{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Фантазия на тему будущего вида Яндекс.Дзен

Для начала стоит сказать о том, что данный материал носит фантазийный характер и является не более, чем видением будущего платформы от человека, который, как бы это громко ни звучало, более трёх лет посвятил данной платформе, завел десятки успешных и не очень каналов и на сегодняшний день продюсирует (ведет) каналы нескольких крупных проектов и компаний.

Также, предвидя комментарии о том, что "об этом уже писали", скажу, что я специально старался абстрагироваться от комментариев по данному вопросу среди новостников и крупных блогеров, поэтому выступаю с позиции пользователя, который застал множество изменений и пертурбаций платформы.

Звоночки

Впервые слухи о продаже дзена прозвучали еще задолго до официального заявления Яндекса. В частности, многие авторы, которые были недовольны радикальными изменениями внутри платформы (как в плане смены руководства, так и общего ядра платформы), высказывались о том, что #дзен готовят для продажи и набивают себе цену, добавляя новые фичи и приглашая блогеров.

Впервые об официальной продаже Дзена заговорила РБК, а уже через несколько дней было сделано официальное заявление, что ведутся переговоры о продаже.

Тогдашний глава Дзена Антон Фролов объяснил позицию Яндекса следующим образом:

Яндекс» больше не может внутри себя дальше заниматься разными контентными проектами. Для нас это значит, что и «Дзену», как и «Новостям», придется это делать в каком-то другом месте. Наиболее вероятный вариант — это продажа какой-то другой компании», — объяснил Фролов.

РБК

Версии

В действительности можно предположить, что реальными причинами для продажи платформы послужила не столько смена вектора компании с расширения контентных проектов на их сервисы, сколько "внешние" причины.

Иными словами, я не отменяю того факта, что Яндекс действительно просто решил отказаться от трудозатратного и неэффективного продукта. Это логично и не должно вызывать сомнений. Но мы же здесь фантазируем, так что вот несколько возможных версий.

Первое, что приходит в голову, - это возможные санкции со стороны западных стран, которые поочередно стали вносить отечественные компании в различные санкционные списки.

Версия достаточно убедительная, но не будем забывать и о том, что "удаление" токсичных сервисов не гарантирует безопасность от возможного канцелинга. Вспомним историю с Касперским и Вайлдберис, когда Польша наложила санкции на данные компании. Безусловно, это не "весь мир", но если обратиться к идее о том, что Яндекс планирует активно развиваться в Европе, - это 🔔 для руководства Яндекса.

Второе, что приходит на ум, - это закономерная продажа платформы, из которой были выжаты все соки, и дальнейшее существование такой платформы попросту нецелесообразно. Тогда утверждение бывшего руководителя Дзена о том, что Яндекс хочет прекратить распылять свои ресурсы на множество платформ с контентом, кажутся наиболее убедительными. И повторюсь, не вызывают сомнений.

НО. Согласитесь, довольно странно приглашать множество популярных блогеров, активно развивать функционал платформы, оптимизировать контент и т.д., и внезапно продать.

Возможно, это логично, ведь лучше продать продукт на пике, чем ввести его в уныние и продать за “копейки”.


Третий вариант - внутренние проблемы. Под проблемами, в первую очередь, понимается тот факт, что Дзен не раз критиковали как пользователи платформы, так и депутаты Госдумы. Ну и, конечно же, сам #яндекс , который многими воспринимается не только как сервис и поисковик, но и как некая "третья сила", как нонконформист в идеях государственного и общественного мейнстрима.

Я больше склонен считать, что причин для продажи сразу три, которые были высказаны ранее. Возможно, продажа не подразумевалась столь "быстрой", но такие мысли наверняка бродили в головах руководства платформы и руководства Яндекса, и идея о "прекращении трат на контент-платформу" нашла свою реализацию благодаря "случаю".

Теперь о будущем

Известно, что из под крыла Яндекса уйдет не только Дзен, но и Новости. Уже сейчас мы видим крупную интеграцию Новостей в ленту Дзена. Если раньше новости были в тени платформы, то сегодня, если посмотреть на топы #дзен, то по количеству публикаций в сутки, а также количеству занимаемого места в ленте - новости занимают львиную долю.

В силу чего можно сделать вывод, что Дзен станет еще одним крупным агрегатором новостей для ру сегмента интернета. Он перестанет быть общепризнанной платформой для "авторов", а частью большой системы новостей.

Если фантазировать, то лента (в приложении) будет представлять из себя сначала материалы каналов, на которые подписан пользователь, куда будут интегрированы несколько разных новостных каналов (на которые, к слову, автор и не будет подписан вовсе). Также не исключено, что будет существовать некая лента в самом верху страницы, где будут новости, от которых нельзя будет отказаться.

