{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Soft Skills: как сохранять дружбу с коллегой

Практическое руководство по soft skills: поможем прокачать мягкие навыки и поддержать друзей-коллег

Photo by Ben Griffiths on Unsplash

Продолжаем делиться практическими советами из внутреннего курса по развитию soft skills, который мы записали для своих коллег. Мы уже рассказывали о том, как лучше давать обратную связь, и как вести себя во время конфликтов, чтобы продолжать работать вместе. Сегодня затронем тему дружбы между сотрудниками и разберем, как сохранить баланс между рабочими и личными отношениями, используя всю палитру soft skills.

Дружба у детей vs дружба у взрослых

Потребность в дружбе и в доверительных близких отношениях — естественная для человека. Эти отношения — часть внешних опор, которые позволяют нам чувствовать себя устойчиво в жизни.

Мы начинаем дружить в детстве, когда находимся рядом, на одной территории, и вместе изучаем окружающий мир. Но с течением времени прежние связи частично исчезают, потому что у нас меняются ценности, интересы и жизненные обстоятельства. Это нормально.

Но не всё так грустно. Дружба во взрослом возрасте возможна. Она строится на обмене опытом и сотворчестве: мы знакомимся, находим точки соприкосновения в том, чем можем быть другу полезны, и помогаем развиваться друг другу или развивать свой продукт. Это совершенно иной уровень взаимоотношений, которые невозможны без инициативы с обеих сторон.

Работа с этой точки зрения — хорошая почва, чтобы заводить новых друзей. Мы проводим очень много времени вместе, сближаемся и проходим все вышеописанные шаги. Сложности в таком формате взаимоотношений начинаются, когда мы перестаем разграничивать деловые и дружеские связи с коллегами.

Напрашиваются вопросы: как остаться хорошим сотрудником и сохранить дружбу в сложной ситуации и какие софт скиллз нужны для этого? Спойлер: если вы с коллегой ни разу не обсуждали, что будет в случае конфликта интересов, скорее всего никак. Именно поэтому мы советуем договариваться, как вы действуете, если возникают разногласия.

В чем разница между личным и рабочим. Когда делаете неприятно другу, он может обидеться, и ваши взаимоотношения быстро ухудшатся. В рабочей коммуникации у вас есть четкое распределение обязанностей и набор ваших задач, которые нужно выполнять. Вам с коллегой важно соединить эти две роли: обсудить правила игры в вашем тандеме и договориться, как будете действовать в сложных ситуациях.

Баланс «я — команда»

Взаимоотношения на работе — большая часть вашей жизни, поэтому важно находить баланс друг для друга. Баланс между своим состоянием и состоянием других людей, чтобы поддерживать нормальные отношения. И мы всегда акцентируем внимание на том, что на работе общаемся друг с другом с позиции «взрослого»: «ты – окей» и «я – окей».

Более зрелый подход в вопросе баланса такой: на первом месте для вас — всегда вы и ваше ментальное состояние, на втором — конструктивные отношения внутри команды, на третьем — дружба и построение глубокой связи с кем-то из членов группы.

То есть вы действуете с позиции того, что хотите нормально себя чувствовать, выполняя рабочие задачи, а не переживать, как будет чувствовать себя ваш коллега-друг или вся команда. Попробуем рассмотреть, как это работает, на примерах из жизни.

Когда ваш результат зависит от коллеги

Есть одна задача на двоих, и результат вашей работы зависит от действий второго коллеги. Если он чего-то не делает (вовремя или вообще), страдаете вы и ваш результат. Как быть?

Здесь точно не стоит обижаться и копить внутри претензии: нужно выяснить, в чем причина. Это может быть случайность или халатность. Другие приоритеты у вашего коллеги или у него есть свои причины, о которых вы не догадываетесь. Когда вы обсудите проблему, возможно, вместе придумаете решение или договоритесь о новом дедлайне.

Ещё бывает, что вашему коллеге не хватает мотивации. Тогда вы можете дать ему позитивную обратную связь (о том, как это делать экологично, мы писали в статье «Как давать обратную связь») и таким образом закрыть его потребность в признании и уважении. Кстати, не бойтесь поделиться, почему эта задача важна именно для вас: возможно, от нее зависит ваше повышение, или вы — перфекционист.

Если в ходе беседы выясните, что коллеге неинтересно делать задачу, потому что в ней мало креатива, потребность в творчестве помогут закрыть ваша совместная работа или даже нестандартный подход в ходе совместного брейншторма.

Photo by Hello I'm Nik on Unsplash

Идем за помощью к руководителю

Один из позитивных сценариев — это когда ваш коллега открыт к диалогу, и вы находите решение. Но события могут складываться негативно: например, вторая сторона игнорирует ваши новые коммиты, или эта ситуация систематическая, и вы сталкиваетесь с откровенной агрессией. Конечно будет лучше, если получится справиться самостоятельно. Если сразу пойти к руководителю, он может очень быстро принять жесткие меры в отношении вашего коллеги. Ваши отношения от этого, вероятнее всего, ухудшатся, и в перспективе будет сложно вам обоим.

Тем не менее, выше мы писали, что на первом месте должно быть ваше эмоциональное состояние, и потом уже всё остальное. Поэтому если ничего не действует, вам нужна помощь руководителя. Прежде всего нужно спокойно предупредить коллегу, что вы вынуждены так поступить, ведь требуют уже лично ваш результат. Таким образом вы снимаете эффект неожиданности и связанную с ним ситуацию недосказанности. Затем подготовьтесь к встрече, соберите все ваши договоренности и обсуждения и идите к руководителю. Кстати, если сам руководитель проекта или вашего направления ведет себя с вами аналогично, то, как правило, в компаниях можно обратиться за поддержкой к вашему HR.

И вот мы уже у вашего начальника. Давайте обсудим, как лучше рассказать о ситуации. По сути мы сейчас даем обратную связь, которую нужно начинать не с оценки, а с ваших наблюдений:

  • оценочное суждение: «Петя плохо делает задачи и вообще не списывает часы»
  • наблюдение и вывод: «Петя хорошо структурирует задачи, но он систематически не трекает время».

А далее можно ещё больше углубиться в детали: «Расходы клиента становятся непредсказуемыми и выходят за рамки допустимого. От того, как Петя и другие члены команды списывают часы, зависит результат моей работы и наши деловые отношения с заказчиком, мы обсуждали с Петей эту проблему, но ничего не изменилось».

Коллега ошибся: ваши действия

Вторая ситуация — это когда вы замечаете, что ваш коллега допустил ошибку. Не нужно сразу выносить всё на публику: сначала расскажите ему о проблеме лично.

Вам поможет формула обратной связи с вашими наблюдениями и выводом: «Я заметил, что у тебя ошибки в коде ... я понимаю, что у нас сейчас может быть перегруз к команде, но, пожалуйста, посмотри эти моменты, они очень важны для проекта». Нужно перечислить эти ошибки, просто констатируя факт, не добавляя оценочных суждения в духе «мог бы и догадаться». Коллега с большой долей вероятности поблагодарит вас. Мы все периодически допускаем ошибки. Важно просто проговаривать, как не повторить подобный опыт в будущем.

Если вы говорите об ошибке публично, то автоматически повышаете уровень тревожности сотрудника: он начинает переживать, как его факап оценит команда и руководство, даже если у них нет таких мыслей. Эта тревожность мешает коллеге работать и будет формировать токсичную атмосферу в коллективе. Если вы лично говорите об ошибке, коллега ее исправляет и потом сам озвучивает на общем собрании, повышая свой статус в глазах команды.

