{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как открыть доставку еды, взять успешную модель и закрыться через 8 месяцев с 5 000 000 долгов. Гайд-как не надо

Название, кстати, было классное

Привет, меня зовут Антон Лебедев. Я маркетолог со своим агентством. Совокупная чистая прибыль клиентов агентства составляет порядка 200 000 000 рублей в год.Мы привлекаем клиентов, а так же помогаем выстраивать и улучшать отделы маркетинга для малого и среднего бизнеса. Так было не всегда и сейчас я хочу рассказать историю, которую прожил я лично и тем самым, возможно, уберегу вас от совершения ошибок. Поехали.

На дворе был 2018 год. Я работаю штатным маркетологом. Волею судеб я познакомился с человеком, который был директором компании, которая работала в смежной сфере. После одного из мероприятий, где он и я были спикерами, он отметил мою экспертизу в нише и мы попрощались. Через неделю он приехал к нам в офис и у нас состоялся приватный разговор, где он предложил мне следующее: -Придумай бизнес, я в него инвестирую. Ты будешь управлять бизнесом, а я буду участвовать в проекте, как инвестор и мы будем равноправными партнерами.

Надо ли говорить, что мне тогда показалось, что вот оно, билет в жизнь. Человек сам пришел и говорит: -На деньги, делай бизнес.

У меня была идея фикс: -Открыть народный общепит, который будет торговать качественной, но при этом недорогой едой. Такая евростоловая. С сервисом, отсутствием запаха еды на одежде после ее посещения и вкусной едой.

Я написал финансовую и бизнес модели, маркетинговую стратегию и упаковал все в презентацию. Человек, когда увидел ее, сказал, что я попал в точку и он тоже все время думает об общепите. А также добавил, что модель классная, но столько денег у него нет. Мы решили, что будем привлекать второго инвестора, так как у человека благодаря его сфере, много знакомых, которые ищут, куда выгодно припарковать свои деньги. И мы нашли.

Наступил 2019 год. Коронавирус. Сovid-19.

Второй инвестор сказал нам, что сейчас не самое лучшее время для инвестиций и отложил наше предложение в долгий ящик. Я тем временем уже работал маркетологом в компании человека, который предложил мне делать бизнес. Официальное обоснование моего перехода к нему в команду звучало так: Чтобы быть ближе друг к другу. Помимо работы будем думать, что нам делать с проектом. Время шло и мне не очень нравилось то, что я работаю на “дядю”, а не на себя. Об этом я сказал человеку и мы решили, что нужно как-то переупаковывать нашу идею, оптимизировать затраты на открытие и запускаться.

Тогда в регионах еще никто и не слышал о формате dark kitchen. А я слышал. В итоге мы не стали уходить от первоначальной идеи “классная домашняя еда”, а решили сделать ее в формате доставки еды. Взяли изначально разработанную айдентику и переоформили ее под доставку. Основной референс был взят с бренда “Кухня на районе”.

Какими-то неведомыми подсчетами мы поняли, что на открытие нужно порядка 2 миллионов рублей.

кек

Заходит разговор о обязательствах, обсуждаем, кто из нас будет сколько должен, при неудаче проекта. Напоминаю, я думал, что это мой билет в жизнь и риск казался мне обоснованным. В итоге, мы договорились, что делим потери 50/50.

здесь я еще счастливый, принял отшитые для нас термосумки.

Понеслась.

29 декабря 2020 года я лечу в Казань, закупать Б/Ушное технологическое оборудование. Мы снимаем супер-дорогой подвал в центре Самары и сталкиваемся с первыми трудностями. При аренде выясняется, что старый центр в Самаре мало где обеспечен сетью 380В. Возможность увеличения выделенной мощности есть, но только по линиии 220В. У нас добрая половина оборудования работает именно от 380В. Ладно, мы находим выход (подпитываемся от другого здания). Делаем минимальный, необходимый ремонт для запуска, параллельно пишем приложение для клиентов, покупаем дорогущую софтину, я собеседую поваров, курьеров, кухонных работников и тд.

Напоминаю, я взял на себя абсолютно все операционку, контроль кухни, маркетинг, затраты и тд.

Спойлер: я порвался.

Наступает день Х. Открытие. Из трех поваров, которые должны были выйти на смену, вышел только один, остальные просто не берут трубки. Я в состоянии экзистенциального шока переодеваюсь и иду на кухню. Компетенция в приготовлении блюд у меня есть, сан книжка тоже. Тогда я еще не знал, что работники в сфере общепита -- это отдельный мир, где слово человека не значит ровным счетом ничего. Но об этом потом.

Здесь я уже в шоке от происходящего, но стараюсь не подавать виду.

Каким-то чудом мне в течении месяца все-таки удается сформировать штат сотрудников. Я начинаю погружаться в показатели и седые волосы на моей голове начинают расти в геометрической прогрессии. Очень высокий фудкост, оборудование практически каждый день выходит из строя, высокий фонд оплаты труда, бешеные счета за электричество, бухающие повара, текучка курьеров, мало заказов. В общем -- в первый месяц мы просто вылетаем в трубу и понимаем, что нужны еще деньги.

