{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Рынок кормов для животных: почему там все будет хорошо?

Во время пандемии заметное число российских потребителей впервые обзавелись питомцами, что дало толчок для развития рынка товаров для домашних животных. Несмотря на текущие экономические условия рынок продолжает активно развиваться. Почему? Разбираемся в этой статье.

Россия входит в топ стран по числу домашних любимцев: по количеству кошек она находится на третьем месте, по количеству собак – на четвертом.

  • Согласно данным Mars Petcare дома у россиян содержится 63,5 миллионов домашних кошек и собак.
  • За последние три года количество домашних питомцев выросло на 12 миллионов.
  • Домашние животные есть в 59% российских домохозяйств.
  • Владельцами домашних животных на сегодняний день являются 70,4 миллионов россиян. При этом 20% семей держат и собак, и кошек.

Пандемия внесла заметный вклад в представленную статистику. По данным NielsenIQ четверть опрошенных владельцев кошек и собак в российских городах-миллионниках стали хозяевами котов или кошек в период 2020–2021 года.

Как развивается рынок товаров для животных?

В 2022 году все категории в индустрии товаров для домашних животных динамично развивались как в онлайн, так и в офлайн-канале: корм для кошек, корм для собак, лакомства и наполнители для туалетов продемонстрировали двузначные темпы роста денежных продаж по сравнению с предыдущим годом и уверенную динамику в натуральном выражении.

Динамика продаж в группе товаров для животных, % (NielsenIQ, 2022)

Согласно Data Insight сегмент зоотоваров стал одним из самых быстрорастущих сегментов – за 12 месяцев количество интернет-заказов выросло на 105%, а объем онлайн-продаж увеличился на 73% по сравнению с прошлым периодом.

В сегменте интернет-магазинов зоотоваров конверсия в период июль 2020 - июнь 2021 составила 12% (12 заказов на 100 посещений сайта), что опережает показатели интернет-аптек и универсальных магазинов.

Конверсия интернет-магазинов (Data Insight, 2021)

А что на рынке кормов?

Здесь все просто. Корма для животных наряду с детским питанием традиционно входят в одну из самых устойчивых категорий на всем FMCG-рынке, так как считается, что потребители в последнюю очередь будут экономить на питомцах и детях, даже если самим приходится урезать расходы.

В 2016-2020 гг продажи готовых кормов для домашних животных в России выросли на 42,8%: с 0,84 млн т до 1,19 млн т. В 2020 г в условиях пандемии потребители стали совершать покупки впрок из-за перебоев с поставками зарубежных кормов.

Продажи кормов для домашних животных в России (Euromonitor International, Nielsen, 2020)

Так, 2020 год сформировал устойчивый тренд на покупку корма в онлайн-каналах, который сохраняется по сегодняшний день и, вероятнее всего, продолжится в будущем. Это обусловлено теми же факторами, которые позволили вырасти всему рынку электронной коммерции: возможности поиска более выгодных цен по сравнению с офлайн-магазинами, опцией заказа товаров в больших упаковках, а также уникальному ассортименту.

Потенциал онлайн-торговли

С момента своего появления онлайн-канал сразу занял прочные позиции ввиду своей специфики: каждый второй корм для кошек уже сегодня приобретается онлайн, доля онлайн-продаж кормов для собак также стремительно приближается к 40%. При этом особенно развиты интернет-продажи премиальных кормов, которые часто отсутствуют в современной офлайн-рознице.

Динамика продаж товаров для животных по каналам, % (NielsenIQ, 2022)

Несмотря на то, что доля онлайн-продаж товаров для домашних животных пока остается ниже, чем в других каналах, за последний год она почти удвоилась с 5% до 9% в денежном выражении, а темпы роста онлайн-продаж достигают почти 100% по сравнению с 9% в современной рознице и 6% в специализированных магазинах для животных.

Все эти факторы привели к тому, что покупатели стали лояльны к онлайн-покупкам, а средний чек онлайн-корзины стал практически в два раза больше, чем в офлайн-точках, и составляет 2257 рублей против 1323 рубля в современной рознице. Более того, в период ажиотажных закупок в марте 2022 года покупатели в первую очередь обратились именно к онлайн-магазинам, которые позволяли легко сравнивать не только предложения, но и наличие нужного товара. В результате в канале электронной коммерции на 9-11 неделе корма для кошек и собак выросли на 251% и 247% соответственно.

Новые реалии

  • О приостановке инвестиций и прекращении поставок в Россию ранее заявила компания Mars, о частичной остановке импорта ряда товаров сообщили в Nestle.
  • В Royal Canin сообщили, что более 75% продукции производится на территории РФ и «на данный момент критичных проблем с доступностью основных продуктов нет». Уточнили, что импортные продукты могут быть временно ограничены, но более подробной информации об этом сейчас нет.

  • Представители Monge в своем профиле в Instagram* уверили покупателей, что работают в обычном режиме и делают все возможное, чтобы выполнять взятые на себя обязательства по отгрузке товаров в Россию. Компания отмечает, что столкнулась «с проблемой нехватки свободных транспортных средств у компаний-перевозчиков».

Покупатели каждый день жалуются на скудость ассортимента, очень не хватает профилактических и лечебных кормов, а цены поднялись практически на все

В свою очередь, другая проблема, связанная с доступностью кормов для животных — их стоимость. Если посмотреть динамику цен на маркетплейсе Wildberries, то видно, что цены значительно выросли. Например, стоимость корма Royal Canin Kitten (2 кг) с 2 017 руб. (цена от середины февраля 2022 г.) выросла до 5 297 руб. Другой корм — Hills Weight Management (4 кг) подорожал с 3 011 руб. до 5 012 руб.

Отчасти новые цены на распродаваемые запасы импортного корма, закупленного по более низкому курсу доллара, можно объяснить необходимостью закупать следующие партии уже по новым оптовым ценам. Конечно, другая причина скачка цен — ажиотаж и повышенный спрос со стороны покупателей.

О российском производстве

По сообщению Cоюза предприятий зообизнеса, на 2021 год 85% кормов в стране — отечественного производства. Но при этом в РФ слабо развит выпуск кормов премиум класса и что важнее — ветеринарных. Это стало особенно очевидно, когда в мае 2021 года Россельхознадзор запретил ряд поставок из 11 стран (Нидерланды, США, Испания, Германия, Канада, Великобритания, Литва, Латвия, Польша, Чехия, Эстония), где по оценкам ведомства, нет достаточного контроля за качеством продукции, в частности за содержанием ГМО-компонентов.

По данным исследования Mars Petcare, 16% кошек и 19% собак имеют проблемы со здоровьем, и значимая роль в терапии для них заключается в специальном корме. Уход с рынка доли импортных кормов повлияет именно на эту категорию питомцев.

Российские покупатели при этом проявляют заметный интерес к продукции небольших и локальных производителей. Динамика продаж такой продукции опережает темпы роста крупных брендов.

Динамика продаж брендов различного прозводства, руб., % (NielsenIQ, 2022)

Так, почему все будет хорошо?

Российский рынок готовых кормов для домашних животных далек от насыщения: распространенность кормления домашних животных кормами еще гораздо ниже, чем в развитых странах. Это указывает на то, что рынок имеет значительный потенциал роста.

  • Объем российского рынка кормов для домашних животных оценивается примерно в 300 млрд рублей. Причем в последние годы на фоне роста количества домашних животных, а также увеличения распространения готовых кормов отрасль показывала рост в 10% ежегодно.
  • Импортные корма в России за последний месяц подорожали на 50-80%, местного производства — на 10-25%. На фоне экономии покупатели могут переключаться на более дешевые бренды и СТМ. В кризисный период дополнительный импульс могут получить товары низкого ценового сегмента, которые сейчас занимают маленькую долю в структуре продаж, а также товары отечественных производителей.
  • В РФ слабо развит выпуск кормов премиум класса (холистик) и что важнее — ветеринарных (лечебных).

Таким образом, сейчас для игроков настал удачный момент для того, чтобы пересмотреть свои ценовые и промостратегии в комплексе, захватывая работу с ассортиментом, а также учитывая особенности структуры продаж по каналам и новые тренды и модели покупательского поведения.

Производители и ритейлеры, которые ставят перед собой цель добиться роста продаж, могут обратить внимание и следующие направления с высоким потенциалом: онлайн-торговлю, комплексную работу по управлению ценой и промо, а также работу с развивающимися нишами.

Александра Тюрина — Стратегический директор Slayers
Айдана Беленова — Product Manager Slayers

Slayers — агентство, которое специализируется на исследованиях и брендинге. К нам приходят со сложными задачами, на которые мы всегда находим нестандартные решения, благодаря data-driven подходу и стратегическому мышлению

Если у вас остались вопросы и предложения, пишите нам:

Наш сайт: https://slayers. team/

Почта: general@slayers. team

*Признан экстремистской организацией на территории РФ

0
3 комментария
fffggg gggfff

всё в порядке будет с рынком... ага
часть запретили еще в прошлом году, часть уходит сейчас или имеет проблемы с сырьем. котики и песики жрать так и будут хотеть, а вот что - это уже другой вопрос

Завод корма для кошек и собак Purina под эгидой Nestle, заговорил о нехватке сырья. Влажные пакетики Friskies уже не найти в магазинах, а из чего готовить новые корма — непонятно.

сорта пропадают один за другим, оставшиеся превращаются из мясного корма тупо в зерновой корм

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда