{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как вернуть деньги за онлайн-курс

Можно ли вернуть деньги за курс, который Вы приобрели в интернете? Да. Но не всегда. Расскажем в этой статье о нюансах. А также поделимся случаем из нашей практики: как мы помогли вернуть клиентке 97 000 рублей за онлайн-курс (спойлер: до суда даже не дошло).

И, да, эта статья может быть полезной не только для потребителей, но и для самих онлайн-школ.

А это наше видео на Ютуб на эту тему

Проявите внимательность при выборе

Настоятельно рекомендуем перед покупкой курса проанализировать продавца услуги. Посмотрите, есть ли на сайте хоть какие-то реквизиты. Если нет, то это уже должно насторожить.

Если есть, следует понять, а кто вообще продает курс: ИП, юрлицо или самозанятый. В первых двух случаях на отношения с продавцом курса будет распространяться действие Закона о защите прав потребителей – а это хорошо, ведь по Закону Вы сможете помимо основной суммы долга отсудить еще и штраф в размере 50%, неустойку, и компенсацию морального вреда!

Пробейте исполнителя по реквизитам через сервисы налоговой и ФССП, лишним не будет.

Смотрим на договор

Вернуть деньги за интернет-курс Вы сможете в зависимости от того, что за договор был заключен.

Какие бывают договоры у онлайн-школ:

1. Лицензионный договор.

Этот договор предусматривает возможность покупателя курса «пользоваться» результатами интеллектуального труда исполнителя за определенную плату.

Так, лицензионный договор применяется в ситуациях, когда онлайн-школа разрабатывает N-ое количество уроков и сбрасывает их все сразу ученику после оплаты курса. Такие курсы не предполагают обратной связи с исполнителем, проведения каких-либо вебинаров, проверки домашних заданий и доступ к материалам курса предоставляется сразу.

Поэтому юридически будет считаться, что Вы воспользовались уже всеми материалами (даже если Вы просмотрели только половину первого урока), и вернуть деньги за остальные уроки не получится. Ну, только если не докажете, что он некачественный.

Пример: онлайн-школа анонсировала запуск курса по вышиванию крестиком. Курс включает в себя 5 уроков, из них три видеоурока, два – текстовый материал. После оплаты курса ученик получает сразу все материалы, без возможности обратной связи.

2. Договор оказания услуг.

Это уже более гибкий вариант договора. Его можно использовать как в случае, когда ученик занимается самостоятельно, так и тогда, когда предполагается обратная связь (например, создание чата с учениками, систематическая проверка домашних заданий).

В этом случае клиент уже сможет вернуть деньги за интернет-курс в полном объеме, если еще не начал проходить обучение или же потребовать частичного возврата.

Как вернуть деньги за курс?

Как Вы уже успели понять, это зависит от договора.

Вот такую краткую сводную табличку мы создали для Вас

В случае, если Вы имеете дело с лицензионным договором, вернуть денежные средства Вы сможете, только если докажете, что курс некачественный.

Например, если онлайн-школа в своем диетическом курсе заявляла, что курс содержит рекомендации психолога, которых по итогу не оказалось.

В случае, если перед Вами договор оказания услуг, то Вы можете претендовать на полный или частичный возврат.

- Вы еще не начали проходить курс;

- если курс оказался некачественным, и потребитель может это доказать;

- если онлайн-школа обещала, что вернет деньги.

Если ученик еще не приступил ни к одному уроку, ничего не просмотрел, то исполнитель обязан вернуть денежные средства в полном объеме, поскольку фактически никаких услуг потребителю не оказал. Тем не менее, исполнитель может удержать из суммы фактически понесенные расходы (о таких расходах может быть, например, указано в оферте).

За некачественный курс исполнитель также обязан вернуть деньги. Если курс не соответствует описанию, потребитель может требовать возврат в полном объеме.

Возможен и случай, когда онлайн-школа в целях привлечения покупателей указывает на особенные условия возврата. Например, если в оферте есть условие о том, что онлайн-школа готова вернуть средства ПОЛНОСТЬЮ в течение первых трех уроков, если курс не понравится.

Вернуть часть суммы за курс Вы сможете в случае, если уже успели пройти несколько уроков.

Так, формула будет такая:

Стоимость всех уроков – Стоимость пройденных уроков (расходы на обучение) = Сумма возврата.

Так, покупатель сможет требовать вернуть деньги за купленный курс за вычетом уже тех уроков, которые он успел пройти, а также тех расходов, которые понес на него исполнитель.

К таким расходам могут относиться, например, создание учетной записи на ученика или комиссии банков.

Когда нельзя вернуть деньги?

Бывают и ситуации, когда потребитель не сможет потребовать возврата денежных средств.

Благо, таких случая всего два:

1. Когда курс уже завершился

2. Если это лицензионный договор.

Что нужно сделать, чтобы вернуть деньги за онлайн-курс?

1) Обратиться к продавцу, попробовать решить вопрос мирно.

2) В случае неудачи – составить претензию. Изложить все фактические обстоятельства, сослаться на закон (ГК РФ, Закон о защите прав потребителей), указать, что в случае неудовлетворения требований Вы вынуждены будете обратиться в суд, где помимо основной суммы долга Вы будете требовать также уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами, возмещения расходов на юриста, а также, если спор с компанией или ИП, уплаты штрафа в размере 50% от всей суммы и компенсации морального вреда.

3) Обратиться в суд. Содержание иска, в целом, дублирует претензию, но необходимо также указать дополнительные данные, особое внимание необходимо уделить правовой аргументации, уплатить госпошлину (имейте в виду, что споры в сфере защиты прав потребителей госпошлиной не облагаются).

Наша практика

Интересно, что наша клиентка хотела вернуть деньги у онлайн-школы за курс по обучению профессии – администратора онлайн-школы :)

-> Ситуация следующая: клиент оплатила почти 100 000 рублей по реквизитам, которые не совпадали с теми, что были указаны на сайте. То есть предполагаемый исполнитель услуг и получатель денежных средств не совпадали.

-> Клиент захотела вернуть деньги за курс, на что чат-менеджер ответил, что «…Заказчик вправе отказаться от договора и обратиться с заявлением о возврате денежных средств не позднее 5 (пяти) календарных дней с момента начала курса», и в возврате денежных средств было отказано.

Мы составили претензию, в которой указали на то, что получатель денежных средств – третье лицо, которое к курсу никак не относится, что никакой оферты не было, договора с ним не было, и, по сути, полученные деньги – неосновательное обогащение.

Мы указали, что намерены идти в суд в случае неудовлетворения требований и взыскивать помимо суммы долга все сопутствующие расходы.

Онлайн-школа после получения претензии деньги все-таки вернула. Правда, не все: 97 тысяч из 100. Три тысячи школа позаимствовала (непонятно, правда, на что), но и такой результат мы считаем победой.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда