{"id":9130,"title":"\u0417\u0430\u0449\u0438\u0442\u0438\u0442\u044c \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0438\u0435 \u043a\u043e\u043c\u043f\u044c\u044e\u0442\u0435\u0440\u044b \u0438 \u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043c\u0435\u043d\u044c\u0448\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0435\u0445\u043f\u043e\u0434\u0434\u0435\u0440\u0436\u043a\u0443","url":"\/redirect?component=advertising&id=9130&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/305439-reshenie-dlya-biznesa-zashchitit-rabochie-kompyutery-i-tratit-menshe-na-tehpodderzhku&placeBit=1&hash=85c54b2e13f250dedc65edea594d27f2b8d3772b0cf075b87dc84abeac949895","isPaidAndBannersEnabled":false}
DataArt

Бизнес-аналитик в IT: как войти в профессию и что делать в начале

Отвечаю на 10 популярных вопросов начинающих бизнес-аналитиков.

Привет, я Денис Гобов, Senior Business Analyst и соруководитель сообщества бизнес-аналитиков компании DataArt, в котором состоит 200 человек. Из них почти четверть — джуниоры и трейни. Кроме того, я основатель и тренер центра Art of Business Analysis, изначально созданного для повышения квалификации специалистов уровней «мидл» и «синьор», но сейчас мы развиваем еще и джуниорские программы. Причина — кадровый голод: спрос на бизнес-аналитиков пропорционален невероятному спросу на разработчиков и тестировщиков.

Я собрал самые популярные вопросы, которые начинающие бизнес-аналитики задают мне и моим коллегам. Надеюсь, ответы будут полезны всем, кто только собирается стать бизнес-аналитиком в IT, — независимо от нынешнего места работы и должности.

Как становятся бизнес-аналитиками в IT: моя история

Многие хотят работать именно в IT, но нет желания программировать. Тогда начинают рассматривать возможные варианты: тестировщик, руководитель проекта, аналитик. Я, наоборот, сначала был разработчиком, а потом стал бизнес-аналитиком. Это тоже довольно распространенный профессиональный трек.

В начале нулевых, еще в институте, я попал в крупный проект — мы разрабатывали для «Украинской железной дороги» систему, которая автоматизировала управление пассажирскими перевозками (бронирование и покупка билетов, составление расписания, заведение информации о свободных местах и так далее). В проекте все были равны, каждый немного общался с клиентом, писал код и тестировал. Там, где задачи были относительно простыми, схема работала, но на одной сложной подсистеме она дала сбой. Заказчик не принял наш первый релиз, потом второй.

Причина заключалась в том, что мы недостаточно глубоко разобрались в бизнес-процессах заказчика, не до конца понимали текущее и желаемое состояние. Соответственно, код не мог быть правильным, сколько релизов ни выпускай. Так в компании появился запрос на новую позицию.

Основное время в проекте я стал уделять общению с клиентом, документированию его потребностей, продумыванию решений, которые эти потребности закроют. И понял, что мне больше нравится не разрабатывать, а разбираться, что нужно клиенту и как это лучше сделать.

Кто же такой бизнес-аналитик?

Это человек, который сначала определяет, где находится бизнес клиента и где он должен быть (куда мы идем?). Затем вместе с заказчиком и командой прописывает маршрут, чтобы с минимальными затратами принести максимальную пользу бизнесу. Это если коротко.

Бизнес-аналитик нужен на всех трех этапах проекта.

1. Предпроектный анализ. Занимает, как правило, 2‒6 недель. Задача аналитика — выявить текущее состояние бизнеса, его потребности и определить границы решений: что делаем, а что делать не будем. Это верхнеуровневый анализ. Если, допустим, клиент внедряет ERP — аналитик определяет, какие модули нужны, с чем интегрируемся, какие будут типы пользователей.

Главная сложность на этом этапе — сформировать единое видение для заказчика и разработчика: куда идем, что делаем и что не делаем.

2. Анализ в рамках проекта. Может длиться полгода, год и больше. Бизнес-аналитик работает с детальными требованиями: выявляет, описывает, моделирует и согласовывает. Управляет запросами на изменения, если в процессе появились новые бизнес-задачи, поменялся закон, регулирующий деятельность клиента, появились или изменились пожелания заинтересованных лиц.

3. Постпроектный анализ. После релиза аналитик оценивает, насколько решение соответствует планам, что мешает приносить заявленную ценность, какие улучшения можно внести. Обновляет базу знаний по продукту, если планируется дальнейшее сопровождение/развитие системы или это предусмотрено контрактом.

С кем работает бизнес-аналитик?

Иногда говорят, что бизнес-аналитик — переводчик между бизнесом и IT. Я считаю, что это человек, который организовывает совместную работу. Это равноправный участник круглого стола, за которым сидят разработчики, тестировщики, менеджеры проекта, заказчик, его поставщики и клиенты, регулятор в лице отдела контроля качества, государства и международных организаций. Вот фактически с ними, так или иначе, работает бизнес-аналитик.

Чем отличается бизнес-аналитик в IT от других бизнес-аналитиков?

С высоты птичьего полета все бизнес-аналитики делают одно и то же. Они изучают работу организации заказчика и предлагают способы достижения бизнес-целей. Это можно сделать разными способами, например, с помощью перераспределения обязанностей в коллективе, изменения бизнес-процессов, вынесения каких-то работ на аутсорс. Т. е. не обязательно нужно разрабатывать новое ПО.

Отличие бизнес-аналитика в IT в том, что его главный инструмент для достижения целей — именно ПО. В его проекте требуется разработка, доработка или внедрение коробочного решения.

Как выглядит рабочий день бизнес-аналитика?

Основная часть рабочего времени уходит на общение с командой, чтобы донести требования заказчика, проговорить варианты реализации, ответить на имеющиеся и собрать новые вопросы. Во-вторых, общение с клиентом: выявление требований, фиксация договоренностей, определение приоритетов. В-третьих, бумажная работа: подготовка спецификаций, анализ документов, которые являются источниками требований.

Какие компетенции нужны бизнес-аналитику?

Вот что отличает хорошего бизнес-аналитика.

  • Широкий кругозор. Знание предметных областей, специфики разных видов деятельности позволяет быстрее погрузиться в проект и говорить с клиентом на одном языке. Плюс нужно держать в голове паттерны решения задач, которые можно переиспользовать в проектах.
  • Развитые коммуникативные навыки. Если вам тяжело общаться с людьми и доносить информацию в понятном виде, возможно, эта работа не для вас. Существует, правда, классификация, согласно которой есть бизнес-аналитики и системные аналитики. Считается, что первые больше общаются с людьми, а вторые работают с документами, и им можно быть нелюдимыми интровертами. На самом деле, такое разделение встречается редко. Во всяком случае, в крупных аутсорс-компаниях бизнес-аналитик и системный аналитик — одно и то же лицо.
  • Аналитический склад ума. На практике это означает, что аналитик умеет генерировать разные варианты решения задачи.
  • Развитая эмпатия. Умение посмотреть на проблему с разных точек зрения. Понять, что чувствуют заказчик и конечный пользователь. Посмотреть на постановку задачи глазами команды: разработчиков, тестировщиков. Это помогает сразу учесть многие потенциальные сложности, вопросы и пожелания.

На сайте Art of Business Analysis мы собрали расширенный список базовых компетенций бизнес-аналитика. Это то, что нужно развивать.

Что является результатом работы бизнес-аналитика?

Главный результат — снижение неопределенности у заказчика и команды: появляется понимание, куда и как двигаться.

В более приземленном плане результат — документы: перечень функциональных и нефункциональных требований, пользовательские истории, модели — они становятся основой бэклога. Команда видит, что в каком порядке делать. И заказчик может подтвердить: «Да, это именно то, что я хочу».

Еще один результат — база знаний, которая нужна, чтобы понимать, на основе каких требований система была построена. Она пригодится для сопровождения системы и переиспользования в других проектах.

Какие уровни-грейды у бизнес-аналитиков?

У каждой компании — своя классификация. Расскажу, как мы в DataArt определяем джуна, мидла, синьора и эксперта.

Джун может приносить пользу, но не является самостоятельной боевой единицей. Ему можно поручить, например, задокументировать результаты воркшопа и превратить их в требования по шаблону.

Мидл решает стандартные задачи в рамках типовых проектов. Он работает самостоятельно, ему не нужна поддержка со стороны.

Синьор решает сложные нестандартные задачи, для которых нет шаблонов. Часто синьор выступает ментором для мидлов и джунов.

Основная ценность эксперта — в обучении других бизнес-аналитиков. У него огромный опыт, он подскажет, какой инструмент для этой задачи работает лучше, какие подходы к построению решения применить оптимальнее, с какими потенциальными задачами/проблемами проект может столкнуться в будущем.

Какие точки входа в профессию?

Если вы уже работаете в IT (дизайнер, разработчик, тестировщик и т. д.), можно попробовать следующие варианты.

  • Программы внутренней переподготовки. В крупных компаниях чаще всего такие программы есть.
  • Совмещение ролей. Можно работать, условно, тестировщиком, и помогать бизнес-аналитику на своем проекте. Обычно это рутина вроде документирования требований по шаблону, подготовка протоколов по результатам обсуждений.

  • Когда приблизитесь к уровню джуна, участвуйте во внутренних инициативах по разработке или улучшению систем, используемых вашей компании. Часто такие инициативы придумывают, чтобы у джунов была возможность попрактиковаться, прежде чем им доверят клиентские задачи. Как правило, это происходит в нерабочее время и не всегда оплачивается. Зато нарабатывается опыт и репутация.

Если работаете не в IT:

  • Трейни-программы. Крупные компании проводят набор в свои школы, в том числе, DataArt. Это происходит нерегулярно, поэтому нужно следить за анонсами. Туда непросто попасть, но я настойчиво рекомендую попробовать. Первое, что спросят в такой школе — насколько хорош ваш английский. Еще проверят, насколько серьезны ваши намерения и умеете ли вы ясно выражать свои мысли. Чтобы закрыть все пункты, в DataArt, например, просят написать эссе на английском о себе и своей мотивации. Лучших выпускников компании берут на практику, на позицию трейни или джуна.
  • Участие в стартапах, учебных проектах. Наверняка у вас есть знакомые, создающие интернет-магазин или мобильное приложение. Думаю, они готовы воспользоваться вашими услугами бесплатно. Такого опыта будет достаточно, чтобы на базовом уровне разобраться, что от бизнес-аналитика ждет заказчик и команда.

  • Работа с ментором. Искать ментора можно в своей компании, в тематических чатах в Telegram и Facebook, через знакомых — где угодно. Стоит заранее определиться, что именно вы хотите прокачать с ментором и придумать, что можете дать взамен. Ментор будет отвечать на вопросы, советовать литературу, давать задания и проверять их.

О чем спрашивают на собеседованиях?

Кроме перечисленных выше софт-скиллов будущих коллег интересуют ваши хард-скиллы и технические знания.

1. Выявление требований. Вы знаете техники, которые для этого используются и умеете их применять: интервью, анализ документов.

2. Специфицирование и моделирование требований. Вы умеете информацию по проекту изложить в структурированном виде или смоделировать.

3. Управление изменениями. Вы знаете, по какому циклу проходит запрос на изменение, какие вопросы нужно задавать заказчику.

4. Приоритизация. Вы умеете расставлять задачи в определенном порядке и обосновывать свое решение.

5. Прототипировние. Вы умеете прототипировать элементы будущего решения, например, с помощью Balsamiq, Axure или Figma.

6. Декомпозиция. Вы знаете, как разбить сложную задачу на множество подзадач.

7. Методологии. Вы понимаете принципы Agile, отличия от каскадной модели и знаете, как строится работа бизнес-аналитика в зависимости от методологии.

Какие именно технические знания проверяют на собеседованиях — вопрос дискуссионный. В большинстве случаев спросят про SQL, т. е. навык написания запросов к базам данных. Точно нужно знать принципы, по которым строятся программные продукты. Хорошо бы понимать принципы объектно-ориентированного программирования и API.

Что читать и смотреть начинающему бизнес-аналитику?

Книги. Если вы погуглите этот вопрос, вам обязательно попадется BABOK (Business Analysis Body of Knowledge). Это детище Международного института бизнес-анализа (IIBA) — самой авторитетной ассоциации в нашей сфере. Однако я BABOK на начальном этапе не рекомендую, несмотря на то что я евангелист этой книги и провожу тренинги на ее основе.

Во-первых, она огромная. Во-вторых, построена как справочник и, если начать с нее, в голове образуется каша. Приступайте к этой книге, когда наработаете практический опыт — тогда лучше поймете, что там написано. Вместо BABOK советую шесть книг.

1. Handbook for the CPRE Foundation Level according to the IREB Standard. Позволит проникнуться терминологией бизнес-анализа и инженерии требований. Распространяется бесплатно в электронном виде.

2. Карл Вигерс «Разработка требований к программному обеспечению». Иногда говорят, что это библия для начинающих бизнес-аналитиков. Перевод на русский неидеальный, поэтому рекомендую читать на английском.

3. IIBA Global Business Analysis Core Standard. Это выжимка из BABOK, подготовленная IIBA. Распространяется бесплатно.

4. Алан Купер «Психбольница в руках пациентов». Легко читается. Интересный взгляд на индустрию, ПО и позицию бизнес-аналитика.

5. Dean Leffingwell. Agile Software Requirements. Поможет понять специфику требований в рамках agile-проектов.

6. Джозеф О’Коннор «Искусство системного мышления».

Вебинары и статьи:

1. Мой вебинар, посвященный подготовке к собеседованию.

2. Доклад Use Case VS User Story — сравнение двух самых популярных техник специфицирования требований. Извините, тоже мой.

3. Две статьи о том, как описывать требования к интеграциям: файловый обмен и API.

4. Много полезного на англоязычном ресурсе Modernanalyst. Форум, список из трех сотен книг, архив вебинаров и анонсы грядущих выступлений.

Статья основана на выступлении Дениса Гобова на IT talk.

0
4 комментария
Популярные
По порядку

Думаю, во избежание священных войн в комментариях по поводу бизнес vs системный аналитик стоило уточнить терминологию.

2

Если ориентироваться на BABOK - системные аналитики тоже относятся к бизнес-аналитикам.
Если взять проф.стандарты Системного аналитика и Бизнес-аналитика, принятые в РФ, то увидим значительные пересечения.
Ну и каждая компания проводит/не проводит это разграничение.

1

Спасибо за статью. Скажите, только честно, есть ли ограничения по возрасту, с которых бизнес-аналитик становится менее привлекательным для заказчика или рациональное мышление самого аналитика начинает идти на убыль? Конкретно - мне 45, из них 17 лет управленческого стажа в FMCG (продажи, маркетинг) и 3 года - построение и отладка бизнес-процессов на небольшой фабрике, ныне безработный, познания в IT выше среднего, аналитический склад ума, любовь с цифрам. придирчивость к деталям, критикан. Хочу сменить сферу деятельности на бизнес-аналитику с уклоном в IT, т к. там вижу перспективы развития и безбедной старости. С чего начать, если нет веры в эффективность Skillbox, Skillfactory и GeekBrains? Можно уже сейчас устроится стажером в аналитическую компанию без опыта?

0

Добрый день, Alexander.
 1) Если заказчику важно сколько лет аналитику-это не Ваш заказчик.(возраст и профессионализм не коррелируют).
 Пример из жизни: я беседовал с кандидатом с 11-летним стажем работы на позиции Senior, аналитик не знает базового стека технологий, не понимает как работает ПО, путает термины и т.д.)
2) Понимание производственных, технологических и order-to-cash процессов на предприятии важнее записи в трудовой книжки.
3) Крупные образовательные платформы (перечисленные Вами) дают неплохие знания, но все же обезличены и работают на количество выпускников. Факт. 
Если есть желание и должная мотивация лучше обратиться в консалтинговую Компанию специализирующуюся на бизнес аналитике. Программы обучения качественнее (реальные кейсы а не абстракция) + живой ментор + гарантия трудоустройства.
 

 ПС Статья классная. Автору спасибо!

0
Читать все 4 комментария
VK обновила Boom: теперь сервис называется «VK Музыка» и объединяет все музыкальные продукты группы Статьи редакции

В приложении можно будет сравнить свой музыкальный вкус с другими пользователями.

«VK Музыка» VK
Участники трека AI Factory – вы лучшие!

Десятый, юбилейный, трек AI Factory проекта «Московский акселератор» успешно завершен!

Самые популярные книги в России 2021 года о бизнесе, инвестициях и маркетинге Статьи редакции

От Кийосаки до Ильяхова.

«Яндекс» добавил в «Браузер» автоматический закадровый перевод видео на французском, испанском и немецком Статьи редакции

Доступен на YouTube, Vimeo и других платформах.

Исследователи нашли в Google Play сканер QR-кодов с вирусом, крадущим данные банковских приложений Статьи редакции

Программа может получить доступ к информации клиентов «Сбера», «Тинькоффа», ВТБ и других банков.

Как канадские любители снегоходов и квадроциклов открыли для себя Россию

«Важно найти свою нишу и быть готовым к тому, что ничего не получится».

Как мы сделали POS-систему для рынка Канады
Не только лишь смартфоны в нашем парке тестовых устройств Александра Красножен
Как с помощью WhatsApp увеличили выручку сервиса онлайн-бронирования на 133 млн рублей: кейс Агент.ру

Расскажем, как мы упростили путь покупателей и автоматизировали работу менеджеров с помощью чат-бота в WhatsApp и amoCRM для сервиса онлайн-продажи билетов. В результате увеличили прибыль компании на 33,5%.

Как российский корпоративный мерч путешествует по компаниям и выставкам по всей Европе, покоряет Эльбрус и Камчатку

Создавали мерч для представителей компании на мероприятиях, а получился «универсальный продукт», нашедший почитателей на всех континентах.

Бизнес онлайн: Авито запускает школу для предпринимателей

Компания будет обучать начинающих и опытных предпринимателей основам привлечения клиентов, поиска сотрудников и подрядчиков на онлайн-платформах. Сегодня платформу Авито используют 48% компаний малого и среднего бизнеса в стране — эксперты компании помогут новичкам и опытным предпринимателям сделать решение бизнес-задач еще более эффективным. Все…

Операторы в России перестали продавать тарифы с безлимитным мобильным интернетом новым абонентам Статьи редакции

Неограниченный трафик сильно увеличивает нагрузку на сеть и не приносит прибыль компаниям, считают эксперты.

null