Коллега-друг: как правильно поддержать

У каждого из нас случаются события, из-за которых мы становимся уязвимыми и нам очень нужна поддержка. Давайте разберемся, как поддержать вашего коллегу или родственника, чтобы действительно помочь.

Сначала мы слушаем и наблюдаем за человеком. Затем предполагаем, что чувствует наш собеседник, и озвучиваем это. И, наконец, признаем право человека испытывать и проживать эти чувства и эмоции.

Например, человек говорит с вами и тревожится: в этот момент он, скорее всего, сам не понимает, что с ним происходит. Вербализуя это состояние, мы как раз и признаем чувства другого человека.

Пример из жизни: у нашего коллеги Михаила какие-то сложности в рабочем проекте, он ничего не успевает и совершенно подавлен. Вы можете ему сказать: «Миша, я вижу, что ты расстроен, я слышал про то, какая серьёзная ситуация произошла с тобой неделю назад в команде. Миша, я чувствую, что тебе сейчас очень тяжело, это действительно непросто, и мне искренне жаль, что так происходит».

После того, как вы выполнили три предыдущие пункта, и чувствуете, что это уместно — спросите, готов ли человек услышать вашу идею по поводу решения проблемы. Помните, если вы сразу говорите, что человеку делать, вы обесцениваете его состояние.

Очень часто, когда другому плохо, мы спешим сразу предложить решение его проблемы, сказать «ну что ты, всё пройдет» или даже осуждающе говорить «что ты расстраиваешься, ты сам был не прав». К сожалению, мы так на самом деле успокаиваем сами себя, потому что нам непривычно и порой невыносимо быть рядом с негативными эмоциями другого человека. Ведь это неприятно и неудобно.

Например, помните, общие фотографии в детстве? Нас всегда просили улыбнуться, никто не хотел снимать человека в плохом настроении и не запечатлевал его печаль (кроме, возможно, художественных или концептуальных фотодокументалистов). Из каждого утюга реклама кричит нам «Будь позитивным, никто не любит нытиков» до сих пор. Буквально до недавнего времени в обществе было принято говорить только об успехе и не выходить на публику с грустным видом. У нас нет хорошо развитой культуры проживания негативных эмоций, и поэтому мы стараемся скорее решить чужие задачи, чтобы начать чувствовать себя лучше. Вы можете развивать у себя самостоятельно эмоциональный интеллект и прокачивать эмпатию, чтобы вы могли поддерживать в трудный момент не только ваше окружение, но и самого себя.

Дружба и работа: сохранить баланс и применить soft skills

Мы разобрали наиболее частые ситуации, когда коллеги в дружеских отношениях могут столкнуться с внутренними противоречиями или непониманием, как себя лучше вести. Давайте соберем все полезные инструменты в качестве заключения:

✅ нужно сразу договориться, как вы ведете себя в сложных рабочих ситуациях и как решаете конфликты,

✅ соблюдайте баланс «я — команда» и ставьте в приоритет своё эмоциональное состояние,

✅ если ваш коллега нарушает ваши договоренности, постарайтесь не копить обиду и не молчать, а лично выяснить причины такого поведения, используя формулу негативной обратной связи,

✅ когда обращаетесь за помощью к руководителю, не используйте оценочные суждения в адрес вашего коллеги: соберите все факты и поделитесь наблюдениями,

✅ если вы хотите поддержать вашего коллегу в сложной ситуации, используйте три шага — наблюдайте, проговаривайте, что, по-вашему, человек чувствует в данный момент, и признавайте его право эти эмоции проживать.

Надеемся, это было полезно, и будем рады, если вы поделитесь вопросами про soft скилы, ответы на которые вам бы хотелось получить.

0
1 комментарий
Анастасия Рассказова

Сегодня так раз слушала на SkyEng отрывок, где обсуждали ситуацию, когда две давние подруги неожиданно встретились в роли руководителя и подчиненного. Сложная ситуация, не хотела бы я в ней оказаться. Тут никакие договорённости не помогут

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда