой сложный монтаж по факту останется на объекте, либо даже хуже — при выезде вам еще придется потратиться на демонтаж.

Так что если для вас 50% изначальных инвестиций — это «ничего не теряешь», тогда да, ничего не теряешь. Конечно, есть клубы, которые заходят в полностью готовое помещение или не делают никакого ремонта. Но раскрутить клуб с убитым ремонтом, без вентиляции и кондиционирования будет гораздо сложнее.

Вы могли слышать истории о предпринимателях, которые вошли в бизнес КК и продали клуб с прибылью. Но это как выиграть в лотерею — цена на комплектующие последние 2 года то дешевеет, то дорожает практически в 3 раза. Открыть и продать клуб с прибылью — это исключение из правил, а не рабочая стратегия.

Заблуждение №3: «Компьютерный клуб — это пассивный бизнес, который не требует серьезных усилий»

Как вы поняли из первых двух пунктов, если считать, что КК — пассивный бизнес, то в нем можно очень так пассивно утонуть.

Когда вы открываете первый клуб, будьте готовы к тому, что вы должны будете во все вопросы погрузиться сами и разобраться в них. И один из главных вопросов, который за вас никто не решит — кадровый. Индустрия КК полностью изменилась с момента своего появления, «правильно» управлять компьютерными клубами никто особо не умеет, персонал приходится буквально взращивать в рамках вашей команды.

Специфика КК такова, что управляющий и администраторы должны одновременно и уметь находить общий язык с гостями, и быть на ты с техникой и сетевой инженерией. Только если все работает как часы, ваш клуб будет считаться хорошим, а посетители будут возвращаться.

Собрать информацию о том, как должен работать компьютерный клуб, и специфику бизнеса еще недавно можно было только ногами. Пять лет назад я сам ездил по клубам, сидел в них, анализировал, общался и собирал информацию. Позже стало немного проще: начались первые конференции по тематике КК, появилась площадка от Nvidia, которая начала объединение клубов.

Сейчас, когда появился langame.ru, объединяющий игроков рынка, получить нужную информацию и советы из первых рук о работе КК стало гораздо легче. Но собрать информацию — не значит открыть бизнес, если вы будете пассивной амебой, то кто-нибудь вас обязательно сожрет.

Заблуждение №4: «Компьютерный клуб — это киберспорт»

В идеальном мире, где розовые пони какают бабочками и все правильно, компьютерные клубы — это киберспорт. Да, он зародился именно в компьютерных клубах. Сейчас на профессиональной киберспортивной арене очень много выходцев из компьютерных клубов девяностых-нулевых. Но в период ковида и дальше почти весь киберспорт ушел в онлайн. Из-за этого компьютерные клубы как площадки трушного киберспорта перестали быть востребованными.

Вытащить профессиональных игроков из уюта их домашних кресел, где они «лутают» хорошие деньги, в какой-то клуб, где они заработают гораздо меньше, — нетривиальная задача. Почти наверняка вы не соберете постоянную команду, не найдете сразу партнеров, а значит, вы будете проводить турниры в убыток.

КК — это не киберспорт, это бизнес по сдаче компьютеров в аренду. У людей, которые приходят в клубы, свои драйверы и мотивация, киберспорт не входит даже в первую пятерку этих причин.

Заблуждение №5: «Компьютерный клуб — не про бизнес, а про удовольствие»

План открыть компьютерный клуб, чтобы чисто по фану с друзьями каточки покатать — не имеет ничего общего ни с бизнесом, ни с удовольствием. Потому что КК в этом случае будет постоянным источником геморроя, съедая финансы и время.

Вы же не идете открывать бар, просто потому что любите пить пиво? Так и с компьютерным клубом. Если вы хотите открыть КК чисто в качестве хобби, откройте что-нибудь другое.

Конечно, свой клуб вы можете использовать как вариант досуга, но это не должно быть самоцелью открытия клуба.

Заблуждение №6: «Можно открыть компьютерный клуб на 10 компов и попробовать»

Очень маленький компьютерный клуб никогда не окупится не потому, что вы плохо старались, а потому что существует математика.

Например, у вас 40 компьютеров, а в 24 часах в сутках и есть объективно не самые активные периоды (глубокая ночь, раннее утро). Скажем, каждый компьютер вам приносит 50 руб. в час, а максимальную загрузку клуба, по моему опыту, вы сможете показать в районе 60%. Перемножаем все и получаем нашу эффективность.

Обычно точка безубыточности клубов наступает в районе 30-35% загрузки. То есть меньше 30% загрузки КК в сутки — уже убытки, ниже 20% — серьезные убытки. А чем меньше у вас посадочных мест, тем математика жестче.

Заблуждение №7: «Открою компьютерный клуб и получу очередь из спонсоров»

Не самое частое заблуждение, но с таким я тоже сталкивался. Открывающие компьютерный клуб ожидают, что к ним выстроится очередь из всяких производителей железа, кресел, периферии и т. д., готовых заплатить, чтобы взяли их продукцию, которую увидят, полюбят и потом купят себе посетители КК.

Сразу же развею этот миф — ваш клуб никому, кроме вас не нужен, все вендоры хотят ПРОДАТЬ вам свою продукцию. Да, может быть вам что-то подарят: одно кресло, одну какую-нибудь отвратную мышку или клавиатуру. И то чаще всего для этого подарка нужно купить других наименований товаров на ХХХ ХХХ и более рублей.

Не мечтайте, что у вас будет какая-то внезапная многомиллионная поддержка или рекламные контракты от каких-нибудь вендоров. У них такой же бизнес, как у вас, им нужно заработать на вас деньги.

0
347 комментариев
Написать комментарий...
Юрий Хотиловский

Вообще удивляет количество людей, которые про какой-либо бизнес говорят "пффф, это же легко!". Это бизнес в России, тут легко только попасть на штрафы еще до начала работы

Ответить
Развернуть ветку
Alex Smirnov

Похоже ты никогда ничего не открывал, никаких штрафов до открытия не существует, потом тоже, если ты не полный дебил

Ответить
Развернуть ветку
344 комментария
Раскрывать всегда