К сожалению, о маркетинге я думал в самую последнюю очередь. У нас были подрядчики, которые лили нам трафик посредством тогда еще живого таргета в инстаграм. Операционка меня сожрала. Я практически жил на кухне.

Инвестор напрягся. Помимо того, что я и так в шоке от всего происходящего, с его стороны начался психологический прессинг, так как показатели были совсем уж печальные. Тут мы пустились во все тяжкие. Листовки с 50% на первый заказ, наружная реклама. Радио (лол).

Антон, который скрывает боль.

Основные ошибки, которые мы совершили.

1.Отсутствие компетенций в нише

2.Не проведенное исследование рынка

3.Закрытие всех процессов на одном человеке

4.Масштабный запуск, а не органический рост

5.Отсутствие понятных рынков сбыта

6.Раздутый штат

7.Дорогая аренда

8.Собственные курьеры.

А теперь цифры.

Конечная точка влитых инвестиций 6 237 000 рублей. Половина, эта сумма, которую я должен инвестору. Мы привязали ее к доллару и разбили мой долг на 5 лет. Получилось порядка 50 000 долларов, с ежемесячным платежом в 835$. Вот такой хэппи энд.

Если бы я открывал дарк китчен сейчас, я бы сделал так:

-Небольшая кухня с одним поваром и помощником повара.

-Первый год-работа при помощи агрегаторов.

-Масштабирование только в случае органического роста.

-Только моно-продукция. Не нужно думать, что в меню должно быть все и сразу.

-Сначала считаем фудкост, только потом вводим блюдо.

-Большое предварительное исследование ниши.

-Сначала набраться компетенций (устроиться на работу в аналогичную службу).

-Разграничение обязанностей по проекту (маркетинг и операционная деятельность).

-Не брать инвестиционный займ.

-Не покупать Б/У оборудование (ну или хотя бы не древнее)

-Не жалеть деньги на рекламу. Но тут я и тогда топил за это, но меня не слышали.

К итогам.

Много воды утекло с того времени. Я открыл маркетинговое агентство и занимаюсь тем, чем должен. На общепите можно зарабатывать только в том случае, если вы научились масштабировать этот бизнес. Даже при оптимистичном исходе, с одной точки я бы зарабатывал около 100 тысяч в месяц чистыми. Сейчас, когда я вспоминаю тот период, меня откидывает в то время и его повторения я бы точно не хотел. Я слишком дорого заплатил за свой опыт, но ничего страшного в этом нет. Ведь опыт, очень сложно переоценить.

UPD 2023: на консультациях по маркетингу в сфере общепита и продаже своих услуг , я уже заработал больше, чем потратил на «о мой борщ». Так что опыт, все-таки бесценен.

Есть только желание делиться опытом с предпринимателями, маркетологами, продюсерами и всем, кто причастен к привлечению клиентов себе и бизнес клиентов.

Если хотите следить за моим дальнейшим развитием, как предпринимателя и просто человека, добро пожаловать в мой телеграм канал.

Ссылка: https://t.me/+Bd4M04tu7R00ZTMy (vc не дает сделать кликабельной, копируйте)

Всех благ. Надеюсь, было полезно.

0
144 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ревербератор

Да ничего подобного. "Простых бизнесов" не бывает.
Кучу народу приходит в общепит и уверенно гребут. Не сверхдоходы, конечно, но не тонут.

Ошибка ТС не в какой-то субъектности, а в нем самом. У него нет знаний и образования, а мозги не позволяют даже догадаться тупо погуглить форум на счет ситуации с поварами и ответственностью в отрасли. Ему дико везет как новичку, вышел 1 повар из трёх, но он даже не осознает своей удачи - ведь могли не выйти никто. И, конечно, "тестовое открытие" и т.п. - не, не знаем такого.

Персонал постоянно норовит своровать или облениться

Персонал наровит нагреть лоха, которого видно за километр. И правильно делает. Это рыночная саморегулирующаяся система. Ничего личного. Вам это, судя по вашим заявлениям, сложно понять, но они такие же люди. И большинство даже поумнее вас. Просто в силу жизненных обстоятельств каждый оказался там, где оказался. И, естественно, они немедленно этим (тем что умнее) воспользуются. А теперь посчитайте свои шансы при таком раскладе: вы один против нескольких более умных. Вот откуда ощущение, что "все норовят". Проблема в вас самих.

один невыспавшийся повар портит к херам все что он готовит в этот день

Так проверяйте качество. Регулярно. Ищите способы. Не знаете как - это ваши проблемы как организатора. Если вы только извиняться умеете, то вашем место в коллцентре девочкой на проводе.

А этого п@@@ра ты уволить не можешь, потому что заменить его некем

Да, стандартная отмазка недобизнесмена. Всех уволить и набрать "нормальных", которые будут всё сами делать, а я только бабло считать. Но реальность такова, что начинать тогда с вас самих надо как самого слабого звена.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
141 комментарий
Раскрывать всегда