Фантазия на то, как это возможно будет выглядеть:

Не исключено, что ужесточится фактчекинг, который, к слову, уже давно присутствует на платформе, но кроме как заявлений о том, что такой "сервис" существует, дальше не доходило. Не исключено, что все авторы, которые пожелают высказать мнение о какой-то новости или обсудить проблему, будут помечаться меткой "Факт не соответствует действительности. Подробнее...".

Данная система хорошо работает в западном интернете, особенно на ютубе. Если вы зайдете на страницы с западными видеороликами про теории заговора (11 сентября и т.д.), то всегда увидите следующую сноску:

Также не стоит забывать о том, кто является главным (уже подтвержденным) претендентом на приобретение Дзен-платформы. Это Мэйл.

У Мэйла уже есть своя собственная контент-платформа со статьями и видео - это #пульс @Mail. Многие считают, что это прямой конкурент Дзена, который стал широко известен авторам в начале прошлого года, когда стал выдавать инвайты авторам (преимущественно с Дзена), тем самым пытаясь переманить популярных авторов с ранее названной платформы.

В действительности получилось следующее: большая часть авторов начала дублировать контент со своих каналов Дзена. Иными словами, Пульс получил дополнительный контент от авторов, но не получил самих авторов. Считать это победой или поражением одной из платформ, по всей видимости, пока не представляется возможным, поэтому покажет время. Хотя..

Многие авторы сразу забеспокоились о собственных каналах на Дзене и как они будут "уживаться" с уже сложившейся системой Пульса.

Ведь не так давно Дзен стал позиционировать платформу как группу личных блогов по интересам разной степени важности и экспертности (конечно, она таковой и являлась изначально, но на смену “экспертов” по той или иной тематике пришли инфлюенсеры). Пульс же напротив - выступает за большую экспертность и не приемлет личные блоги. Парадокс.

Получается так, что большое количество авторов попросту потеряют свои каналы и, соответственно, доход. При условии, если Пульс не изменит свои правила или если Дзен не будет интегрирован в Пульс (или наоборот).

Ко всему прочему возник вопрос о трафике. Для заядлых авторов Дзена не секрет, что его аудитория не обладает должным уровнем мобильности. При наличии канала со 100к подписчиками на Дзен, тот же канал не получит и 10% такого же количества подписчиков на других платформах, т.е. как бы активно не рекламировал внутри Дзена автор свои социальные сети, туда перейдет менее 10% (и это в лучшем случае).

Иными словами, интеграция попросту неизбежна. Так как аудитория попросту не захочет переходить куда-то, чтобы следить за "любимым" блогером.

Сейчас в вопросе монетизации и дохода авторам на Пульсе ничего не угрожает. Рядовой автор Пульса находится в более привилегированном положении, чем автор Дзена, так как на Пульсе существенно выше оплата, и она достаточно прозрачна: больше просмотров - больше доход. К тому же, более лояльна тех. поддержка, и если говорить прямо - готова объяснить каждое свое решение или действие.

Когда толпы авторов "интегрируются" или перейдут на Пульс с закрытого Дзена, трафика и денег может попросту не хватить - недовольны будут все.

Финал


В сухом остатке мы имеем следующее. Про новости в ленте достаточно очевидно - они будут наверху в ленте рекомендаций Дзена. Само приложение Дзена останется, как прежде. Возможно, какое-то непродолжительное время после продажи его продолжит обслуживать команда Дзена, пока утихает шумиха и передается вся необходимая информация о работе платформы. Затем Дзен и сервис полностью уйдет под эгиду Мэйла.

Мэйл в ускоренном порядке попытается интегрировать одну из систем в другую - это не столько трафик, сколько нежелание потерять платформу из-за блокировки в AppStore, так как не исключено, что российские компании продолжит давить "коллективный запад", а новостной агрегатор (пускай и с подавляющим большинством независимых авторов), попросту удалят из AppStore или Google Play.

Пока происходит ускоренная интеграция, платформы будут существовать бок о бок, без каких-либо намеков на слияние. Затем постепенно будут вводить новые возможности на Пульсе (или уже Дзене?), а в один день придет письмо всем авторам, кто есть на монетизации, что необходимо перезаключить договор и т.д.

В заключение хочется сказать, что каких-то радикальных изменений в работе платформы (платформ) пока не ождиается. Для рядового автора будет видно лишь то, что немного изменились правила, чуть-чуть изменился дизайн и налоги нужно уплачивать в другую компанию.

Повторюсь, что написанный сверху материал - это не более чем фантазия и мнение обычного автора. Просто интересно было рассказать свое видение будущего данной платформы. Никаких целей или предложений оно не преследовало.

Спасибо.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда